«СВОЙ ОСТРОВ»

В «СОВРЕМЕННИКЕ»

 

Владимир Семёнович Высоцкий много писал для других театров - музыку, стихи, песни. По вполне понятным причинам далеко не все его работы увидели свет. Пожалуй, лишь три спектакля состоялись при жизни поэта: «Последний парад» в московском театре Сатиры (рассказ Владимира Семёновича об этом спектакле см.: Библиотека «Ваганта» N 28, с.29), «Свой остров» в театре «Современник» да «Звёзды для лейтенанта» в Московском театре им.Ермоловой.

Каждая из этих работ по-своему интересна и значительна, найдены разные приёмы использования песен в этих спектаклях.

Предлагаю вниманию читателя сборку выдержек из выступлений В.С.Высоцкого о спектакле «Свой остров». На одном из своих выступлений Высоцкий определил главную идею спектакля - каждый человек должен иметь «свой остров», куда ему всегда хочется вернуться, к которому он всегда плывёт.

О.Терентьев

 

Я продолжал работать в различных театрах. Ну, конечно, и у себя тоже. Продолжал писать в спектакли, в фильмы. И всегда пытался бороться за то, чтобы к песне относились так, как она того заслуживает, потому что на неё тратится много труда, И я нахожу всё больше и больше сторонников среди друзей, которые занимаются искусством. Конечно, и среди его руководителей...

Есть люди, которые относятся к этому всерьез. В основном, это режиссёры, поэты, писатели - то есть собратья.

Был такой спектакль в театре «Современник». Назывался он «Свой остров». Эта пьеса написана эстонским автором... Мне сейчас очень трудно вспомнить (его фамилию. - О.Т.) потому что я с ним не общался уже около года... Да, Краугвер. Это замечательный драматург.

Меня Галина Волчек попросила, чтобы я написал несколько песен в этот спектакль.

Это психологическая пьеса. Речь там идёт о том, как копать сланцы. Сверху вырубать - уничтожать землю. Зато дешево. Либо затратить побольше и вырубать снизу, но сохранить природу. Вот и все. Такая бесхитростная идея Интересно, но очень просто. И вот они решили ввести туда несколько моих песен, чтобы поярче раскрыть внутренний мир того или иного персонажа, той или иной сцены.

Хорошо писать песни так, чтобы они существовали отдельно от спектакля. Если написать вставные номера, они так и останутся в том спектакле или в том фильме, откуда они. А если написать песню, которая имеет свою самостоятельную ценность - сюжет или отдельную мысль, - её можно использовать в спектакле ассоциативно. Просто она будет идти рядом, в параллель со сценой, никакого отношения к сцене не имея. Даже про другое место, про другое время, даже не про людей, а про животных можно её петь. А в это время на сцене будут какие-то события. Если песню нельзя исполнить вне спектакля - это не песня. Она не имеет права называться песней, балладой. Я пытаюсь, обязательно чтобы в моих песнях было какое-то другое дно, чтобы их можно было воспринять и с юмором, и всерьёз. Вы понимаете, за ночь можно написать десяток таких песен, как «Яблони в цвету - какое чудо!». А мы стараемся авторскую песню поднять намного выше.

Форма исполнения песен в спектакле «Свой остров» такая же, как у нас в «Добром человеке из Сезуана». Это останавливается кусок, кончается сцена, выходит человек и поёт их как зонги.

Сначала даже была идея, чтобы я пел сам, потому что существует такое мнение, что если не я пою, то эти песни очень много проигрывают, потому что люди делают не те акценты, не ту интонацию держат. И якобы голос, который теперь принято называть «с трещиной» (а раньше более оскорбительно называли - теперь из уважения говорят только «с трещиной») - такой сломанный голос, - вроде это даже хорошо. Тем более, что я не претендую на звание певца. Я - исполнитель своих стихов под гитару. И они хотели, чтобы я работал у них в театре. Но так как они играли эту пьесу в неудобные для меня дни, а я слишком занят у себя в театре, то другие актеры стали петь мои песни. Пел Игорь Кваша. Пел очень достойно и хорошо. Хотя поначалу он хотел по манере быть похожим на меня. По манере исполнения. Мы долго бились с этим делом. Он даже пытался голос себе сломать - либо в форточку дышал, либо пиво холодное пил, либо лёд сосал. Но у него ничего не вышло - у него слишком крепкий и хороший голос. Тогда мы решили, чтобы он пел, как он. Вообще я против подражания. Особенно против подражания голосу. Да и против подражания манере тоже. Если это искусство пародии - это другое дело. На мой взгляд, интереснее всего видеть человека на сцене и на экране как творческую индивидуальность. То есть человека, который имеет свое лицо, своё мнение по поводу событий, жизни конечно, того материала, который показывает зрителю, своё суждение. В теперешние времена, когда так много информации люди получают отовсюду - телевидение, радио, газеты, телефоны, сплетни, - самое главное - видеть человека, личность творческую и индивидуальность на сцене. И я призываю всех, кто владеет гитарой и занимается авторской песней, чтобы они нашли свою манеру исполнения и манеру изложения материала.

Центральная песня спектакля «Свой остров» - «Я не люблю». Она используется как песня-рассказ о себе. Это главная песня персонажа. В самом начале этой пьесы - в ретроспекции в рассказе о главном герое - все персонажи про него высказывались, что он такой-то-такой-то, любит это, не любит того-то, нетерпим. Но всё-таки терпим к недостаткам. И всякие такие слова про него говорили. Все-все-все-все. Много, страниц пятнадцать. Галя Волчек это всё помарала. Вместо этого Игорь Кваша, который играет роль главного героя, перед началом спектакля выходит на зрителей и поёт от своего имени, от имени своего персонажа, песню-монолог. Почти все мои песни написаны от первого лица.

Эта песня - лейтмотив спектакля. Человек сразу заявляет о своем характере. И люди уже воспринимают его так, как он заявил о себе в этой песне. Как бы он ни играл, его песня так сильно сказала про то, что он из себя представляет, что он уже из этих шор и выбраться не может.

Так что иногда песня сильно держит образ. Если бы он её не спел, он бы мог позволить себе какие-нибудь другие краски, другие грани. Но когда он так ярко заявил вот в этой песне о том, кто он такой, он уже менять свой характер не должен. Он с самого начала себя ставит в определенные обстоятельства, рассказывает, как живёт в этой жизни.

 

Я НЕ ЛЮБЛЮ

 

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда весёлых песен не пою.

 

Я не люблю открытого цинизма,

В восторженность не верю, и ещё –

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

 

Я не люблю, когда - наполовину,

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

 

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почести иглу.

Или когда - всё время против шерсти,

Или когда - железом по стеклу

 

Я не люблю уверенности сытой, -

Уж лучше пусть откажут тормоза…

Досадно мне, что слово «честь» забыто,

И что в чести наветы за глаза

 

Когда я вижу сломанные крылья –

Нет жалости во мне, и неспроста:

Я не люблю насилье и бессилье…

Вот только жаль распятого Христа

 

Я не люблю себя, когда я трушу.

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют!

 

Я не люблю манежи и арены –

На них мильон меняют по рублю...

Пусть впереди большие перемены –

Я это никогда не полюблю!

 

(Текст приводится по авторской фонограмме, запись на концерте в ДК им.Ногина Министерства морского флота, 20 04 1972 года.)

 

У этой песни длинная жизнь. Я написал её сначала вот так, для друзей. Потом она попала в этот спектакль. Потом я её записал на пластинку. Пою на своих выступлениях. На телевидении записал. Видите, она прошла пять ступеней. Песня иногда может не только подчеркнуть то, что происходит на сцене, но может дать другой настрой тому, что только что происходило. Есть серьёзная сцена, скажем, в этом спектакле. Идёт разговор о том, что молодой человек хочет жениться на девушке, что вполне естественно. Его родители возражают. Это не очень естественно, но часто бывает. Шаблонная, банальная ситуация, такие истории мы много раз видели и в кино, и в театре.

Тогда Игорь Кваша выходит к порталу, после сцены между этими двумя молодыми людьми, на сцене гасится свет, все персонажи остаются на своих местах, его высвечивают и он поёт мою песню «Песенку ни про что, или Что случилось в Африке». Это детская народная песня, под неё хорошо маршировать в детских садах и санаториях Он поёт не комментируя, а как бы показывая зрителю: вы не относитесь к этому серьёзно, это довольно смешно.

И сразу же то, что происходило до этого на сцене, предстаёт перед вами в ироничном ключе, и дальнейшие события вы воспринимаете через юмор и улыбку.

 

ПЕСЕНКА НИ ПРО ЧТО, ИЛИ ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В АФРИКЕ

 

В жёлтой жаркой Африке,

В центральной ее части,

Как-то вдруг вне графика

Случилося несчастье, -

Слон сказал, не разобрав:

«Видно, быть потопу!..»

В общем, так: один Жираф

Влюбился в Антилопу!

 

Поднялся галдёж и лай, -

Только старый Попугай

Громко крикнул из ветвей:

«Жираф большой - ему видней!»

 

«Что же что рога у ней, -

Кричал Жираф любовно, -

Нынче в нашей фауне

Равны все поголовно!

Если вся моя родня

Будет ей не рада –

Не пеняйте на меня, -

Я уйду из стада!»

 

Поднялся галдёж и лай, -

Только старый Попугай

Громко крикнул из ветвей:

«Жираф большой - ему видней!»

 

Папе Антилопьему

Зачем такого сына

Все равно - что в лоб ему,

Что по лбу - все едино!

И Жирафов зять брюзжит

«Видали остолопа?!»

И ушла к Бизонам жить

С Жирафом Антилопа.

 

Поднялся галдёж и лай, -

Только старый Попугай

Громко крикнул из ветвей

«Жираф большой - ему видней!»

 

В желтой жаркой Африке

Не видать идиллий –

Льют Жираф с Жирафихой

Слёзы крокодильи.

Только горю не помочь –

Нет теперь закона:

У Жирафов вышла дочь

Замуж - за Бизона!

 

Пусть Жираф был не прав, -

Но виновен не Жираф,

А тот, кто крикнул из ветвей:

«Жираф большой - ему видней».

 

(Текст приводится по авторской фонограмме, запись на Одесской киностудии, дата не установлена.)

Об этой песне было много странных разговоров. Некоторые люди усмотрели в ней не Африку, не жирафов, а совсем какую-то другую страну и других животных...

 

У меня много друзей среди моряков и лётчиков. Я очень уважаю эти две профессии. Я и другие профессии уважаю, а лётчики и моряки, - одни каждый день рискуют, поднимаясь туда, а другие так долго без дому, что это вырабатывает характер у них. Я написал для них много песен. Каждый раз, встречая в порту моряков, я им исполняю какую-то новую песню. Есть у меня одна особенно любимая мною песня. Называется она «Человек за бортом». Эта песня посвящена Анатолию Гарагуле, капитану теплохода «Грузия» Одесского пароходства. Песня эта звучит в спектакле «Свой остров». Поёт ее Игорь Кваша, не отрешаясь от сцены, а просто в своём образе, стоит на сцене и спокойно поёт эту песню.

 

ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ

 

Был шторм - канаты рвали кожу с рук,

И якорная цепь визжала чёртом.

Пел ветер песню дьявола… И вдруг

Раздался голос: «Человек за бортом!»

 

И сразу: «Полный назад! Стоп машина!

На воду шлюпки, помочь!..

Вытащить сукина сына

Или, там, сукину дочь!»

 

Я пожалел, что обречён шагать

По суше - значит, мне не ждать подмоги.

Никто меня не бросится спасать

И не объявит шлюпочной тревоги

 

А скажут: «Полный вперёд! Ветер в спину!

Будем в порту по часам!

Так ему, сукину сыну!

Пусть выбирается сам!..»

 

И мой корабль от меня уйдет –

На нём, должно быть, люди выше сортом.

Впередсмотрящий смотрит лишь вперед –

Ему плевать, что человек за бортом.

 

Я вижу - мимо суда проплывают,

Ждёт их приветливый порт…

Мало ли кто выпадает

С главной дороги за борт!

 

Пусть в море меня вынесет, а там -

Шторм девять баллов новыми деньгами...

За мною спустит шлюпку капитан,

И обрету я почву под ногами.

 

Они зацепят меня за одежду, -

Значит, падать одетому – плюс! –

В шлюпочный борт, как в надежду,

Мёртвою хваткой вцеплюсь!

 

Здесь с бака можно плюнуть на корму,

Узлов немного - месяц на Гавану...

Но я хочу на палубу к нему –

К вернувшему мне землю капитану.

 

Правда, с качкой у них перебор там,

И в штормы от вахт не вздохнуть!..

Но человеку за бортом

Здесь не дадут утонуть!

 

Я на борту - курс прежний, прежний путь -

Мне тянут руки, души, папиросы...

И я уверен, если что-нибудь -

Мне бросят круг спасательный матросы

 

Давайте ж полный вперёд - что нам льдина!

Я теперь ваш, моряки!

Режь меня, сукина сына,

И разрывай на куски!

 

Режь меня, сукина сына,

И разрывай на куски...

 

(Текст приводится по авторской фонограмме, запись на Одесской киностудии, дата не установлена.)

 

 

СВОЙ ОСТРОВ

 

Отплываем в теплый край

навсегда.

Наше плаванье, считай,

на года.

Ставь фортуны колесо

поперёк,

Мы про штормы знаем всё

наперёд!

 

Поскорей на мачту лезь, старик! –

Встал вопрос с землёй остро, -

Может быть, увидишь материк,

Ну а может быть - остров.

Ну а может быть - остров...

 

 

У кого-нибудь расчёт

под рукой,

Этот кто-нибудь плывёт

на покой

Ну а прочие - в чём мать

родила –

Не на отдых, а опять -

на дела.

 

Ты судьбу в монахини постриг,

Смейся ей в лицо просто.

Что это - тот самый материк,

Или этой мой остров?

Или это мой остров?..

 

Мне накаркали беду

с дамой пик,

Нагадали, что найду

материк...

Нет, гадалка, ты опять

не права –

Мне понравилось искать

острова.

 

Вот и берег призрачно возник

Не спеши - считай до ста.

У кого - свой личный материк,

Ну а у кого – остров.

Ну а у кого – остров…

 

(Текст приводится по авторской фонограмме, запись на концерте в ДК им.Ногина Министерства морского флота, 20.04.1972 года.)

 

***

Здесь лапы у елей дрожат на весу,

Здесь птицы щебечут тревожно –

Живёшь в заколдованном диком лесу,

Откуда уйти невозможно.

 

Пусть черёмухи сохнут бельём на ветру,

Пусть дождём опадают сирени, -

Всё равно я отсюда тебя заберу

Во дворец, где играют свирели.

 

Твой мир колдунами на тысячи лет

Укрыт от меня и от света

И думаешь ты, что прекраснее нет,

Чем лес заколдованный этот

 

Пусть на листьях не будет росы поутру,

Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,

Всё равно я отсюда тебя заберу

В светлый терем с балконом на море

 

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно,

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

 

Украду - если кража тебе по душе

Я не зря в том лесу партизанил!

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,

Если терем с дворцом кто-то занял

 

(Текст приводится по авторской фонограмме, запись у Савича, ориентировочно 1970 год.)

 

Эта пьеса идёт не только в нескольких театрах Москвы, но поставлена и в Болгарии тем же режиссёром, Галиной Волчек. И я очень рад, что в этой пьесе присутствуют мои песни. Они уехали в Болгарию, играются в Москве. Автор пьесы сказал мне, что его устраивают мои песни.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ФОНОГРАММ

 

Таллиннское телевидение, 17.05.1972 г.

Гагры, Зелёный театр, 1972 г. (точная дата не установлена)

Химки, ДК «Родина», 1975 г. (точная дата не установлена)

Дубна, ориентировочно 1975 или 1976 гг.

Калинин, Университет, 03.06.1976 г.

Коломна, 12.06.1976 г.

Коломна, 29.06.1976 г. (1-е выступление)

Коломна, 29.06.1976 г. (2-е выступление)

Москва (?), Потребкооперация, 23.11.1976 г. (1-е выступление)

Москва (?), Потребкооперация, 23.11.1976 г. (2-е выступление)

Подольск, 1976 г. (точная дата не установлена)

Ивантеевка, 1976 г. (2-е выступление), (точная дата неустановлена)

Люберцы, 1977 г. (точная дата не установлена)

Сумы, ориентировочно 1977 или 1978 гг.

Москва, МАМИ, 17.03.1978 г.

Грозненское телевидение,октябрь 1978 г.

Москва, ИАЭ им.Курчатова, 27.12.1979 г.

 

Составление и подготовка текста

Н.Терентьевой и О.Терентьева

 



Hosted by uCoz