А сейчас предлагаем рассказ Владимира Семёновича Высоцкого о его работе в фильме «Карьера Димы Горина» (1961, студия им. Горького, режиссёры Ф.В.Довлатян и Л.С.Мирский).

 

«КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА»

 

Кино и театр - это разные совершенно вещи, разная манера игры. В театре работать интересно, потому что творческий процесс намного полнее на сцене. Всё-таки ты за четыре часа проживаешь жизнь какого-то человека, а не маленькие кусочки: сегодня - из конца, завтра - из начала, потом – из середины. А потом это всё монтируют - оказывается, тебя в кадре нет.

В кино интересно работать по двум причинам. Первое и самое главное, ради чего идут сниматься в кино - у кино колоссальная аудитория: несколько десятков миллионов человек смотрят хорошую картину. А в театре один спектакль - тысяча человек, и всё. Мы в кино поначалу из-за этого хватались за любую работу. Все - люди тщеславные. Даже если это глубоко скрыто - всё равно проявится когда-нибудь. Все хотят славы зачем-то.

И второе. Кино обычно снимается в тех местах, где происходит действие. С детства в каждом сидит страсть к перемене мест - в далёкие страны, в экзотику, куда-то далеко, где никто не был. Кино даёт возможность осуществиться юношеским мечтам. Я снимался довольно много и изъездил почти всю нашу Родину. Великолепные места, чудные. Я был в Магадане, на Дальнем Востоке, в Певеке, в Архангельске, в Кишинёве, в Чопе, в Закарпатье, на юге, в Средней Азии... Это замечательно, потому что новые места всегда дают новый материал - я ещё пишу. И новые люди - потом мы их играем. Я люблю новых людей, новых знакомых.

Хотя есть и сложности. 4-5 месяцев в отъезде – в театре не пускают, ребёнки плачут, жена недовольна... А самому, конечно, приятно и хочется посмотреть. Правда, я однажды полгода ночевал в экспрессе Москва-Ленинград и Ленинград-Москва - когда одновременно снимался и в Москве, и в Ленинграде. Потом не мог спать дома - нужно было, чтобы кто-нибудь тряс. Но всё равно приятных минут больше. Если хорошая роль - это всегда очень интересно.

Поначалу моя работа в кино сложилась не так удачно, как в театре. Внешность у меня не героическая была, все думали, что я - артист комедийный, и поэтому давали мне какие-то странные роли,

Я всё сначала играл таких разбитных и очень весёлых ребят, иногда - в меру испорченных, иногда - хороших. Играл моряков, солдат, рабочих, монтажников и так далее. И почему-то в первых фильмах мне всё время приходилось приставать к чужим девушкам.

В фильме «Карьера Димы Горина» мне предложили сниматься в роли монтажника-высотника Софрона, он же по совместительству шофёр. Это был мой первый фильм. Снимали мы его в Карпатах. Места прекрасные. Ноябрь месяц. В Москве холода, а там - купаться можно.

Жили мы вместе с монтажниками. В кино всегда нужно приобретать хоть малейшие навыки по профессии, которую ты играешь. Иначе зритель не поверит: лицо вот такое на экране - всё видно как на ладони. Поэтому хоть что-то надо уметь делать, чтобы не сказали «О! Да что же это он ваще!..».

Первый съёмочный день мне запомнился на всю жизнь. Там тянули высоковольтную линию электропередач. Громадные - там же гористая местность - громадные сорокаметровые опоры. И вот в первый съёмочный день я должен был сниматься на этой опоре. Залезть-то я как-то туда залез, зацепился карабином. А там ветрище! - зуб на зуб не попадает. Значит, эпизод мы сняли. А когда я вниз посмотрел, то понял, что оттуда никогда не слезу. Всегда наверх лезть проще, а спускаться труднее. Так же и в горы, между прочим. Всё искусство в том, что надо спуститься. Это очень сложно. Я говорю: «Меня только аварийной машиной можно снять отсюда!» Если бы не монтажники - я бы там сидел до сих пор. А они - как обезьяны. Просто диву даёшься, как они по этим перекладинкам без страховки бегают. Потом ещё делают такой трюк: спускают канат с 40 метров, чтобы не спускаться долго, и просто падают по этому канату, а внизу тормозят перчатками, чтобы руки не сжечь. Жутко - просто дух захватывает - смотреть! Но они меня научили. Это и быстро, и самый безопасный способ спускаться. А когда я это дело проделал, то вошёл во вкус: уже тянуло, как на палубу корабля, на самый верх.

А во второй съёмочный день в Карпатах - второй съёмочный день в моей жизни - предстояло снимать такой эпизод: в кабине машины я ехал с актрисой Таней Конюховой (а в кузове - Дима Горин, которого играл Демьяненко), я должен был приставать к Тане Конюховой. Вернее, не к самой, а к персонажу, которого она играла, - к Гале Берёзке, пытаться обнять её и так далее. Всячески добиваться её благосклонности. Таня Конюхова уже тогда была очень известной, а я только начинал. Мне было всего 19 лет (Высоцкому было 22 года. - Сост.) - я был молодой человек, ещё скромный. Я долго отнекивался: «Я не буду! Что вы, товарищи! Она же известный человек, а у меня - первый фильм. Я не буду! Давайте что-нибудь другое придумаем». Все уговаривали меня: «Да что ты, смеёшься! Это же так написан сценарий!» Режиссёр кричал - у нас армянин режиссёр был: «Ты мужчина, в конце концов, или нет?!» Я говорил, что не буду к ней приставать. Не могу я. Чего хотите, то со мной и делайте - хоть режьте меня на куски! Не буду ни за что! Мне говорят: «Надо, Володя, надо по сценарию! Искусство требует жертв». И Таня Конюхова говорила: «Да что ты, Володя! Это же кинематограф! Смелее, ну что ты!» Наконец, я согласился, и это было очень приятно...

А потом наступает возмездие: Дима Горин, который любит Галю Берёзку, смотрит в окошко автомобиля, что там происходит, и когда я выхожу, смотрю на колёса, стучу по скатам, он подходит ко мне, наматывает себе почему-то кепку на руку и бьёт меня в челюсть. Теперь начинается самое страшное. Кино - реалистический вид искусства, там всё делается по-настоящему. Экран большой. Манера исполнения должна быть правдивой, чтобы зритель в это верил. Нельзя недонести руку или сделать вид, что тебя ударили. Сразу оператор говорит: «Э-э-э! Давай сильнее!» Эту сцену мы снимали девять дублей подряд, потому что шёл дождь, и у оператора всё время был брак, он перед съёмкой поссорился со мной. Причём Саша Демьяненко - он боксёр. В середине этого избиения он подошёл ко мне и говорит: «Слушай, ты меня прости, но оператор просит. Ну что я для тебя могу сделать? Ну давай хоть по другой половине - для симметрии...» Ударили по одной щеке - подставь другую. Я всё подставлял, подставлял. Точно по Евангелию. Таким образом, ни за что ни про что на второй день моих съёмок я был битым, был жертвой искусства, потому что оно всегда требует жертв. И когда я думал, что, наконец, закончилось это прекрасное занятие, оказалось, что плёнка была забракована и нужно было переснимать. Ну и решил я, что я больше не буду играть сценарии, где кто-то кого-то бьёт.

Был на съёмках этой картины ещё один смешной эпизод. Мы должны были по горной речке против течения перебежать на ту сторону. По сценарию там приехала жена одного из монтажников-высотников, с ребёнком. Первый дубль - пробежали, второй - тоже как-то, третий - уже труднее: вода холодная, река горная, ноябрь месяц, в полной одежде... Не очень приятно. Потом уже сил никаких нет. Я пристроился в кильватер Лёше Ванину (он играл в «Чемпионе мира»), чтобы он рассекал волны. Ну, в общем, кто как мог. Мы обессилели, замёрзли безумно. Принесли спирт - растирать. Так что мы сказали, что ещё хотим прыгать в воду после этого.

Кстати, на съёмках этой картины я научился водить машину, ЗИЛ-130, так что кусок хлеба под старость лет есть. Если с актёрством не получится - можно будет в шофера.

 

Перечень

использованных источников информации:

1. Усть-Каменогорск, Центральный Дворец культуры, 14 октября 1970 года

2. Усть-Каменогорск, Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт (УКСДИ), октябрь 1970 года

3. Владивосток, 1 июля 1971 года

4. Киев, Институт кибернетики, сентябрь 1971 года

5. Киев, Завод «Арсенал», 17 сентября 1971 года.

6. Киев, НИИ радиоэлектроники, 20 сентября 1971 года

7. Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года

8. Киев, ДСК-3, 22 сентября 1971 года

9. Киев, ИФ АН УССР, 24 сентября 1971 года

10. Электросталь, конец (30 октября ?) 1971 года

11. Кишинев, Зелёный театр на Комсомольском озере, 24 апреля 1972 года

12. Макеевка, 12(?) марта 1973 года

13. Горловка, ДК шахты «Кочегарка», 13 марта 1973 года

14. Донецк, 12-16 марта 1973 года

Текст песни печатается по фонограмме выступления В.С.Высоцкого в Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте (УКСДИ) (октябрь 1970 года)

 

Публикацию подготовили

Александр Петраков,

Наталья и Олег Терентьевы

 

ИЗ СИНЕМАТЕКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО:

 

«КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА»

СССР, 1961, 100 мин., цв.

Режиссёры: Фрунзе Довлатян, Лев Мирский; сценарист Борис Медовой; оператор Константин Арутюнов; композитор Андрей Эшпай; текст песен Евгения Евтушенко.

В ролях: А.Демьяненко, Т.Конюхова, В.Высоцкий, В.Селезнёв, Е.Кудряшов, Н.Казаков, А.Ванин, Р.Алиев, В.Чекмарёв, Ю.Каракаев, В.Маркова.

Производство Киностудии имени М.Горького.

Мелодрама.

Нелепый случай - ошибка при выдаче вклада - привёл к тому, что рядовой кассир Дима Горин, найдя в таёжной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, в город так и не вернулся, а остался на строительстве высоковольтной линии электропередачи. Решиться на такой шаг парня «не от мира сего» заставила бойкая и весёлая девушка, бригадир монтажниц Галя Берёзка, работающая на другой стороне трассы. Нелегко давалась новая жизнь Горину, но он знал, что каждый освоенный метр ЛЭП приближал их встречу...

Прокат - 20,8 млн. зрителей.



Hosted by uCoz