Разговоры об этом начались тому несколько лет назад и время от времени возникают снова. И сводятся они к следующему. Во всём мире вряд ли найдётся подобное, чтобы некое периодическое издание было посвящено одному человеку, а именно: журнал «Вагант» - Владимиру Высоцкому. И постоянно, возникают вопросы особенно беспокойных и любопытных: а что было до Высоцкого, что было после него, что, в конце концов, происходит сейчас в кино, в театре, на эстраде, в литературе, то есть на тех поприщах, где особенно ярко проявился талант Владимира Семёновича. Сомнений было много, уж очень согревала мысль об исключительности нашего издания: весь журнал - одному человеку. Но в результате разум перевысил эмоции. Ведь и раньше была жизнь, которая в итоге развила талант, сформировала сам феномен Высоцкого, да и сейчас, после ухода поэта, творческая жизнь не умерла, не остановилась. Об этом необходимо говорить, потому как увлечение одной темой, даже такой неисчерпаемой и великой, как жизнь и творчество Владимира Высоцкого, рождает определённую ограниченность. Думается, что Владимир Семёнович и сам был бы не против того, чтобы мы знакомили вас, наших читателей, с тем, что впрямую вроде бы и не связано с его именем, но с максимальной точностью и возможной объективностью освещает страницы нашей культуры как прошлого, так и настоящего.
           Иными словами, мы от диорамного изображения хотим перейти к панорамному, расширяя и углубляя таким образом наш кругозор и понимание при этом места и значения Владимира Высоцкого в отечественной и мировой культуре.
           Думаю, что вместе со сторонниками у нас появятся и критики, которых мы постараемся переубедить.
           Своими мыслями мы поделились с человеком, вам хорошо известным. Это актёр театра и кино, композитор и исполнитель песен Владимир Качан. И вот, после некоторого колебания, Владимир Андреевич согласился вести рубрику, которую мы назвали «ЗАМЕТКИ ОБОРЗЕВАТЕЛЯ».

С.ЗАЙЦЕВ


ПАРОДИЙНАЯ РЕЦЕНЗИЯ
НА РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛЬ
«С ПРИВЕТОМ, ДОН КИХОТ»
В ТЕАТРЕ «ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ»

Режиссёр И.Райхельгауз. Дульсинея - Т.Васильева, Дон Кихот - А.Филозов, Санчо - Л.Дуров, народ - студенты ВГИКа


           Наша газета «Заря Испании» не могла равнодушно пройти мимо того факта, что театральные критики не заметили или не захотели заметить несколько отличительных особенностей спектакля «С приветом, Дон Кихот», ставящих его в ряд выдающихся достижений русской и испанской культуры. Соединение этих двух культур, их, так сказать, экстатический сплав произошёл ещё в начале действия, когда собравшаяся на премьеру российская интеллигенция была названа сеньорами и сеньоритами. Эта дерзкая попытка приобщить сидевшую в зале публику к испанскому менталитету, к благородному обращению была действительно актом театрального безумства, так как благородство нашего современника - то же, что квадратный трёхчлен для Чапаева. Но театр и дальше продолжал отчаянные попытки выдернуть нас из заскорузлых рамок русского быта.
           У режиссёра И.Райхельгауза есть несколько характерных черт, по которым его спектакли сразу можно отличить от других. Во-первых, минимум треть спектакля проходит в темноте, едва различимые силуэты артистов что-то тихо говорят, что придаёт действию неповторимый флёр интимности и домашнего обаяния. Во-вторых, это самодеятельное пение и танцы с постоянной оговоркой: «для драматических артистов». Некоторые критики всерьёз обсуждают то, что Васильева поёт несколько хуже, чем М.Кабалье, а Филозов всё-таки уступает в танце М.Барышникову. Но они забывают, что театр называется «школа», и естественно, что в этой школе, ещё в первом классе, артистов учат петь, танцевать и гримасничать.
           И, наконец, третья особенность почерка мастера - это обязательный для каждого спектакля летальный исход в финале. Кто-то должен умереть[*].
           Даже в детском спектакле «По поводу обещанного масла» - это масло в перспективе будет съедено и в конечном итоге превратится известно во что, а значит погибнет. К этим трём фирменным знакам режиссёра добавился ещё один, и это явилось несомненным новаторством в театральном деле. И.Райхельгаузу удалось воплотить в жизнь свою давнюю мечту и поставить на сцене фрагмент строительства дачи. Неважно, что идёт строительство осла и коня, главное, чтобы строили, чтобы пахло опилками, чтобы всё спорилось у студентов, чтобы мы все ощутили радость созидательного труда и горячее дыхание победившего народа, пролетариата. Это было полное воплощение романтических идей наркома Луначарского, поставить даже цитаты из которого мало кто решится. А Райхельгауз - сумел[**].
           Народ весело, с огоньком строит светлое завтра. (Кстати, народ - это студенты ВГИКа столярной мастерской Райхельгауза.) И, в то же время, всё валится из рук сумасшедшего дворянина - проще говоря, идальго. Это, для тех, кто не понял, - основной образ спектакля. Идальго действительно не в себе. Его диагноз обозначен ещё в названии. Это «зайка моя» с тазиком на голове, на деревянной лошадке и с копьём, которое вызывает горькое недоумение, приучает нас к мысли о том, что этими средствами добро вообще никогда не победит зло. Но мечтать об этом можно. И бороться! Театр и дальше будет бороться. По слухам, скоро они приступят к новой постановке: литургии, оперетты, мистерии, дрессуры, оратории и эквилибра на проволоке для драматических артистов с рабочим пока названием «А чой-то чайка?» (ТВ-версия «Пока у них не все дома»)[***].
           Но вернёмся всё-таки к «Дон Кихоту». Никто из критиков так и не заметил в образе Санчо прообраз нового русского будущего бескорыстного мецената, спонсора Дон Кихота, человека, которому обрыдли рестораны и казино, и он теперь проигрывает деньги, вкладывая их в борьбу добра со злом.
           Никто не заметил предпраздничную распродажу тела Дульсинеи Тобольской по сниженным ценам. Эта же услуга на Тверской стоит куда дороже, а товар там более низкого качества. Например, о роскошном теле, упомянутом одной журналисткой в газете «Известия», там и речь не идёт.
           Далее. Никто не оценил просветительской функции спектакля. Ведь вся оперная его часть - это развлекательно-познавательная игра «Угадай мелодию Минкуса».
           И никто, в конце концов, не придал значения оздоровительной функции премьеры, здорового влияния спектакля на молодёжь. Ведь упражнения по аэробике для студентов ВГИКа, поставленные выдающимся балетмейстером Г.Абрамовым, окончательно убеждают нас в том, что новое поколение вместо алкоголя, наркотиков и даже пепси - предпочитает танцы в «Дон Кихоте». Я не говорю уже о достижениях в области обучения этому танцу. Вы когда-нибудь пробовали научить танцевать медведя гризли? Вот!.. А Дуров танцует.
           Теперь о клоунаде. Она показывает нам, что весь смысл спектакля, весь его романтический пафос, всё содержание драматических сцен - умещается в одном лишь слове клоунессы Т.Васильевой. Впрочем, это даже не слово, даже не полупесенка, - это звук, который она периодически издаёт: «Ля-ля-ля». И всё! И драматические сцены, таким образом, становятся и вовсе ненужными. Весь «Дон Кихот с приветом» - в этом «ля-ля-ля», в этой ноте... Вся клоунада должна была хоть как-то насторожить газету «Известия» и её театрального оборзевателя, намекнуть им, что после желчной публикации в адрес спектакля их сделают главными клоунами во всём этом газетном балагане, режиссировать которым будет всё тот же И.Райхельгауз, крупнейший в стране специалист по легендам, мифам и скандалам. И всё это будет обеспечивать ещё больший кассовый успех этому спектаклю.
           Так что спасибо всем ядовитым журналистам и их разгромным рецензиям, их, так сказать, газетным погромам, - с одной стороны. - и оппозиционным по отношению к ним журналистам, в частности Гр.Полуактову, - с другой. Кстати, интересно, кто скрывается за этим игривым псевдонимом? Кто этот таинственный единомышленник? И что это такое вообще: полуактов?.. Что это? Некий акт, совершённый не до конца, а только наполовину? Поэтому, заканчивая это рецензионное эссе, я сообщаю, что наша газета «Заря Испании над Трубной» предъявляет иск газете «Известия» на 1 млн пиастров за то, что она... да вообще -за всё! Чтобы привлечь ещё большее внимание общественности к театру «Школа современной пьесы». И соответственно подписываюсь:

Владимир ПолуКачан


[*] Все спектакли последних лет в театре «Школа современной пьесы» оканчиваются чьей-нибудь смертью. Это очевидное стремление театра к некрофилии требует отдельного обстоятельного разбора, на который у нас нет ни времени, ни желания. - Авт.

[**] В афише спектакля обозначено, что пьеса - сочинение И.Райхельгауза, В.Коркия, с цитатами из Е.Шварца, Володина, Булгакова и Луначарского. - Авт.

[***] Первым шумным успехом театра был спектакль «А чой-то ты во фраке?» (опера, балет для драматических артистов). - Авт.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1997



Hosted by uCoz