ЗА ГОД ДО ЮБИЛЕЯ

 

«Друзья и авторы журнала «Вагант-Москва» приглашают...» - так было написано в приглашении на вечер, который состоялся 25 января 1997 года – в 59-ю годовщину со дня рождения Владимира Высоцкого - в Доме любителей книги на Старой Басманной, где собрались друзья и поклонники поэта. К этой дате вышел и первый номер журнала «Вагант-Москва» - преемника журнала «Вагант», посвящённого жизни и творчеству Высоцкого.

Вечер вели писатель, историк, философ, один из авторов «Ваганта» академик Игорь Васильевич Бестужев-Лада и главный редактор журнала Сергей Зайцев. Каждый из выступавших на вечере старался представить свои лучшие произведения, посвящённые поэту, очевидцы вспоминали эпизоды встреч с Высоцким... Кроме многочисленных гостей, среди которых был и отец поэта Семён Владимирович Высоцкий, было много авторов, корреспондентов, сотрудников журнала. Справедливы были слова академика Бестужева-Лады, предложившего считать встречу расширенным заседанием редколлегии журнала «Вагант-Москва».

Известный российский поэт Борис Дубровин прочитал:

 

Слова жужжат и кружатся, как оводы.

Прочь их с пути, я с ними не в ладу.

Достаточен ли повод, чтоб как по воду

У повода идти на поводу.

И так ли надо прерывать безмолвие.

И то ль скажу, что высказать хочу,

И так ли вправду сердце переполнено,

Что разорвётся, если промолчу.

Но снова жажда песни перевесила,

И сердце болью вновь обожжено.

Любое чувство - подлинно поэзия,

Лишь было б только подлинно оно.

И если чем-то ранят - ни черта ему.

Ещё полней, ведь рана глубока.

И только черпай из неисчерпаемой

Души своей ночного родника.

 

А потом добавил, уже в прозе: «Со времени ухода Высоцкого прошло много лет, по сути почти поколение выросло, а кажется, что он приближается к нам, становится яснее, понятнее и всё современнее. Кажется, что настоящее пламя горит в сердцах тех, кто создаёт «Вагант», кто несёт этот огонь, эту эстафету служения высокой поэзии и России. Благодарность им от имени многих читателей, им и Марине Ниловне Каменевой, директору книжного магазина «Москва», приютившей «Ваганта».

Актёр Алексей Иванович Миронов - шофёр Копытин из «Места встречи…» - рассказал о том, как трогательно изменялось отношение людей, узнававших его после выхода фильма: «Это же вы...». Люди не находили слов для выражения любви к актёру, фильму, Высоцкому: «Может, картошки вам привезти?..»

Александр Суханов спел своё знаменитое:

 

...Среди миров, мерцания светил -

Одной звезды я повторяю имя -

Не потому, что б я её любил,

А потому, что мне темно с другими...

 

И, конечно, «Зелёную карету». Первая книга его стихов «День из апреля кружит меня...» вышла именно в издательстве «Вагант».

Народный артист России Геннадий Юхтин, снимавшийся в двух фильмах с Высоцким - «Увольнение на берег» и «Единственная дорога», - прочитал свои миниатюры о друзьях-киноактёрах.

Актриса, поэтесса Наталья Варлей. Была утверждена на одну из ролей в кинофильме «Опасные гастроли», но её не отпустили из института. В издательстве «Вагант» вышла книга её стихов «Кружась над золотыми куполами». В исполнении автора прозвучало стихотворение памяти Владимира Высоцкого:

 

Внахлёст настигают утраты!

Не скорбь и не боль -

Пустота!

Стираются чёрные даты,

Слабеет беда…

Душа встрепенётся тоскливо -

Вполглаза - назад:

Там кони - всё так же -

К обрыву

Бездумно

Летят!..

 

И словно подбитые птицы -

Листки телеграмм…

О, эти прекрасные лица

Из траурных рам!..

И сердце сожмётся от боли -

Но... нету преград:

Безумные кони – на волю –

К обрыву

Летят!..

 

И как сквозь унылые будни,

Болезни, дела, -

Вглядеться в злосчастные судьбы

И светлый талант?!

Спасти от ударов и фальши,

Собою укрыв...

Но кони несутся - всё дальше!..

А дальше –

Обрыв!

 

Заслуженный артист России Игорь Кашинцев, учившийся почти в одно время с Высоцким в Школе-студии МХАТа, прочитал своё стихотворение «На смерть Владимира Высоцкого» и рассказал о потрясших его проявлениях народного горя в день смерти Высоцкого. 25 июля 1980 года он был на гастролях во Владивостоке. Ужинали после спектакля, играл оркестр, пришёл в ресторан человек, бросил пачку денег и сказал: «Оркестр, замолчите. Здесь тысяча рублей. Умер Владимир Высоцкий». И включил магнитофон...

Заслуженная артистка России Лариса Лужина вспомнила эпизод, как после выступления в доме культуры Ербогачёна, небольшого посёлка на севере Иркутской области, к ней, волнуясь, подошёл мальчик лет четырнадцати и сказал, что он никогда не видел Высоцкого и теперь уже никогда не увидит, поэтому просит положить на его могилу белые гвоздики, при этом настоял, чтобы цветы были куплены именно на его деньги. Чуть не силой заставил взять десять рублей.

На могиле Высоцкого и сейчас не увядают цветы, лежат бескозырки, пилотки, иконки, горят свечи. Высоцкий вошёл в сердце каждого человека русского, он как бы прописался в каждой нашей квартире.

Актёр Театра имени Вахтангова Анатолий Меньщиков в семнадцать лет был рабочим сцены в Театре на Таганке, ходил за Высоцким, как привязанный, подражал ему. Это по его инициативе Высоцкий заполнил ту знаменитую анкету («...Любимый художник, картина. - Куинджи, «Лунный свет». Любимая песня. - «Вставай, страна огромная»...»). А.Меньщиков рассказал о подаренных ему Высоцким шести пластинках, на которых автор написал одно и то же пожелание: «Добра!» Анатолий Меньщиков сделал интересное замечание: «Высоцкий - единственный человек после Ленина, у которого день рождения и день смерти отмечают всей страной».

Поэт Валентин Дмитриевич Берестов поблагодарил редакцию «Ваганта» за издание стихов «взрослого» Бориса Заходера: «Очень чудно среагировали вы на предложение, сами к нему поехали и издали не одну, а даже две книжки». Берестов не был знаком с Высоцким. Но Владимира Высоцкого интересовало мнение о его текстах таких известных поэтов, как Заходер и Берестов. «Через нашу общую знакомую актрису он и задал этот вопрос. Тогда мы сказали: «Какие «тексты»?! Это великолепные стихи, это замечательный поэт, продолжающий классику». Актриса передала наш ответ Высоцкому, он был растроган, чем очень нас удивил. Сомнений, что слова

 

Ты идешь по кромке ледника,

Взгляд не отрывая от вершины.

Горы спят, вдыхая облака,

Выдыхая снежные лавины, -

 

написал большой поэт - у нас не было. Он, вместе с другими бардами, вернул в нашу поэзию сюжет, он вернул множество героев в каждом стихотворении, силу и огромную нагрузку на каждую строку, и был понятен всем - от академика до подмастерья».

Когда «Новый мир» предложил Берестову к 50-летию Высоцкого написать рецензию на книгу «Я, конечно, вернусь», Валентин Дмитриевич, написав, воплотил в жизнь метафоры пушкинских времён - «поэт, играющий на лире» и «мой стих, как Божий дух, носился над толпой». В редакции же «Нового мира» считали, что Высоцкий - это, конечно, явление, но он не очень большой актёр, не очень сильный поэт и т.д. При обсуждении с редактором стихов, в выборе строчек наугад оказалось, что у Высоцкого нет ни одной ненагруженной, пустой строки, а это - истинная поэзия. Потом редактор говорил: «Вот так надо любить стихи, как Берестов любит Высоцкого». «Вагант», - сказал Валентин Дмитриевич, - очень полезное издание: при подготовке статьи для научного журнала «Вопросы литературы», для того, чтобы сбить «дурость», что поэзия Высоцкого не имеет самостоятельной ценности, я тридцать четыре раза цитировал «Вагант».

Владимир Туриянский, чья книга «Я напишу на память по строке» тоже вышла в «Ваганте», спел свои песни «Вяжет мёртвое кружево снег» и «Песенка шута».

Поэт Евгений Данилович Агранович, автор известнейших песен «Одесса-мама» и «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...», вспоминая свою единственную встречу с Владимиром Высоцким, сказал, что считает неслучайным выход своего сборника стихов «Шапка на снегу» именно в «Ваганте» - издании, посвящённом В.Высоцкому: «Высоцкий отблагодарил меня за гостеприимство».

«Высоцкий» - так называется стихотворение Евгения Аграновича, прозвучавшее в тот вечер в исполнении автора:

 

Народ безмолвный - великий немой,

Россия, давящаяся немотой,

Вдруг услыхала собственный голос,

Единственный, дерзкий, свободный, свой.

Никем не визирован, не дозволен,

Сквозь стену, где нет ни единой щели,

Проник и гремит со всех колоколен,

Как благовест в градах и весях земли.

Почти без мелодии и вокала,

В ритме, в которой орёт вороньё,

Песня на ощупь в нас душу искала

И мёртвой хваткой сжимала её.

Все поняли песню, но этого мало.

Даже в забытой медвежьем краю

Россия, казалось, себя понимала –

Кандальную, горькую гордость свою.

Надтреснутый колокол трёх поколений,

Родной академику и бичу,

Он хрипел. И великий народ без стесненья

Хлюпал, прижавшись к его плечу.

 

Молодая поэтесса Татьяна Дрыгина, чья первая книга стихов «Капля тепла» от увидела свет в издательстве «Вагант», спела свои удивительные по доброте песни…

На сцене друг друга сменяли авторы и друзья «Ваганта»: Николай Лукьянович Дупак, бывший директор Театра на Таганке, с воспоминаниями о Высоцком; Олег Чумаченко, с добрыми словами и подарками от театра «Перекрёсток»; Михаил Столяр, от журнала «АП Арт» с благодарностью от «младшего коллеги» и новыми номерами своего журнала; Сергей Матвеенко, автор книги стихов «Колокола Василия Блаженного», вышедшей в «Ваганте», со своими новыми песнями; Любовь Осипова автор «Путеводителя по Москве Высоцкого и его литературных героев» - «Маршрут № В»; Валерий Симаков, ответственный секретарь журнала «Новая Россия», чья книга «Без маршальского жезла» тоже издана в «Ваганте».

Вечер оказался настолько насыщенным, что некоторым желающим выступить, поделиться мыслями, высказаться - просто не хватило времени. Среди них - авторы вышедших в «Ваганте» книг: Всеволод Чубуков («Высоцкий: Вова, Володя, Владимир»), Владимир Станцо («То был мой театр») и некоторые другие.

 

Ольга Викторова

Фото Алексея Денисова



Hosted by uCoz