ПРОТОТИП ШАРАПОВА
АРЕСТОВЫВАЛ СВОЮ НЕВЕСТУ


           С этим фильмом всё было «не слава Богу». И выбор режиссёра, и подбор актёров, и скандалы вокруг ещё не вышедшей картины, и. наконец, то, что спустя двадцать лет после выхода сериала «Место встречи изменить нельзя» большинство артистов, в фильме снявшихся, просто отказываются о нём говорить.
           К юбилею одной из самых культовых советских картин НТВ и кинокомпания DIXI сняли две серии собственного фильма — «Место встречи. Двадцать лет спустя». Истории, которые удалось собрать создателям проекта (в том числе и не вошедшие в юбилейный фильм), накануне премьеры рассказала автор «Места встречи. Двадцать лет спустя» Наталья Петерякова.


ШАРАПОВЫМ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ ПОМОКАШКА


           Актёров для фильма подбирал Владимир Высоцкий — это факт известный. Но мало кто знает, что все артисты, приглашённые в «Место встречи», сыграли в итоге совсем не свои роли (сам Высоцкий — единственное исключение).
           Роль Шарапова должна была достаться Ивану Бортнику. Но, поразмыслив, авторы фильма предложили ему роль Промокашки: на положительного героя Бортник «не тянул». Шарапова же отдали Конкину, экс-Павке Корчагину, народному артисту Украины.
           Лариса Удовиченко должна была сыграть Варю. «Ты станешь звездой, тебе будут завидовать все девушки Советского Союза», — убеждал Удовиченко Говорухин. Но та упёрлась: «Или сыграю Маньку-Облигацию, или никого». Этому есть объяснение: незадолго до «Места встречи» Удовиченко снялась у Говорухина в «Робинзоне Крузо» в роли романтической девушки. Говорухин все её эпизоды вырезал, и Удовиченко зареклась играть «розовые» роли (не в смысле сексуальной ориентации, конечно).
           Ещё забавно, что в ресторанной сцене, когда муровцы устраивают засаду на Фокса, за столом, напротив Жеглова, можно увидеть дочку Аркадия Вайнера Наталью Дарьялову (её зритель может знать по уже, к счастью, почившей программе «У всех на устах»). Приглядевшись, можно заметить, что глаза у Дарьяловой в этом эпизоде ещё не такие большие, как двадцать лет спустя, а рядом с ней, в военной форме — сын известного золотопромышленника, друга Высоцкого, Вадима Туманова.


РЕЖИССЁРОМ ГОВОРУХИНА СДЕЛАЛ ВЫСОЦКИЙ


           Снимать «Место встречи» должен был не Станислав Говорухин, а Алексей Баталов. Но он в тот момент был занят на другой картине и начать съёмки вовремя не мог. Узнав об этом, братьям Вайнерам позвонила Людмила Касаткина. Сказала, что сценарием заинтересовался её муж Сергей Колосов. Вайнеры отказались: известно было, что, снимая фильмы, Колосов всегда претендовал на соавторство. Вот тогда-то Высоцкий и привёл на съёмочную площадку Говорухина.


НЕ УБИВАЙТЕ ВАРЮ!


           Фильм был снят по книге Вайнеров чуть ли не слово в слово. Вместо пяти запланированных серий получилось семь. Чем это не угодило киношному начальству — не понятно, но картину приказали «резать». В итоге из «Места встречи» исчезла, например, сцена с Левченко и Шараповым на фронте и многие другие эпизоды.
           Вайнеры по поводу сокращений возмущались и даже хотели снять свои фамилии из титров. Говорухин сказал им: «Вы ещё много книжек напишете, а мой фильм на полку положат — и всё».
           Уже при съёмках была изменена «легенда» Шарапова, с которой он внедрялся в банду. По книге Шарапов говорит, что командовал штрафной ротой, сорок раз ходил за линию фронта. В исполнении Конкина «легенда» уж очень походила на вымысел, так что её переписали заново.
           Возлюбленная Шарапова Варя должна была в конце фильма погибнуть. Киношные начальники встали на дыбы: «Если она умрёт, у советского народа резко упадёт производительность труда». Поэтому Варя с Шараповым стали жить долго и счастливо.


ФОКС НЕ МОГ СДАТЬ БАНДУ


           Снимать «Место встречи» было сложно хотя бы потому, что к 70-м годам мало кто из муровцев, о которых шла речь, остался в живых. Тем не менее фильм не особенно грешит против правды. Хотя, если приглядеться...
           Когда Шарапов едет в Лосинку, по путям идёт электричка, где-то виден рефрижератор. Когда он же с Варей гуляет по Сокольникам, мимо едут «Жигули». Конечно, в 40-х не могло быть ни «Жигулей», ни электричек, ни рефрижераторов. И авторы фильма об этом знали. Но картина была малобюджетная, делать дубли съёмочная группа просто не могла.
           Но была и ошибка серьёзная. Когда Шарапов внедряется в банду Горбатого, он говорит: «Не выручите Фокса — Фокс вас сдаст». На самом деле такого быть не могло: Фокс жил по воровским законам, а они «сдавать» запрещают. Если бы авторы учли правду жизни, до конца пятой серии Шарапов не дожил бы.


ФИЛЬМ СПАС ПОКОЙНЫЙ ГЕНЕРАЛ


           Во время съёмок фильма была убита Надежда Попова, второй режиссёр «Места встречи». Убийц не нашли.
           За два месяца до сдачи фильма умер и консультант картины генерал-лейтенант Никитин. Говорухин уверен, что консультант своими внушениями («жизнь нужно показать лучше, чем она есть на самом деле») «Месту встречи» только мешал. Брат Вайнер (Аркадий), напротив, проникся к генералу самыми нежными чувствами. Так или иначе, но консультант уже после смерти сослужил фильму хорошую службу.
           Дело было так. Съёмки закончились, был устроен закрытый просмотр для генералов. Картина им не понравилась настолько, что высокопоставленные зрители вставали с мест и уходили из зала. Судьба фильма висела на волоске, когда Говорухин вдруг припомнил покойного консультанта и заявил, что генерал-лейтенант Никитин картину полностью одобрял. «Ах, так! — спохватилась комиссия. — Ну, это другое дело!» И «Место встречи» пустили в эфир.


«МЕСТО ВСТРЕЧИ» СНИМАЛ ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ?


           О популярности «Места встречи» нет смысла говорить: двадцать лет назад во время его показов по ТВ улицы вымирали. Да и сейчас каналы бьются за право ещё и ещё раз показать телебестселлер, обеспечивая себе неплохие рейтинги. При этом актёры, снявшиеся в «Месте встречи», не любят говорить о фильме. Режиссёр — тоже. Почему?
       •   Однажды Станислав Говорухин пожаловался, как трудно ему пришлось с актёрами в сценах, где Высоцкий и Куравлёв играют в бильярд. По словам Говорухина, ни тот, ни другой кия в руках сроду не держали. Но если Высоцкий был с трудом, но всё же обучаем, то с Куравлёвым всё обстояло совсем плохо: у него была вялая рука. Леонид Куравлёв за эти слова на Говорухина смертельно обиделся и о работе над фильмом вспоминать не хочет.
       •   У самого Говорухина тоже есть причины недолюбливать свою работу. Дело в том, что некоторые сцены в фильме (например, допрос Фокса) снимал вместо Говорухина Высоцкий: режиссёр же тогда уезжал в ГДР. По-скольку этот факт был известен, пошли слухи: Высоцкий, мол, снимает не хуже Говорухина, а может, и лучше. Говорили напрасно: сцены, снятые Высоцким, действительно отличаются от всех остальных, но — не в лучшую сторону. Тем не менее «шпилька» пришлась Говорухину не по душе.
       •   Владимир Конкин за интервью НТВ запросил 5 тысяч долларов — «или я умер». Конкину не заплатили.
       •   Ныне здравствующий Арапов оценивает свои откровения в похожую сумму.
       •   DIXI с трудом удалось уговорить на интервью Ларису Удовиченко.
       •   Люто ненавидит «Место встречи» Станислав Садальский, считающий, что фильм ему «всю жизнь испортил». После шепелявого бандюги сыграть Гамлета Садальскому не предложили, все его последующие роли — отрицательные.
           За интервью Садальский запросил три тысячи долларов. Как-то раз он услышал, что Элизабет Тейлор берёт с журналистов полторы тысячи за беседу. «Если Конкин круче Тейлор почти в четыре раза, — заявил он, — то я круче неё в два раза». Стоит ли говорить, что и Садальский в юбилейном фильме участия не принимает?
       •   Актёр Белявский тоже жалуется: Фокс ему здорово подпортил жизнь, положительных персонажей больше не предлагали.
       •   Амплуа нехорошего человека закрепилось и за Всеволодом Абдуловым, сыгравшим в фильме трусливого милиционера.
       •   Сергей Юрский не участвует в фильме «Место встречи. Двадцать лет спустя» просто потому, что заболел.
       •   На роль Горбатого приглашался Ролан Быков. Но у Быкова случилась личная драма (от него в тот момент ушла Князева), так что сниматься он отказался. Позвали Армена Джигарханяна.


В АРХИВАХ НЕ ЗНАЧАТСЯ


           По словам Натальи Петеряковой, материал для юбилейного фильма съёмочная группа добывала с трудом. На интервью согласились только те актёры, что сыграли преступных элементов: Белявский, Джигарханян, Бортник, Удовиченко.
           Из Совета ветеранов МУРа ещё недавно были живы около двадцати человек. Когда началась работа над фильмом, их осталось пятеро, и ещё меньше — в здравом уме и твёрдой памяти. Никакой мистики в этом нет. Известно, что оперативники, как и воры, долго не живут.
           Совсем тяжело — с архивными съёмками и фотографиями. Не сохранилось не только вырезанных из картины эпизодов, но и каких бы то ни было вообще: через несколько лет после съёмок «Места встречи» их, как полагается по инструкции, уничтожили.
           С фотографиями связана забавная история. В одно время с «Местом встречи» на Одесской киностудии снимался фильм с Михаилом Боярским в главной роли. На обе картины выделили одного фотографа. Тот, предчувствуя большой успех фильма с Боярским, работал только над этой картиной, а на съёмках «Места встречи» сделал всего несколько кадров.


ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ


           Помните, в фильме Жеглов и Шарапов насмерть спорят, кто из них прав в случае с Кирпичом: Жеглов, подкинувший кошелёк, или Шарапов, который хочет «всё по закону». Жеглов спрашивает: «Что лучше — моё враньё или твоя правда?» С этим же вопросом съёмочная группа DIXI отправилась на улицы Москвы. Интересно, что все без исключения опрошенные (около ста человек от 17 до 70) сказали, что прав Жеглов. То есть, с одной стороны, в правовое государство мы превратимся нескоро. С другой стороны... вор всё-таки должен сидеть в тюрьме.
           Во время подготовки фильма DIXI случайно удалось получить запись кражи в автобусе. Карманник, как и Кирпич в фильме, залезает в сумку одной из пассажирок, вытаскивает кошелёк, женщина кричит почти то же самое, что и тётка в кино... В общем, в компании уже смирились с тем, что в реальность этой сцены никто не поверит.


«ШАРАПОВА» НЕ ПРИНЯЛИ
В СОВЕТ ВЕТЕРАНОВ МУРА


           Все герои «Места встречи» имели прототипов. Реально существовал Жеглов, который, по слухам, застрелился в конце 40-х, повздорив с начальством.
           С прототипом Шарапова всё гораздо интереснее. Им был некто Арапов — лихой сыщик, но личность при этом во всех отношениях неприятная. Прославился он тем, что в начале своей карьеры, переодевшись в женское платье, арестовал собственную невесту-воровку и посадил её на десять лет. О чём, кстати, до сих пор с гордостью рассказывает.
           В своё время Арапова даже не приняли в Совет ветеранов МУРа. Члены совета голосовали «против» почти единогласно. Воздержался лишь один человек, объяснивший это тем, что, если и он будет против, Арапов подожжёт его дачу. В Совете ветеранов об Арапове говорят так: «Мы с ним не общаемся и вам не советуем».
           Чего в МУРе не могли простить знатному сыщику? Возможно, рассказов Арапова о его якобы внедрении в банду Митина (она, кстати, стала прототипом банды Горбатого). Внедрения, говорят, не было и быть не могло.
           Реально существовала и Манька-Облигация, жившая с Вайнерами по соседству, и прочие персонажи-бандиты.


«МЕСТО ВСТРЕЧИ». ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?


           Как утверждают очевидцы, Владимир Высоцкий хотел превратить «Место встречи» в дело всей своей жизни. Не смог. Теперь примерно то же самое хотят сделать братья Вайнеры, серьёзно подумывающие над продолжением «Места встречи». Причины ясны: опять ажиотаж, снова популярность. Последствия очевидны: продолжения кино и литературных хитов никогда не имели успеха, если меняли героя.
           Легенды в продолжении не нуждаются.

Лариса Хавкина
«Комсомольская правда», 12 марта 1999 года

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1999