ЕГО ТЯНУЛА К СЕБЕ ВЕЧНОСТЬ...

 

Дмитрий Михайлович Краснопевцев родился в июне 1925 года в Москве, учился в московской школе, окончил Московский государственный художественный институт, но официальным художником, представителем соцреализма никогда бы не смог стать - не захотел бы.

Поэтому жизнь долгие годы была трудной, как у тех, великих, которые предпочитали жить на чердаках и впроголодь, нежели стремиться на тот сомнительный Олимп, где царят известность и благоденствие.

Он всегда шёл по собственной дороге, и я почти не знаю людей, похожих на Дмитрия Краснопевцева - мастера, художника, философа, человека.

Чистый как горный хрусталь, без вкраплений иной породы... добрый ко многим, к очень многим... неравнодушный и бедам человеческим... чуждый осуждениям... влюблённый одну женщину, в свою жену Лилю... И - красивый, изящный, трогательно естественный.

Его картины, долгие годы не принимаемые теми, кто направлял тогда наше искусство, пробили себе дорогу в жизнь. И ныне понять Краснопевцева может всякий мыслящий человек, а задуматься над ними - почти каждый.

Его тянула к себе Вечность, Успокоение. Заставляла грустить человеческая разобщённость. Радовали же красивые раковины, диковинные камни, выразительные деревья, протягивающие ветви куда-то ввысь.

...На картине - соломенная шляпа. Старая, примятая, она положена на суковатую палку, какие помогают старикам при ходьбе. Рядом - книга, стародавняя. Старик еще вернётся: две бабочки летают над шляпой, летние – живые.

...На картине - сосуд из римского стекла. Оттуда свешивается стебель с тремя листочками. Фон - белый прямоугольник...

...На картине - роза в римском сосуде. Эту розу Краснопевцев увидел у нас дома, в Столешниковом переулке. Тогда она была живой и цветущей, но он дождался, когда роза засохла, и сказал: «Дайте мне её порисовать». Ей сорок лет, и она по-своему прекрасна: художник продлил ей жизнь на многие лета.

...На картине - крест из сучков. Они проросли, на них появились зелёные листочки. Свежие листочки на, казалось, бы давно умерших сучках: чудо, в которое не перестаёт верить человечество...

Бог не оставил милостями художника: постоянный труд и верность высоким принципам были вознаграждены. И вторая половина жизни Дмитрия Михайловича отмечена международной известностью. Его картины выставлялись в Швейцарии, Австрии, ФРГ, Франции, Англии, Италии, Бельгии, Чехословакии, Японии. В родной России - премия «Триумф».

Первым устроителем персональной выставки Краснопевцева на родине стал Святослав Рихтер. Вот что писал о художнике великий пианист: «Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших художников. Его мир - мир натюрморта, выражен в серьёзном каноне и отличается особенной, яркой индивидуальностью. Я давно являюсь его поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его вещей в 1962 и 1975 годах. Высоко ценю его дружбу».

...На фотографии - Владимир Высоцкий, Марина Влади и Дмитрий Краснопевцев в квартире Рихтера. 1975 год, вторая персональная выставка. Владимир Высоцкий и Марина Влади внимательно смотрят, спрашивают. Художник - отвечает, объясняет... Может ли Краснопевцев что-то своё рассказать о Высоцком? Ведь они были знакомы!

- Да, да, мы были знакомы, встречались, общались на ты. Я мог бы вспомнить, рассказать, но неудобно - сейчас очень уж много народу рвётся в друзья Высоцкого...

В этом весь Краснопевцев - неслышный, прекрасный... А фотографию мне передала Лидия Павловна, жена художника. И она, эта фотография, частично нарушила молчание художника: его искусством интересовался Владимир Высоцкий в 1975 году, двадцать лет назад, когда общее признание Дмитрия Краснопевцева было ещё впереди...

28 февраля 1995 года Дмитрия Михайловича не стало.

 

Анна Блинова



Hosted by uCoz