«Вагант» о вагантах


           Стало уже традицией через каждые два-три года знакомить наших вновь появившихся читателей со словом «вагант» и с тем, вернее, с теми, кто стоит за этим словом с нашей обложки. Итак,
           Вагантам - восемьсот, девятьсот, а то и тысяча лет: средневековая древность, глубокая старина. Речь идет о бродячих школярах и безместных, кочующих монахах - пестрой толпе, оглашавшей своими песнями средневековую Европу. Само слово «ваганты» происходит от латинского «vagant» - бродяжничать. В литературе встречается и другой термин – «голиарды», производное от «Goliath» (здесь: дьявол) и от «gula» - глотка: бродячие дьяволы с широкой глоткой, горлопаны, выпивохи, обжоры, неугомонные проповедники мирских радостей.
           Те самые поэты, которые столь бесшабашно призывали отбросить «хлам пыльных книжек», вырваться из пыли библиотек и отказаться от учения во имя Венеры и Бахуса, были образованнейшими людьми своего времени, сохранившими живую связь с античностью и возросшими на новейших достижениях философской мысли…
           Культ чувства неотделим у них от культа мысли, подвергавшей все явления умственному контролю, строгой проверке опытом. Они противопоставляли церковному «верую, чтоб понимать» противоположную формулу – «понимаю, чтоб верить».

ОРДЕН ВАГАНТОВ

«Эй, - раздался светлый зов, -
началось веселье!
Поп, забудь про часослов!
Прочь, монах, из кельи!»
Сам профессор, как школяр,
выбежал из класса,
ощутив священный жар
сладостного часа.

Будет ныне учреждён
наш союз вагантов
для людей любых племён,
званий и талантов.
Все — храбрец ты или трус,
олух или гений —
принимаются в союз
без ограничений.

«Каждый добрый человек, —
сказано в Уставе, —
немец, турок или грек,
стать вагантом вправе».
Признаёшь ли ты Христа, —
это нам не важно, -
лишь была б душа чиста,
сердце непродажно.

Все желанны, все равны,
к нам вступая в братство,
невзирая на чины,
титулы, богатство.
Наша вера — не в псалмах!
Господа мы славим
тем, что в горе и в слезах
брата не оставим.

Кто для ближнего готов
снять с себя рубаху,
восприми наш братский зов,
к нам спеши без страху!
Наша вольная семья —
враг поповской швали.
Вера здесь у нас — своя,
здесь — свои скрижали!

Милосердье — наш закон
для слепых и зрячих,
для сиятельных персон
и шутов бродячих,
для калек и для сирот,
тех, что в день дождливый
палкой гонит от ворот
поп христолюбивый,

для отцветших стариков,
для юнцов цветущих,
для богатых мужиков
и для неимущих,
для судейских и воров,
проклятых веками,
для седых профессоров
с их учениками,

для пропойц и забулдыг,
дрыхнущих в канавах,
для творцов заумных книг,
правых и неправых,
для горбатых и прямых,
сильных и убогих,
для безногих и хромых
и для быстроногих,

для молящихся глупцов
с их дурацкой верой,
для пропащих молодцов,
тронутых Венерой,
для попов и прихожан,
для детей и старцев,
для венгерцев и славян,
швабов и баварцев.

От монарха самого
до бездомной голи
люди мы, и оттого
все достойны воли,
состраданья и тепла
с целью не напрасной,
а чтоб в мире жизнь была
истинно прекрасной.

Верен Богу наш союз
без богослужений,
с сердца сбрасывая груз
тьмы и унижений.
Хочешь к всенощной пойти,
чтоб спастись от скверны?
Но при этом, по пути,
не минуй таверны.

Свечи яркие горят,
дуют музыканты:
то свершают свой обряд
вольные ваганты.
Стены ходят ходуном,
пробки — вон из бочек!
Хорошо залить вином
лакомый кусочек!

Жизнь на свете хороша,
коль душа свободна,
а свободная душа
Господу угодна.
Не прогневайся, Господь!
Это справедливо,
чтобы немощную плоть
укрепляло пиво.

Но до гробовой доски
в ордене вагантов
презирают щегольски
разодетых франтов.
Не помеха драный плащ,
чтоб пленять красоток,
а иной плясун блестящ
даже без подмёток.

К тем, кто бос, и к тем, кто гол,
будем благосклонны:
на двоих — один камзол,
даже панталоны!
Ах, какая благодать,
не жалея денег,
другу милому отдать
свой последний пфенниг!

Пусть пропьёт и пусть проест,
пусть продует в кости!
Воспретил наш манифест
проявленье злости.
В сотни дружеских сердец
верность мы вселяем,
ибо козлищ от овец
мы не отделяем.

Предисловие и перевод
Льва Гинзбурга
(Печатается по книге «Лирика вагантов», М., 1970)

СЛОВАРЬ «ВАГАНТА»

           АКЫН - поэт-импровизатор, исполнитель своих и народных произведений эпического и лирического характера у тюркоязычных народов Средней Азии.
           АШУГ (араб. – «влюблённый») - народный певец-поэт у кавказских (Армения, Грузия, Азербайджан, Дагестан) и соседних с ними народов (Турция), исполнитель своих и народных песен, эпических сказаний.
           АЭД (греч. - певец, поэт, заклинатель) - во времена Гомера поэт и певец, аккомпанирующий себе на четырёхструнной лире. Древние греки полагали, что героические песни вкладывались в уста аэда самими богами.
           БАРД - певец-поэт у древних кельтов.
           БАХАРЬ - баятель - в Древней Руси рассказыватель басен, историй, сказок. Бахарями обычно были старики-инвалиды, часто слепые старцы.
           БАХИШ - (у каракалпаков и казахов - баксы) - название народного поэта-сказителя в Узбекистане, Туркмении и Синьцзяне (у уйгуров). Бахиш поёт под аккомпанемент струнного инструмента - дутара.
           БАЯН - древнерусский певец-поэт.
           ВАГАНТ (лат. - бродячий, странствующий) - в средние века в Западной Европе бродячий студент, представитель низшего духовенства, школяр. XII-XIII вв. - расцвет вольнодумной, антиаскетичной, антицерковной литературы вагантов, в основном песенной.
           ВИПАСАН (арм.) - народный сказитель эпических поэм в древней Армении.
           ГИСТРИОН — в Древнем Риме и в средние века, главным образом во Франции, народный или профессиональный актёр разнообразных специальностей (музыкант, певец, рассказчик, акробатный плясун, дрессировщик животных и так далее).
           ГОЛИАРД - в средневековой Франции бродячий актёр (беглый монах, странствующий студент), исполнитель песен и разного рода представлений, в которых высмеивалась католическая церковь и церковники.
           ГУСАН - народный певец в Армении, исполняющий народные песни под аккомпанемент музыкального инструмента.
           ГУСЛЯР - древнерусский певец, исполнявший былины и песни под звон «яровчатых» гуслей.
           ДЖАНГАРЧИ - в средние века у калмыков поэт-сказитель.
           ЖОНГЛЁР — в средние века во Франции, Испании странствующий музыкант, певец и (реже) поэт.
           КАБИ - народный поэт-сказитель в Индии, импровизатор песен.
           КАЗЫКЧИ - юмористический жанр народной поэзии в Узбекистане. Так называются также и исполнители этого жанра, которых можно сравнить с русскими скоморохами.
           КОБЗАРЬ - лирник, украинский народный музыкант и певец, исполнитель народных песен и дум.
           МЕНЕСТРЕЛЬ - в XII-XIII вв. профессиональный певец и музыкант в феодальной Франции и Англии. Менестрели находились главным образом на службе у сеньоров, в куртуазной* лирике воспевали рыцарские подвиги, служение дамам. В XIV-XVIII вв. менестрелями назывались также простонародные музыканты, скитавшиеся по городам и сёлам.
           МИННЕЗИНГЕР (нем. - певец любви) - средневековый немецкий поэт-певец; искусство миннезингеров возникло в XII в. под влиянием провансальских трубадуров. Воспевали любовь к даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии.
           МЕЙСТЕРЗИНГЕР (нем. - мастер-певец) - средневековый немецкий поэт-певец из ремесленно-цеховой среды. Пришли на смену миннезингерам. В своих певческих школах усваивали каноническую манеру исполнения песен на религиозно-дидактические (XIV-XV вв.) и светские (XVI в.) темы.
           ОЛОНХО - устный эпос якутского народа, повествовательная форма мифологических и героических сказаний (былин). Олонхосут - сказитель, исполнитель олонхо.
           ПИИТ - или пиита (греч. - делаю) - устаревшая славяно-византийская форма слова «поэт»; теперь употребляется в ироническом смысле. В первой трети прошлого века слово «пиит» употреблялось в торжественном одическом смысле.
           ПОЭТ - писатель - автор стихотворных, поэтических произведений.
           РАПСОД (греч. - сшивать, пришивать) - странствующий певец, исполнявший отрывки эпических поэм на празднествах, пирах и агонах (поэтических состязаниях); в широком смысле - певец народно-эпических поэм, сказитель.
           СКАЗИТЕЛЬ - или реже сказатель - название русского народного поэта-певца, исполняющего свои былины и песни.
           СКАЛЬД - древнескандинавский поэт и певец, слагавший песни о битвах и походах викингов, конунгов и их победах. Позже (с XII в.) скальды под влиянием рыцарской литературы писали в так называемой придворной форме, отличавшейся вычурностью и надуманной изысканностью.
           СКОМОРОХ - в Древней Руси певец, музыкант, бродячий комедиант.
           ТРУБАДУР (франц. - находить, слагать стихи) - провансальский поэт-певец XI-XIII вв. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни.
           ТРУВЕР (франц. - находить, придумывать) — французский средневековый поэт-певец (конец XI - начало XV вв.), часто автор слов и музыки. Труверы также писали повести, куртуазные романы, драмы, лирические стихи. Искусство труверов, близкое народу, отражало влияние трубадуров, но было более рассудочным.
           УЛИГЕРШИН - сказитель бурят-монгольского эпоса.
           ХАФИЗ (перс.) - народный поэт-певец в Таджикистане.
           ШАИР (араб.) — название поэта у народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Средней Азии (у туркменов, каракалпаков и узбеков - шахир).
           ШАНСОНЬЕ - французский певец, исполнитель жанровых песен, часто автор слов и музыки.
           ШПИЛЬМАН - средневековый странствующий актёр-музыкант в Германии, Австрии; немецкий скоморох.



* куртуазной - изысканной, вежливой

Т.З.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1999