ДАP ТВОЙ - ЭТО ЧИСТЫЙ ЯНТАРЬ

           Володя, я вспоминаю наш давний спор с тобой - что важнее в актёрском деле: талант или мужество?
           Прошло много лет с той студенческой поры, и, «земную жизнь пройдя до половины», я понял, что в истинном таланте всегда живёт мужество, потому что бережение, сохранение, труд и требовательность к себе свойственны только талантливым людям. Мы стали взрослыми, и теперь наш спор кажется смешным.
           Конечно, молодость живёт импульсивно, интуитивно, ощупью, иногда путаясь в ярких впечатлениях открывающейся жизни. Талантливому человеку дано быстро разобраться в том, что ему мешает. Гений знает об этом сразу.
           Трудно писать о тебе, трудно быть объективным, когда пристрастие переполняет сердце, но я постараюсь. …
           1964 год. Рига. Университет. Владимир Качан с отличием сдаёт все вступительные экзамены на исторический факультет. В Риге он был уже известен как певец, выступал в элитарном музыкальном молодёжном кафе «Аллегро» в старой Риге. Тогда я увидел его впервые. Натура артистичная, движения лёгкие, взгляд прямой, открытый, немного высокомерный, ироничный. Облик интеллигента завершали очки тонкой оправы. Не помню уж кто нас познакомил. Поскольку настоящими мужчинами я считал только тех, кто занимался спортом, то на мой вопрос получил исчерпывающий небрежный ответ: «Сто метров - за 11 секунд». Мои показатели в спринте были скромнее.
           Но главное - это музыкальный дар Володи. Есть профессиональные музыканты, то есть, которые любят, знают или увлекаются музыкой, есть те, для которых музыка это - бизнес. Когда я впервые услышал поющего Владимира, - восторг навсегда поселился в моём сердце. Музыка и рождающиеся мелодии - это душа Володи. Музыка живёт в нём полноправной хозяйкой. Она, как мне кажется, предопределила всю жизнь и творческую судьбу его незаурядной личности.
           Тогда, в 1964 году, Владимир в ситуации разобрался быстро. Попрощавшись с расстроенными педагогами Университета, он уехал в Москву поступать в театральное училище.
           Мы учились вместе в «Щукинском». Наш дружеский союз определился так: Леонид Пярн, Сергей Вараксин (царство ему небесное), Владимир Качан, Леонид Филатов и Борис Галкин. Жили на Трифоновке в общежитии, в одной комнате. Жили дружно, неразлучно. Главным событием тех лет считаю: стихи Л.Филатова и, как нерасторжимое следствие, - песни В.Качана. Премьеры песен проходили на кухне, куда набивалось немыслимое количество народа из всех комнат, представители всего СССР. Оттуда эти песни разлетались по всей стране. Песенное священнодействие иногда длилось до утра, с соответствующим возлиянием виноградного вина из чайника, который периодически пополнялся у виноделов с Кавказа на Рижском вокзале за 2 рубля 50 копеек, и взысканиями, выговорами «за плохое поведение» от коменданта общежития. Зачинщиками «безобразий» чаще всего была наша комната No 39. Персонально объявить выговор было невозможно, поэтому ответ держали все как один, а это не страшно.
           Однажды, чтобы Серёже Вараксину не было обидно и одиноко в его бедственном положении (его в милиции подстригли под «ноль»), мы дружно пошли в парикмахерскую и также подстриглись. Явились, как пять бильярдных шаров, в училище. На вопрос педагогов: «В чём дело?» - ответили: «А в общежитии уже неделю нет горячей воды. Не ходить же с грязной головой. Гигиена прежде всего!» Наш решительный поступок был одобрен всеми.
           А Володя пел, пел практически каждый вечер, и это возвышало наши души над убивающей жизнь «бытовухой». Благодаря песням и стихам, наш союз занимал особое место в безумной жизни общежития, в однообразии обучения, потом в театрах, где мы работали, в кино, на концертах... Живая память о нашем дружном творческом союзе вдохновляет меня и сегодня, потому что это вечный источник, из которого можно пить чистую творческую энергию.
           Для Владимира этот источник давно стал полноводной рекой самостоятельного творчества. Написано столько прекрасных песен! Выстрадан и рождён свой камертон, который призывает Володю совершать мужественные поступки в творчестве... Эстрадный оркестр под управлением Л.О.Утёсова. Солист Владимир Качан. Перспектива - лучшие концертные площадки страны, заграница, гарантированное благополучие... Но он уходит из оркестра для того, чтобы сохранить свою музыку, свою творческую природу. Артист-премьер в ТЮЗе, на которого ходил зритель, но уровень режиссуры, тематическая ограниченность театра не удовлетворяли Володю, и он ушёл в театр на Малой Бронной к А.Эфросу. А когда Анатолий Васильевич умер, Володя покинул театр...
           Думаю, что сегодня Качан мог бы работать в любом «гарантированном» театре Москвы, но он идёт туда, где есть риск и поиск, живое слово и свобода воображения - в театр «Школа современной пьесы».
           Я, по молодости отстаивая мужество в творческом деле, с радостью могу сказать, что это качество есть в моём друге, и оно не мешает тонкой, изящной природе его музыкального дара.
           Из студенческих лет, из комнаты No 39 нас осталось сегодня трое. Жизнь моих друзей - Леонида и Владимира - это гарантия нашей молодости. Я подумал о том, что стареем мы только тогда, когда уходят из жизни друзья юности: Л.Пярн, С.Вараксин, А.Чернов, Г.Костельцев... Светлая им память!
           Дай Бог, Володя, подольше быть нам молодыми.

Владимиру Качану

Друг мой, сколько песен пропето!
Друг мой, ты по-прежнему юн!
Спой мне про янтарное лето,
Вспомни запах ласковых дюн,

Волю без конца и предела,
Море и горластый прибой,
Там, где наша юность летела,
Тайны открывала любовь!

В сердце мы не ведали страха.
В песнях - наша юная страсть!
В зрелость мы влетели с размаха,
Даже не успели упасть!

Нам ли печалиться сердцем?
Нами не пройден маршрут.
Дерзость и музыка вместе
Дар твой в тебе берегут.

Дай Бог тебе вдохновенья!
Дар твой - эго чистый янтарь!
Есть в нём морское волненье,
Нежность старинных гитар.

Воля без конца и без края,
Дружба студенческих дней,
Буйство безумного мая,
Мудрость гитары твоей...


Май 1997

Борис Галкин

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1997



Hosted by uCoz