Ирина ОМЕЛЬЧЕНКО

ГОД ВЫСОЦКОГО В МАРИУПОЛЕ


           Прошедший 1998-й, год Высоцкого, ознаменовался для нас двумя большими событиями. В нашем городе, неожиданно ставшем центром проведения юбилейных торжеств в Украине, были открыты памятник В.С.Высоцкому и посвящённая 25-летию его концертов мемориальная доска.
           26 лет назад, 16 марта 1973 года, в Мариуполе (тогда ещё Жданове) выступал Владимир Высоцкий. К 25-летию этого события намечалось проведение фестиваля авторской песни. Но город, охваченный предвыборной лихорадкой, не нашёл в себе сил для проведения этого праздника...
           А тогда, в 73-м, праздник действительно состоялся. Двух маленьких, в несколько строк, объявлений в городской газете «Приазовский рабочий» и нескольких афиш оказалось достаточно, чтобы люди узнали о предстоящих встречах.
           Газета от 13 и 14 марта 1973 года сообщала о концертах с участием Высоцкого, которые должны были состояться 16 марта 1973 года в спортманеже завода «Азовсталь» в 15, 18 и 21 час.


           А 20 марта в той же газете опубликована маленькая заметка о прошедших концертах артистов Театра на Таганке З.Славиной, В.Высоцкого, Б.Хмельницкого и В.Шаповалова в манеже и в ДК «Искра».


           Никаких других документов, касающихся этих концертов, в городе не сохранилось. Я попыталась выяснить, сколько же на самом деле прошло в тот день концертов с участием Высоцкого. Из большого количества опрошенных мною людей, присутствовавших на них, никто не смог вспомнить точное время начала или окончания концерта.
           Очевидно, первоначально выступления были запланированы только в манеже. Накануне вечером из Донецкой филармонии позвонили в «Искру» и договорились ещё об одном или нескольких концертах.
           Рассказывает Лидия Петровна БАЙКОВА, в то время замдиректора ДК:
           — За день или два до концерта вечером позвонили из Донецка. Я лично говорила с представителем филармонии. А утром 16 марта началось настоящее столпотворение и страшный ажиотаж. Назначено было три концерта: в 9, 11 и 13 часов. Все они состоялись. Людей было настолько много, что билетов не хватило. Меня осаждало огромное количество стремящихся попасть в зал. Я сама рассаживала людей, старалась помочь всем желающим. Это был очень тяжёлый день. Из-за этой суеты я так и не смогла прослушать всю программу от начала до конца. Во всех концертах Высоцкий работал один, никто из артистов, кроме него, у нас в тот день не выступал. Это, кстати, помнят и подтверждают все тогдашние зрители.
           Вместе с Высоцким приехал ещё один человек, кто именно, не помню. Он выполнял роль администратора и продавал программки, причём по такой высокой цене, что я вызвала его в кабинет и потребовала либо снизить цену, либо прекратить продажу. Он пообещал уменьшить цену и одну программку подарил мне. Я на ней, желая подшутить над подругами, написала: «Любимой девушке Лидочке от Владимира». Подруги мне потом долго завидовали...
           После третьего концерта выйти на улицу было невозможно: вокруг дворца — огромная толпа, оба выхода забиты людьми. Я вызвала милицию. Они приехали, машину подогнали прямо к двери служебного входа, встали по обе стороны, образовав коридор от выхода из дворца до машины. Высоцкий пробежал по этому коридору, сел в машину и уехал.


           Виктор Николаевич ВЕРЕНИКИН, будучи тогда корреспондентом «Приазовского рабочего», присутствовал на концерте в «Искре» вместе со своими друзьями-коллегами. Он помнит, что приехали они туда сразу после оперативки в редакции, начавшейся в 9 часов утра (добираться от редакции до «Искры» не менее часа). Высоцкого ещё не было, он опаздывал. Его ждали. Приехал он приблизительно через полчаса. Перед концертом им удалось побеседовать с Высоцким и получить в подарок программку с его автографом. Этот автограф на сегодняшний день является единственным документом, подтверждающим сам факт выступления Высоцкого в Мариуполе.


           Оригинал автографа с согласия его владельца В.Вереникина передан мною в ГКЦМ В.С.Высоцкого.
           Интервью с Высоцким в редакции газеты «Приазовский рабочий» напечатать отказались. Много лет спустя В.Вереникин всё же опубликовал свои воспоминания о той встрече.

           «Перед началом первого концерта решили взять интервью у В.С.Высоцкого. Застали мы артиста в момент подготовки к выступлению. Выглядел он несколько утомлённым, но встретил нас доброжелательно. Держался просто, был вежлив, корректен. На столе дымилась чашка кофе, лежали сигареты, рядом стояла гитара.
           В.Высоцкий сказал, что он только что приехал из Донецка, где встречался с альпинистами, принимавшими участие в съёмках фильма «Вертикаль». И как-то вполне естественно наша беседа началась с вопроса о том, как создавались песни для этого фильма. Теперь об этом много написано, а тогда это была интереснейшая информация, полученная из первых рук. Затем речь зашла о грампластинках с его песнями, о том, что достать их очень сложно. В ответ наш собеседник с улыбкой заметил, что выпустить их было не менее сложно. Чтобы получить разрешение на это, пришлось идти на приём к министру культуры. Решить положительно этот вопрос помогла его необычайная, хотя и не санкционированная официально, популярность в нашей стране.
           Однако дождаться публикации своих стихов и песен ему не удалось. Ни одно издательство не брало на себя смелость выпустить в свет его книгу. Чувствовалось, что это проблема, наболевшая для нашего собеседника, который, несмотря на всю свою многогранную творческую деятельность, всегда считал себя прежде всего поэтом.
           В то время мы не знали тех трудностей, с которыми он сталкивался в своей работе. По его словам, нередки были случаи, когда подготовленные для фильмов песни в последний момент выбрасывались по чьему-то указанию, порой без всяких объяснений. Часто в титрах «забывали» указать его как автора звучащих с экрана песен.
           В память об этой встрече остался рекламный буклет с портретом Владимира Семёновича и его надписью: «Всего и всякого добра». На. этом же буклете мы попросили написать несколько слов для ждановцев. Он с удовольствием сделал это: «Читателям газеты «Приазовский рабочий» с пожеланиями успехов в работе и жизни! г.Жданов, 16 марта 1973 г. Высоцкий». Однако опубликовать этот автограф, как, впрочем, и отчёт о нашей встрече и его выступлениях тогда не удалось.
           Затем был концерт, и мы уже из зала увидели совсем другого Высоцкого - темпераментного, эмоционального. Каждая песня воспринималась как маленький спектакль - то шуточный, то серьёзный, а то и трагикомический. Своё восхищение и благодарность переполненный зал выражал громом аплодисментов. Но стоило Высоцкому поднять руку и начать говорить, как устанавливалась абсолютная тишина. В перерывах между песнями он коротко комментировал их, рассказывал о спектаклях и актёрах своего театра, об интересных встречах...»

«Приазовский рабочий» от 24 января 1988 года


           В 15 часов начался концерт в спортманеже завода «Азовсталь». В администрации манежа в то время работал Иосиф Александрович Мачавариани. (Сейчас он живёт в городе Донецке и работает в областном совете профсоюзов, являясь зам. председателя регионального Олимпийского комитета). Вот что он рассказал о том памятном для него дне:

           — За неделю до концертов приехал представитель Донецкой филармонии, и я лично подписал договор на три концерта. Все они состоялись и были проведены вовремя. Сцена располагалась в южной части манежа, а всё остальное пространство было занято рядами стульев. Я помню, что в общей сложности на трёх концертах побывало примерно семь тысяч человек.
           Во всех концертах кроме Высоцкого выступали ещё несколько артистов. К выступлению они готовились в кабинете С.И.Лемешко, который занимался тогда хозяйственными вопросами манежа, в том числе подготовкой сцены и зала к подобным мероприятиям. Но Высоцкий между своими выступлениями отдыхал в моём кабинете. Я помню, что приехал он очень уставший, был весь мокрый, сушил одежду и обувь (добирался в город с большими трудностями, кажется, в районе Волновахи их застала непогода).
           И мы общались весь вечер. Высоцкий шутил, несмотря на сильную усталость, рассказывал анекдоты. Это был простой, общительный человек.
           В перерыве между выступлениями Высоцкого позвали в кабинет Лекешко, где собралось много людей. Кто-то принёс с собой кассету с записями песен. Прослушав, он сказал, что это и не его песни, и не его исполнение. Ответил на вопросы. Здесь же оказался и второй секретарь горкома партии, который попросил Высоцкого выступить прямо на территории завода.
           Принимали Высоцкого очень хорошо. Он был тронут тёплым приёмом...


           Мне тоже посчастливилось видеть и слышать Владимира Семёновича Высоцкого в тот памятный день. Я была на вечернем концерте в спортманеже и, хотя не могу восстановить в памяти детали всего концерта, а из других исполнителей помню только Б.Хмельницкого, всё же отдельные эпизоды помню очень отчётливо. Хорошо помню своё первое впечатление от появления Владимира Высоцкого на площадке. Внешний облик его совершенно не соответствовал моим представлениям о нём. Теперь об этом часто и много пишут разные люди, которые, впервые увидев Высоцкого, тоже были несколько разочарованы. Это минутное разочарование, впрочем, вскоре рассеялось. Высоцкий пел о горах и рассказывал о том, как в Донецке он встретился с теми альпинистами, с которыми его свела судьба на съёмках фильма «Вертикаль». Дословно помню фразу: «Говорят, что умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Это пословица дурацкая». Потом были другие песни, особенно запомнились спортивные. Высоцкий сказал, что собирается написать большой цикл, куда войдут песни о всех видах спорта. Держался он просто, непринуждённо, но с достоинством, что отмечают все, кто присутствовал тогда на концертах. Теперь на одном из зданий, где звучал голос Владимира Высоцкого, открыта мемориальная доска.
           История этой доски давняя и непростая. В начале 80-х годов, задолго до официального признания Владимира Высоцкого, в нашей, тогда ещё большой стране возникло общественное движение, объединившее миллионы почитателей его творчества. Результатом этого движения явилось создание музея в Москве, названного «Домом Высоцкого». Попав туда впервые в 1991 году, я была удивлена и обрадована атмосферой тёплого дружеского общения, царившей в музее, готовностью его сотрудников в любое время уделить необходимое внимание людям, приезжавшим со всех концов Союза. Очень жаль, что сегодня музей утратил эту свою особенность, превратившись в обычное музейное заведение, и фактически перестал быть «Домом Высоцкого».
           А тогда, в 80-е, наряду с московским общественным движением, возникали неформальные объединения или, как тогда было принято говорить, «клубы по изучению и пропаганде творчества В.С.Высоцкого». Существовал такой клуб и в нашем городе. Возник он стихийно и неожиданно.
           4 апреля 1987 года в ДК завода «Азовсталь» состоялся вечер, посвящённый творчеству В.С.Высоцкого и вызвавший бурные споры. В ходе дебатов было решено создать клуб «Высота», в который вошли люди разных возрастов и профессий. Мы изучали творчество любимого поэта и очень активно участвовали в культурной жизни города: проводили вечера, лекции, концерты, выставки. Велась большая работа с детьми и подростками. Клуб просуществовал несколько лет и прекратил свою работу с связи с возникновением целого букета проблем. Но история нашего клуба — это отдельная тема, и коснулась я её в связи с установкой мемориальной доски: просто идея эта как раз и родилась в клубе «Высота». Мы считали и считаем, что выступления Владимира Высоцкого — события такого масштаба, память о которых необходимо сохранить.
           Со своими предложениями мы неоднократно обращались к городским властям, в редакцию «Приазовского рабочего», собрали более трёх тысяч подписей в поддержку нашей инициативы. Результатов тогда мы так и не добились, а все списки с подписями бесследно исчезли в недрах исполкома.
           И вот теперь, десять лет спустя, в канун 60-летия Владимира Высоцкого, я вновь обратилась к руководству города и в отдел культуры с официальным письмом, подписанным и моими товарищами по клубу, с просьбой помочь осуществить нашу давнюю мечту: установить-таки мемориальную доску на здании ДК «Искра», приурочив её открытие к 25-летию концертов и юбилею поэта.
           В успех верилось мало. Вдохновила же меня «на подвиги» Ирина Анатольевна Руденко, как раз и возглавлявшая тогда отдел культуры. Она сказала: «Пиши, чем чёрт не шутит, а вдруг удастся». Удалось! И теперь мне хочется поблагодарить за осуществлённую мечту и Ирину Руденко, и бывшего главу города М.Поживанова, и бывшего директора АО «Доназовтелеком» (ныне первого заместителя главы города) В.Петросова, оплатившего по нашей просьбе расходы по изготовлению доски. Выполнили же эту работу художник Ефим Харабет (г. Мариуполь) и скульптор Юрий Балдин (г. Донецк).
           Так почему же в Мариуполе юбилейная программа приняла такой размах, вызвала такой резонанс? Несколько слов об этом.
           Всё началось с того, что ещё осенью 1997 года мэр города, или, как он у нас называется, «городской голова» М.Поживанов объявил о намерении отметить 60-летие Владимира Высоцкого и поручил отделу культуры создать специальную комиссию по подготовке и проведению юбилейных торжеств.
           Был объявлен конкурс на лучшее школьное сочинение и лучший сценарий литературного вечера, посвящённые творчеству Высоцкого. По городскому радио и телевидению сообщили, что с рекомендациями и предложениями следует обращаться в отдел культуры. И люди откликнулись. Самым ошеломляющим и, на наш взгляд, авантюрным стало предложение всё того же В.Петросова установить в Мариуполе памятник Владимиру Высоцкому, расходы по изготовлению которого он взял на себя и на своё АО «Доназовтелеком», заручившись поддержкой сотрудников. Никто, разумеется, не верил в возможность осуществления такого замысла.
           До юбилея оставался всего месяц. Не было даже времени провести конкурс на лучший проект памятника. Эскиз и макет взялся изготовить заслуженный деятель искусств художник Ефим Харабет. По словам супруги художника, актрисы Мариупольского театра Светланы Отченашенко, их семья «встречала новый 1998 год вместе с Высоцким»: вся квартира была перепачкана гипсом, а Ефим Викторович, выслушав очередной тост, опять же за Высоцкого (поскольку в доме ни о ком другом тогда не могло быть и речи), из-за праздничного стола опять бежал к своему макету.
           В эти тяжёлые для Харабета дни, посочувствовав художнику, мы уговорили его принять участие в изготовлении ещё и макета мемориальной доски. Посовещались по поводу эскиза. Главной нашей просьбой было выполнить его в строгом стиле, без излишеств. Уточнили текст надписи.
           И.Е.Харабет в соавторстве с донецким скульптором Ю.Балдиным выполнили оба заказа. И к сроку. Модели памятника и доски изготовили в Донецке, а отливался памятный знак и барельеф для доски в литейном цехе ОАО «Азов» в Мариуполе. .
           И вдруг сенсация, взбудоражившая город: к нам приезжает «Таганка»! Не верить своим ушам и глазам было невозможно: по городу уже висели афиши, а по радио и телевидению звучали объявления о предстоящих гастролях.
           В адрес партии «Реформы и порядок», пригласившей Театр на Таганке, посыпались обвинения в том, что она использует имя Высоцкого перед предстоящими выборами, якобы расходует на эти цели деньги из городской казны и вообще виновна во всех смертных грехах.
           Ещё до приглашения и приезда «Таганки» планировалось просто провести один большой юбилейный вечер 25 января в самом большом и престижном у нас ДК металлургов, где обычно проходят все гастрольные концерты звёзд эстрады. Уже обсуждались программа и участники. Но директор ДК, поддерживающий другую партию, отказался предоставить свой зал для юбилейного вечера. Дирекция завода «Азовсталь» также не разрешила использовать свой Дом культуры. И тогда партия «Реформы и порядок», не испугавшись накала политических страстей, заручившись поддержкой городского головы, и пригласила в Мариуполь Театр на Таганке.
           16 января 1998 года в два часа ночи городской голова вместе с зав.отделом культуры встречал в аэропорту коллектив прославленной «Таганки» во главе с Юрием Петровичем Любимовым. А вечером в драмтеатре начался праздник, продолжавшийся четыре дня.
           16 и 17 января был показан спектакль «Владимир Высоцкий», а 18 и 19 — «Братья Карамазовы». Все дни гастролей в зале, как говорится, яблоку негде было упасть, несмотря на вызвавшие столько возмущений высокие цены на билеты.
           В первый же день гастролей в драмтеатре после спектакля состоялась пресс-конференция Ю.П.Любимова, на которой он ответил на вопросы корреспондентов республиканских, областных и городских газет. После пресс-конференции в большом, на 400 мест, ресторане «Украина» вечер был продолжен. В капустнике выступили актёры Мариупольского театра.
           Ещё в период подготовки к юбилею я предложила отделу культуры провести выставку, посвящённую жизни и творчеству В.С.Высоцкого. Предложение было принято. Организация выставки оказалось делом нелёгким. Помогали мне друзья по бывшему клубу «Высота».
           Разместилась экспозиция в фойе второго этажа драмтеатра. Основную её часть составили книги из моей библиотеки, посвящённые Высоцкому, коллекция пластинок, плакатов, фотоматериалов и, конечно, полный комплект изданий журнала «Вагант». Часть книг, альбомы с вырезками из периодики, собранные за много лет, предоставили мои друзья по клубу. Многие издания мариупольцы увидели впервые.
           Кроме того, на выставке были представлены работы члена клуба «Высота» художника Н.Стольникова и внушительная коллекция экслибрисов художника-графика А.Сивака.
           В последний день гастролей, 19 января, нашу выставку посетил Ю.П.Любимов и очень удивился такой большой коллекции литературы, посвящённой жизни и творчеству В.С.Высоцкого. Но тут Юрия Петровича окружили студенты театра-студии ПГТУ (Приазовского Государственного технического университета) во главе с руководителем В.Деревянко. Мастер уделил ребятам много внимания: ответил на волновавшие их вопросы, говорил о театре. На вопрос, трудно, ли ему было работать с Высоцким, ответил, что работать было легко, поскольку Высоцкий никогда не спорил с режиссёром и всегда выполнял поставленные перед ним задачи. Посетил нашу выставку и городской голова М.И.Поживанов.
           А на следующий день, 20 января, все мы присутствовали на открытии первого в Украине памятника В.С.Высоцкому. Установлен он в самом центре города, на проспекте Ленина, рядом с Домом связи — напротив Административной площади. Я не буду давать оценку ни событию, ни самому памятнику — накопилось достаточно устных и печатных мнений по этому поводу. Скажу одно: событие состоялось.
           Честь открыть памятник была предоставлена инициатору его создания меценату В.А.Петросову. Ю.П.Любимов возложил цветы к подножию памятника и завершил своим выступлением торжественный митинг.
           В тот же день в краеведческом музее открылась небольшая экспозиция, посвящённая 60-летию поэта.
           24 января в «Литературном кафе» ДК завода «Азовсталь», где по субботам собирается творческая интеллигенция города, прошёл вечер поэзии Владимира Высоцкого.
           И вот 25 января, в день 60-летия Владимира Семёновича Высоцкого, несмотря на сильный мороз и удалённость от центра, у Дворца культуры «Искра» собралось необычно много людей. Сюда, в рабочий район, где по выходным не бывает многолюдно, собрались истинные почитатели творчества поэта, многие из которых четверть века назад присутствовали на его выступлениях.
           Мемориальную доску открывали её авторы — Е.Харабет и Ю.Балдин. С чувством некоего облегчения мы увидели, что «стиль излишеств» в котором, как нам кажется, выполнен памятник, здесь, к счастью, отсутствует.
           Дело в том, что из-за спешки, вызванной очень сжатыми сроками, никто из инициаторов проекта познакомиться с макетом не успел. Тревога возрастала ещё и потому, что эскизы и памятника и доски никакой квалифицированный худсовет не принимал. Занималась этим комиссия по подготовке юбилейных мероприятий, в которую входили люди, в основном весьма далёкие от искусства. Тревога оказалась напрасной, а в истории клуба «Высота» — поставлена красивая точка. Наша мечта сбылась.
           Этот день был насыщен до предела. Торжественный вечер, целая серия радио- и телепередач, многочисленные публикации в периодике. В круговорот юбилейных торжеств были включены учебные заведения и библиотеки города...
           В жаркие июльские дни всё повторилось: и многолюдье у памятника, и праздничный вечер, и телемарафон передач и фильмов, и разноцветье газетных публикаций.
           Хочется надеяться, что и впредь мои земляки будут отмечать памятные даты, связанные с именем поэта, актёра, удивительного человека, нашего современника, ещё при жизни ставшего легендой, — Владимира Семёновича Высоцкого.


           От редакции:
           У Ирины Омельченко есть несколько версий посещения В.Высоцким города Жданова (Мариуполя). Чтобы не запутать читателей окончательно, мы сознательно их не публикуем, поскольку документальных подтверждений пока обнаружить не удалось.
           Существуют свои версии и у некоторых высоцковедов. Их данные расходятся даже с количеством приездов Высоцкого в Жданов (по некоторым предположениям, их было не менее двух), не говоря уже о местах и времени выступлений.
           Так, Борис Хмельницкий вспоминает, что их первые многочисленные выступления состоялись в областном центре — Донецке, куда актёры были приглашены первым секретарём обкома КПСС, Потом был Жданов и вновь Донецк. Давали по пять (!) концертов в день. В Жданов же поехали В.Высоцкий, З.Славина, А.Васильев, В.Шаповалов и он. В первых двух концертах принимали участие все, в последнем — все, кроме З.Славиной и Д.Васильева. Один из концертов состоялся на стане-3600 завода «Азовсталь»...
           Это же подтверждает и Виталий Шаповалов. А с ещё одним свидетельством вы познакомитесь на стр.94.
           Где же истина? Уважаемые высоцковеды, слово за вами.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1999