«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


           Подготовить рассказ об этой работе Театра на Таганке нам было достаточно сложно. Во-первых, никто из нас не видел этого спектакля - он был быстро снят с репертуара. Во-вторых, Высоцкий как бы вскользь и походя упоминает об этой работе театра. Тем не менее, эта театральная работа всё же заслуживает отдельной главки. Высоцкий с большим интересом относился к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Вот как он отзывается о творчестве Лермонтова на выступлении в МФТИ 29 февраля 1980 года. В ответ на записку из зала примерно такого содержания: "Нужен ли жизненный опыт для того, чтобы стать поэтом?" Высоцкий отвечает: "Какой был уж такой гигантский жизненный опыт у двадцатишестилетнего Лермонтова?! Однако, он - творец, настоящий и великий!"
           Лермонтов упоминается даже в одном из авторских вариантов названий песни "Смеюсь навзрыд, как у кривых зеркал..." - "Лермонтов на маскараде".
           Вот то немногое, что рассказывал Владимир Семёнович о спектакле "Герой нашего времени". Высоцкий исполнял в нём роль Казбича.

Олег ТЕРЕНТЬЕВ


           Мы начали работать в новом театре в старом здании. Вопрос репертуара встал очень серьёзно у нас, потому что нельзя играть один спектакль 20-30 раз подряд (Высоцкий имеет в виду "Добрый человек из Сезуана" - сост.). Ну и взяли мы - долго думали - "Герой нашего времени" Лермонтова. В это время близился юбилей Лермонтова - ему исполнялось 150 лет. Мы этот спектакль подгоняли к лермонтовским дням. Это не в связи с тем, что мы - ах! - такие юбилейные, а просто надо было делать ремонт в театре. Наше начальство сказало: "Вот сделаете спектакль к юбилею Лермонтова, а мы вам сделаем ремонт". Мы старались, работали в холоде, под открытым небом и сделали спектакль к юбилею Лермонтова. А они нам сделали ремонт - "у вас театр старый, зрители ходят в пальто, вёдра стоят, крыша капает..." Каков ремонт, таков и спектакль был: ремонт был плохой - всё равно текло. Спектакль тоже. Мы его довольно быстро сняли с репертуара. Мы его сыграли 100 раз и бросили играть. Всё-таки он свою задачу какую-то выполнил, хотя это неудача театра.


Перечень использованных фонограмм:

  1. Москва, ЦНИИС, 26 октября 1966 года
  2. Киев, ДСК-3, 21 сентября 1971 года
  3. Киев, ИФ АН УССР, 24 сентября 1971 года
  4. Макеевка, 12(?) марта 1973 года
  5. Горловка, ДК шахты "Кочегарка", 13 марта 1973 года
  6. Долгопрудный, Московский физико-технический институт (МФТИ), 29 февраля 1980 года (19ч.30м., стерео)

Публикацию подготовили Александр ПЕТРАКОВ,
Наталья и Олег ТЕРЕНТЬЕВЫ


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1998