«КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА»

И ... ТАТЬЯНЫ КОНЮХОВОЙ

 

Во ВГИК, на актёрский факультет, я поступала не из своей родной Средней Азии, где родилась, где прошли детские годы, а совсем из другого края некогда огромной страны - из литовского города Лиепая, в далёкие времена - Либавы, одного из портовых городов Российской империи.

Как девочка «перемахнула» в 1946 году, в свои четырнадцать лет, такое немыслимое расстояние? Конечно, вместе с семьёй - к месту службы отца.

Перед началом учебного года - последнего года моей школьной жизни - отца перевели из Латвии в Литву.

И тут сработал мой независимый характер. Не уеду, - сказала я отцу, - буду заканчивать эту школу.

Перелом к самостоятельности пришёл внезапно, без подготовки: сегодня ещё меня конвоировали со школьного вечера домой, а назавтра я оставалась одна, предоставленная самой себе, оберегаемая лишь своим словом, данным родителям, - вести себя достойно. А слову я придавала с детства основное значение - оно было залогом чести и доверия.

Училась я, надо сказать, неровно, - терпеть не могла точных наук. Моё сердце было отдано истории и, конечно, литературе.

По окончании школы я ринулась во ВГИК: была храбрая - пошла в актрисы... Приёмная комиссия внимательно выслушала «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» и была тронута моими горькими слезами - я рыдала от жалости, оплакивая, спустя полтора столетия после восстания декабристов, их судьбу. Что ещё показывала комиссии? 'Пела украинские песни, плясала.

Мой голос дважды позволил мне потом выступить в Колонном зале Дома Союзов... С оркестром Силантьева! И Силантьев сказал мне: «Будем петь, приходи!». Но сама себе я почему-то поставила тройку (с плюсом) и больше не пришла. Самоедство было всегда моим любимым занятием...

Я очень горжусь тем, что в приёмной комиссии был народный артист СССР Василий Васильевич Ванин. Меня принимал Ванин! - широко известный актёр кино и театра.

Я была зачислена в актёрскую мастерскую Владимира Белокурова, знаменитого исполнителя роли Валерия Чкалова. Всё складывалось для меня как нельзя лучше, но тут почему-то стали шептаться о том, что Таня Конюхова - любимица Ванина, что она скромница со слишком выразительными глазами, и стало мне в мастерской Белокурова как-то не по себе.

Из-за этих «слишком выразительных» глаз мне не дали роль Ольги в студенческой постановке «Трёх сестёр» Чехова, и на экзамене, при переводе на третий курс, я вынуждена была изображать нянюшку. И - в один прекрасный день я оказалась в съёмочной группе знаменитого киносказочника Александра Роу (Я сбежала от «белокуровцев» в «Майскую ночь...»), в роли Ганны из фильма «Майская ночь, или Утопленница».

Надо отметить одно, отнюдь не рядовое обстоятельство: руководство Института кинематографии сниматься студентам не разрешало. Разве что «сбежать». Но последствия...

Одна роль, отнявшая время от учёбы, может быть, как-нибудь и сошла бы с рук, но аппетит, как известно, приходит во время еды, и я, словно лихой слаломщик, покатились с горы на гору. Последовали приглашения в фильмы - «Запасной игрок», «Доброе утро», «Вольница», «Судьба Марины», и я давала на все роли своё согласие, непостижимыми путями выбивая необходимые разрешения руководства ВГИКа...

Примеры приглашений студентов на съёмки, даже на главные роли, случались, но такое количество ролей было только у меня. Породило ли это конфликты в мастерской прямолинейного и не очень церемонного Белокурова? Во всяком случае теперь то время вспоминается так.

Оказавшись во время съёмок в среде популярных и маститых актёров, я сказала себе: «Татьяна, ты недоношенный ребёнок, тебе необходимо дозреть», И я написала заявление на имя ректора ВГИКа Головни Владимира Николаевича с просьбой оставить меня на второй год на третьем курсе.

Сыграв такое количество ролей, я получила своеобразную защиту от своих многих порицателей («Молодая, да ранняя!»). В общем, меня уже считали звездой экрана) Когда я, сидя (а часто и стоя, на ходу - на бегу) во вгиковской столовой спешно давилась винегретом и захлёбывалась горячим чаем, вокруг слышался почтительный шёпот: «Взгляните - это сама Конюхова!». Я, конечно, могла догнать своих однокурсников - белокуровцев. Да и подруги ругали меня за добровольное второгодничество...

Но в итоге моё решение стало не только правильным при сложившейся обстановке, но и полезным по существу. Я оказалась на курсе замечательных педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. И теперь, спустя годы, я с глубокой благодарностью вспоминаю о них, давно ушедших.

В этой мастерской «недоношенный ребёнок» «дозревал» рядом с Майей Булгаковой, Надеждой Румянцевой, Изольдой Извицкой, Руфиной Нифонтовой... Да, стоило остаться на второй год!

Я горжусь тем, что Ванин принял меня во ВГИК, что я окончила мастерскую Пыжовой и Бибикова. Это они, мои наставники и педагоги, отпускали меня на кинематографический простор, когда студентам очень редко разрешали сниматься. Это Ольга Ивановна Пыжова разгадала мою сущность того времени, вскрыла мою закрытую душу...

Но мой расцвет меня разочаровал. Материал был незначительный, фильмы не эпохальные, а играть надо было что-то очень веское, важное. Пример привести легко: нужна рабочая тема (а темы тогда кинематограф чаще всего получал «сверху»). Значит, Леонид Луков снимает «Разные судьбы», обычный, рядовой фильм, а Марлен Хуциев в это время - «Весну на Заречной улице». Но я-то снимаюсь у Лукова!

...В некогда популярной кинокомедии «Карьера Димы Горина» я сыграла роль Гали Берёзки.

Действие происходило в тайге, на строительстве высоковольтной линии электропередач. Главный герой - Дима Горин, выдавший случайно лишние деньги вкладчику, приехал сюда, встретился с должником и мог бы вернуться домой, в Москву. Но он влюбился в Галю Берёзку, бригадира монтажниц, весёлую, озорную девушку... Её-то я и играла. Была одета в промасленную телогрейку, размашисто шагала по снегу... Грациозностью здесь и не пахнет, но что до того работнику сберкассы, если он влюблён?

Влюблённые были надолго разлучены - встреча их произошла лишь в момент состыковки двух бригад. Это были невероятная, сверхоригинальная встреча даже для видавшего виды кинематографа - Дима и Галя приближались друг к другу, вышагивая по проводам, висящим на огромной высоте.

Саша Демьяненко был просто в истерике от такого акробатического трюка. А я люблю высоту, я могла бы и протанцевать с веером в руках весь этот путь... В то время на съёмках я и с грузовика прыгала в снег, и в сугробах кувыркалась. Поэтому и сынишка у меня потом рождался не вниз головой, как положено, а ножками! Я ведь была на пятом месяце беременности. Узнав о моих «подвигах», Сергей Аполлинариевич Герасимов так мне выговаривал!

На этих съёмках я встретилась с Владимиром Высоцким.

Он всё предлагал спеть... Я ему ответила, что не люблю блатных песен, что композитор для меня - Чайковский, а певец - Шаляпин. И как раз в эту минуту я взглянула в большое зеркало: надо было, я гримировалась. И увидела отражение лица Володи. Оно было такое растерянное! Я до сих пор сожалею - зачем тогда так сказала?!

Ещё помню две встречи с Высоцким... Как-то мы всей семьёй сидели дома, слушали его песни в записях. Они уже были другие - значительные: «Охота на волков», «Тот, который не стрелял»... Песни потрясли меня!

И вот, спустя какое-то короткое время, встречаю я Высоцкого на «Мосфильме». Я распахнула ему объятия: «Володичка!». А он: «Ты куда, маленькая?». Я объяснила, зачем здесь, и тут же обратилась к нему с просьбой: «Мы, - говорю, - недавно песни твои слушали! Такая это сила! И жаждем попасть на «Гамлета»!». Он вскоре дал мне билеты в театр. Я протягиваю ему деньги, а он так возмутился! Не взял!

Третью встречу вспоминаю с грустью. Это было на телевидении, в Останкино, у бюро пропусков. Он забыл паспорт и его не пускали! Высоцкий убеждал охрану: «Вы же меня наверняка знаете...» Чем кончился неприятный разговор? Я очень торопилась, там ведь всё расписано по минутам. Поцеловала его в щеку - и убежала...

Вскоре я перестала сниматься, почти перестала. Почему? Режиссёры воспринимали меня лишь молодой - невестой, любимой девушкой. А как же быть с возрастными ролями? Это загадка и для меня самой. Но пока она неразгадана...

 

Анна Блинова

 

КОНЮХОВА Татьяна Георгиевна

Краткая фильмография

 

1952 - «Майская ночь, или Утопленница», Ганна

1954 - «Запасной игрок», Валя Олешко

1954 - «Судьба Марины», Галя

1955 - «Доброе утро», Катя

1956 - «Вольница», Анфиса

1956 - «Разные судьбы», Соня

1956 - «Первые радости» и

1957 - «Необыкновенное лето», Лиза Мешкова

1961 - «Карьера Димы Горина», Галя Берёзка

1961 - «Время летних отпусков», Анна Горелова

1965 - «Казнены на рассвете», Анна Ульянова

1968 - «Таинственный монах», Зинаида Павловна

1973 - «Хроника ночи», Лиз Стюарт

1977 - «Только вдвоём», Миусова

1982 - «Портрет жены художника», Варя Никитенко...



Hosted by uCoz