|
Юрий СУШКО | |
Его многие считали везунчиком, баловнем судьбы. Ну как же: премьер в популярнейшем театре столицы, неиссякаемый поток предложений в кино, жена — французская кинозвезда, мерседес, шикарная квартира, концерты на стадионах и в Дворцах спорта... Чего ещё желать? Анализируя работы Владимира Высоцкого в театре и кино, критики, биографы, как правило, стараются обходить некоторые, скажем, «тёмные» стороны. Словно табу для большинства — многочисленные творческие неудачи Высоцкого и как актёра, и как автора. Кто знает, насколько были бы все мы богаче, сложись удачней его судьба в кинематографе и на театральных подмостках. Уже не говоря о литературе... Хотя, кто знает, может быть, именно официальное непризнание Высоцкого как литератора и помогло ему стать тем поэтом, которого мы сегодня знаем. Не обладая исчерпывающей информацией обо всех причинах тех или иных срывов, всё же рискну предложить читателям перечень кинофильмов, в которых мог, но так и не сыграл в разные годы Владимир Высоцкий, список тех лент, где должны были, но так и не прозвучали его песни, спектаклей, в которых ему не суждено было исполнить роли. Сейчас суть даже не в причинах. А в том, что мы потеряли... | ||
«СКОЛЬКО ВЗЛЁТОВ И ПАДЕНИЙ ИСПЫТАЛ КИНОАКТЁР...» | ||
Впервые начинающий актёр Владимир Высоцкий появился на съёмочной площадке фильма Бориса Васильевича Барнета «Аннушка», 1958. Пробоваться на роли молодых рабочих ассистенты приволокли целый курс школы-студии МХАТ. Глядя на «маленького человека со странным асимметричным лицом, который почти ничего не говорил, Барнет сказал: «Вот кого надо снимать»... Группа дружно набросилась на Барнета. И стали отговаривать. А он только что пережил инфаркт. В конце концов Барнет сказал: «Да хватит, я его не буду снимать, только отстаньте». Так рассказывал второй режиссёр фильма Геннадий Полока. В фильме «Над Тиссой», 1958, Владимир прошёл фотопробы, в «Северной повести», 1961, тоже. На том всё и завершилось. Ничего не вышло и с ролью космонавта в ленфильмовской картине «Самые первые», 1961. Собственно говоря, и сам фильм не состоялся: полёт Гагарина опрокинул фантазии авторов. Сыграв эпизодическую роль Софрона в «Карьере Димы Горина», 1961 (художественным руководителем картины был, кстати, непререкаемый авторитет в советской кинематографии С.А.Герасимов), Высоцкий простодушно рассчитывал на успешное продолжение карьеры киноактёра, тем более что с театрами не вполне, мягко говоря, ладилось. Увы, уже отснятый крупный эпизод с его участием в роли инструктора райкома партии Пыртикова в фильме «Грешница», 1961, режиссёру Ф.И.Филиппову «не показался». («Он не отвечал общей задаче картины... Мы вместе с И.Саввиной, которая играла главную роль, и Высоцким пошли к редактору 2-го творческого объединения Шевкуненко... В конце концов всё же решили этот эпизод из картины убрать. Володя огорчился, конечно... Да и нам было жалко. Но он всё понял и согласился...»). Затем появилась реальная возможность сыграть в дебютном фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962, роль Холина. Кинопробы прошли как будто бы удачно, но роль капитана в итоге исполнил более именитый в те годы Валентин Зубков. («Предполагалось чисто внешне, что персонаж должен выглядеть умудрённым человеком, с большим жизненным багажом. Решили, что Высоцкий для этого не подходит», — спустя годы вспоминал исполнитель роли Ивана — Николай Бурляев). Не сложился творческий альянс Владимира Высоцкого и с другим товарищем по Большому Каретному, режиссёром-дебютантом Василием Макаровичем Шукшиным в фильме «Живёт такой парень», 1963 (Пашка Колокольников). Дальше фотопроб дело не пошло. «Вася Шукшин, — спустя годы вспоминал Высоцкий, — хотел, чтобы я пробовался у него. Но он раньше уже обещал Куравлёву...». Поворотным моментом в кинобиографии Высоцкого могла бы стать роль прораба в комедии Леонида Иовича Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965, та самая роль, которую в результате исполнил Михаил Пуговкин. Пробовался тогда Владимир Семёнович в паре с Л.Сатановским. «Высоцкий показался мне для этой работы слишком молодым, — вспоминал режиссёр. — У Владимира не получалось так, как требовалось по замыслу. Он пытался играть сатирически, а нужно было... больше реализма...». Геннадий Полока, выступая в 1983 году перед зрителями, вспомнил о старинной ленте «Стряпуха», 1965: «Снимается фильм, и режиссёр (Э.Кеосаян — Ю.С.), чтобы Высоцкий был неузнаваем — он уже тогда был популярен — переозвучивает его голос, потому что основная нагрузка в решении характера идёт на голос. В этой роли 75 процентов нагрузки — голос, интонация, и только 25 процентов пластика. Произошла трагедия. И роль эта не помогла ему. Он сказал: «Опозорился, испачкался, а положения не получил. И зачем я шёл на этот компромисс?...» Примерно так же оценил Высоцкий и свою работу в фильме Фёдора Филиппова «На завтрашней улице», 1965: «Это не чуждый мне кинематограф, а просто малоинтересный. Это не проблемное кино, а какие-то выдуманные истории». Затем ещё одна неудача последовала с Андреем Тарковским. Легенда советского кино — фильм «Андрей Рублёв», 1966. Владимир Высоцкий в картине должен был играть роль сотника- «ослепителя». Не сыграл. «Сам виноват, — считал Артур Макаров, — режиссёр освободил его от роли из-за «недисциплинированности» — дважды запил, дважды подвёл. А Тарковский во всём, что касается его профессиональной работы, человек невероятно ревностный». Впрочем, по другим источникам, слишком плотный график работы в театре («Павшие и живые», «Галилей» ввод в «Десять дней...» и проч.) не позволил начинающему актёру «Таганки» рисковать сценической карьерой. Эффектную роль сотника исполнил Н.Граббе. «Интервенция» («Величие и падение дома Ксидиас»), 1967, режиссёра Геннадия Полоки, в которой молодой актёр исполнил центральную роль Бродского-Воронова, сулившую ему славу, заслуживает отдельной истории, впрочем, уже написанной самим постановщиком. Фильм был снят в 1967 году, а вышел на экраны спустя 20 лет. «Весть о том, что картину положили на полку, была для него тяжёлым ударом», — отмечал Геннадий Иванович. Кстати, слова особой благодарности за утверждение Высоцкого на главную роль заслуживают крупнейшие авторитеты тогдашнего «Ленфильма» Григорий Михайлович Козинцев и Юрий Владимирович Толубеев. Удачными были пробы Высоцкого на роль Электрона в паре с Татьяной Васильевной Дорониной («Мы с ним нашли общий язык очень быстро», — говорила актриса) в фильме-шлягере конца 60-х Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», 1968. Но, как рассказал спустя два десятка лет сам режиссёр, его несколько смутил «молодой актёр, по своей внешности вовсе не подходивший под амплуа «любовника», к тому же небольшого роста, особенно по сравнению с Таней Дорониной. На пробы он даже пришёл в полуботинках на высоком каблуке. В конце концов на главную мужскую роль в фильме я взял Александра Лазарева». Несмотря на громкий успех кинофильма Евгения Карелова «Служили два товарища», 1968, Высоцкий был не совсем удовлетворён окончательным вариантом: «от роли осталась одна треть». И в этом случае утверждение его на роль поручика Брусенцова проходило очень трудно. «То есть, все были за меня, а Гуревич... начальник актёрского отдела на «Мосфильме», кричал, что дойдёт до Cурина... Карелов поехал на дачу к больному Михаилу Ильичу Ромму, привёз его, и тот во всеуслышание заявил, что Высоцкий-де его убеждает...», — рассказывал позже Владимир Семёнович. (Кстати, роль Брусенцова у Высоцкого поначалу едва не отхватил Олег Янковский, о котором Карелов революционно сказал: «Нет, белым мы его не отдадим».) Рядышком со съёмочной площадкой картины «Хозяин тайги», 1968, режиссёр В.Бычков снимал фильм по сценарию А.Зака и И.Кузнецова «Мой папа — капитан», 1969. Почему бы не поэксплуатировать популярного певца? Роль была эпизодическая. На палубе пароходика, идущего по Енисею, Высоцкий поёт песню. И всё. Но фильм вышел, а Высоцкого на экране не было. Как и его песен, о которых речь впереди. И ещё один факт. Как свидетельствует Золотухин, директор театра Николай Лукьянович Дупак долго шантажировал Высоцкого, не подписывая ему разрешения на съёмки в «Хозяине тайги», дабы тот похлопотал о роли и для него в этом фильме, как это было уже в «Интервенции». В конце 60-х готовился к своему режиссёрскому дебюту Алексей Герман — «Проверка на дорогах», 1971-1985. Состоялись кинопробы, но режиссёр так-таки и не решился утвердить Высоцкого на роль Лазарева, опасаясь, что непредсказуемый актёр может его подвести. А фильм всё же первый... И на роль был приглашён «безопасный» Владимир Заманский. «Трудно быть богом», 1989 (Румата Эсторский). Сценарий фильма по мотивам одноимённого популярного произведения братьев Стругацких, столь любимых Владимиром Семёновичем, был написан всё тем же осторожным Алексеем Германом (бесплодный «роман» с начинающим питерским режиссёром, как видим, продолжается) и одним из братьев — Борисом Стругацким в 1967 году и даже значился в обнародованных планах киностудии. На роли намечались актёры. «В это время советские войска вошли в Чехословакию, — вспоминает Герман, — и я получил такой ответ на наш сценарий от главного редактора «Ленфильма» Ирины Павловны Головань: забудьте думать». «Красная площадь», 1969. Роль матроса сценаристами Юлием Дунским и Валерием Фридом писалась специально для Высоцкого, даже имя героя было Володя. Режиссёр Василий Ордынский долго, но безуспешно сопротивлялся утверждению именно Владимира Высоцкого. В конце концов сдался. Тогда к проблеме подключился художественный руководитель киностудии «Мосфильм» Юлий Райзман, приведя веский «аргумент»: «Высоцкий же актёр экстра-класса, он же всех у вас забьёт...» А там подошло время летних отпусков. В Москве объявилась Марина Влади. До «Красной площади» ли, да ещё со всеми этими препонами? Счастливая пара отправилась в черноморский круиз. Съёмочный график был жёстким, и в результате роль исполнил Сергей Никоненко. В том же 1969 году кинорежиссёр Эльдар Рязанов затевал постановку «Сирано де Бержерак». В роли Сирано он непременно хотел снять именно поэта. Против кандидатуры Евгения Евтушенко решительно воспротивилось всё киноначальство. Высоцкий же сам напросился на роль. Состоялись репетиции, прошли кинопробы. Однако фильм так и не был поставлен, даже записи проб не сохранились. «Один шанс из тысячи», 1969 — режиссёрский дебют Левона Суреновича Кочаряна, который до сего времени довольствовался вторыми ролями. По замыслу это была своего рода «клановая» картина, в создании которой принимала участие вся большая компания закадычный друзей с Большого Каретного. Олег Халимонов рассказывал: «Этот фильм вообще задумывался как экспедиция друзей, как коллективное приключение. Лето, Крым, Чёрное море...» Сценарий на квартире Кочаряна вместе с хозяином писали Андрей Тарковский и Артур Макаров. В ялтинских съёмках участвовали А.Свидерский, О.Савосин, А.Утевский, А.Солоницын, Хари Швейц, В.Лапин, Э.Рознер и другие. Одна из ролей предназначалась и Высоцкому. Однако он, по одной из версий, сам отказался от съёмок, будучи занятым на съёмках в другом фильме. Вместо себя привёл на площадку Олега Халимонова. По версии же Артура Макарова, Высоцкий своей «недисциплинированностью» крепко подвёл режиссёра и товарищей. По третьей, — Владимиру Семёновичу помешал очередной черноморский круиз с Мариной Влади. «Один из нас», 1969 (Бирюков) — режиссёр Геннадий Полока. «Мы сняли пробу, — рассказывал режиссёр, — когда Володю немецкая разведка вербует. В этой пробе он пел старинные романсы. Он плясал поразительно!.. Это была роль для него, просто... бенефис Высоцкого». Первый заместитель председателя Госкино Владимир Баскаков в тот период старательно разыгрывал перед Высоцким его лучшего друга, уверяя, что просто обожает его песни. «А я, — вспоминал Полока, — уже получил сигнал от главного редактора Комитета Сытина: «Запрещаю снимать Высоцкого!». Он запретил его по доносу товарища Санаева. Тот был членом худсовета и сказал: «Мы этого подзаборного певца будем снимать в роли Героя Советского Союза?! Да вы что — с ума сошли?!». А если бы он сыграл, то это была бы его роль на все времена...» По данным, которые приводит в своём исследовании В.Перевозчиков, заместитель председателя КГБ всесильный Филипп Бобков, узнав о планируемой постановке с участием Высоцкого, пообещал Баскакову с Романовым головы поотрывать... Думаю, многие к этой истории руку приложили. Однако, чтобы всё-таки дать возможность состояться фильму, Высоцкий буквально за руку привёл на съёмочную площадку Георгия Юматова. «И он репетировал с ним все песни, все романсы. Он репетировал с ним танго... Всей удачей этой роли Юматов целиком обязан Высоцкому...» (Г.Полока). «Двенадцать стульев», 1970 (Остап Бендер) — режиссёр Леонид Гайдай. «Я, — вспоминал Гайдай, — ясно видел его в этом сложнейшем образе. Высоцкий согласился, даже прошёл у нас кинопробы, и очень удачно. Поверьте, то был бы удивительный Остап! Но вдруг Высоцкий заболел, и надолго. У нас план «горел», пригласили Арчила Гомиашвили. У него получился интересный Бендер, но каким он мог стать у Высоцкого...» В другом своём интервью Леонид Иович с нескрываемой грустью говорил: «Владимир Высоцкий — как он замечательно пел у нас на кинопробе!». А может быть, тарелка виновата? Как рассказывают очевидцы-летописцы, «Двенадцать стульев» преследовал злой рок: традиционная тарелка, брошенная ассистентом на пол перед началом первого съёмочного дня, не разбилась — очень плохая примета. Начались съёмки, и Гайдай меняет Александра Белявского на Высоцкого. Тот же ассистент вновь бросает тарелку — и она снова не разбивается. Высоцкий «уходит в пике», съёмки останавливаются, режиссёр увольняет ассистента. Всего же на роль Остапа пробовалась сотня актёров, двадцать два из которых успешно прошли пробы: Михалков, Миронов, Козаков, Евстигнеев, Басов, Гафт, Баталов, Нахапетов... В августе 1970 года, возвращаясь с Кавказа, Владимир Семёнович уговорил своего попутчика завернуть в городок Гуляй-Поле Запорожской области, знаменитую махновскую столицу. Имеются косвенные данные о том, что Высоцкий активно собирал материалы о легендарном «батьке», готовясь исполнить роль Махно (возможно, в «Салют, Мария!», а может быть, в сериале Василия Ордынского по толстовской эпопее «Хождение по мукам»?). «Ты и я», 1971 (Володя) — режиссёр Лариса Шепитько, сценарий в соавторстве с Геннадием Шпаликовым. Юрий Визбор, занятый в этом фильме, вспоминал: «На... роль в картине пробовались Юрий Соломин, Георгий Тараторкин, Леонид Дьячков, Владимир Высоцкий. Высоцкому, чьи успехи к тому времени в кинематографе были достаточно скромны, роль, предложенная Ларисой, явно позволяла выйти за рамки его привычной характерности... Кинопроба наша с Высоцким прошла удачно, мы были вдохновлены возможностью совместной работы. Однако слишком много раз — и не только по кинематографическим причинам — утомительный и нервный путь переговоров, фотопроб, кинопроб приводил Володю к неудачам». «Земля Санникова», 1972 (Крестовский) — режиссёры А.Мкртчян, Л.Попов. Высоцкий, заранее чувствуя исход, просил молодых режиссёров не снимать его актёрскую кинопробу на плёнку, «потому что найдутся оппоненты». Они не замедлили найтись в лице генерального директора киностудии «Мосфильм» Н.Т.Сизова: «Его не надо». Потом Альберт Мкртчян рассказывал: «Мы были настолько убеждены, что сможем утвердить всех актёров, как наметили, что даже заранее купили билеты на поезд... Высоцкий собирал чемодан, не подозревая о последних событиях. Узнав обо всём, Высоцкий очень огорчился и сказал, что всё это он предвидел, просил меня повременить со съёмками. Три дня мы по разным причинам откладывали начало съёмок на Финском заливе.Вся группа ждала вестей из Москвы. На третий день позвонил Высоцкий и сказал, что все его старания тщетны...» Так роль случайно досталась Олегу Далю. «Прошу слова», 1974 (Сергей Уваров) — режиссёр Глеб Панфилов. Состоялись фотопробы Высоцкого в паре с Инной Чуриковой. Однако вновь приходится писать «но»... Роль исполнил Николай Губенко. «Высокое звание» («Маршальская звезда», «Я — Шаповалов Т.П.», «Личное дело»), 1973-1974 — режиссёр Евгений Карелов. «Роль маршала Шаповалова писалась на Высоцкого, — вспоминал один из сценаристов, Валерий Фрид. — Была снята интересная, выразительная проба. На ту же роль пробовались и другие превосходные актёры, в том числе Папанов, Матвеев... Вердикт начальства студии был краток и афористичен: «Убедительнее всех Высоцкий, играть будет Матвеев». В письме Станиславу Говорухину Владимир Bысоцкий свою очередную неудачу комментировал так: «...готовится к пробам Карелов по сценарию Фрида и Дунского, и все они хотят меня, а если такие дела пойдут, то мне и до проб не дойти, вырубят меня с корнем из моей любимой кинематографии. А в другую кинематографию меня не пересадить, у меня несовместимость с ней, я на чужой почве не зацвету, да и не хочу я...» «Иван да Марья», 1974 (Соловей-разбойник) — режиссёр Борис Рыцарев. Удачные кинопробы, начало съёмок, оптимистичные репортажи в кинопериодике — и... ничего. «Володя не стал сниматься, что-то ему помешало», — вспоминает Иван Бортник, исполнивший главную роль в картине. «Одиножды один», 1974 — режиссёр Геннадий Полока, автор сценария Виктор Мережко. Высоцкого на роль Толяна не утвердило руководство Госкино СССР. В письме режиссёру Владимир Семёнович писал: «...Я огорчён только тем, что снова мы не работаем вместе. Я всё подстроил под это, но... се ля ви. Комит ето сильнее нас... Впрочем — песни-то мы успели всобачить...» Роль Толяна Полока предложил Валерию Золотухину, но тот гордо отказался, фиксируя в своём дневнике: «Но почему я должен это делать? Ведь поздно уже. У меня нет ни времени, ни сил, ни охоты!». Снялся Николай Караченцов. Из двухсерийного кинофильма, обещавшего стать для Высоцкого триумфальным, — «Бегство мистера Мак-Кинли», 1975 — «председатель Госкино СССР Т.Ф.Ермаш повелел вырезать крупный эпизод «Мистерия хиппи», даже не отдавая себе отчёта, почему он этого потребовал...» (Софья Милькина, второй режиссёр). Из-за этого каприза пришлось радикально переписывать весь сценарий. И в итоге, как свидетельствовала та же Милькина, «Володенька, который пришёл на премьеру, ушёл с неё просто больной...» Впрочем, к судьбе баллад Высоцкого, написанных для фильма, ещё вернёмся. «Память» («Моё поколение»), 1975 — режиссёр Григорий Георгиевич Никулин. Постановщик фильма, помня Владимира Семёновича по фильму «713-й просит посадку», 1962, планировал снять Высоцкого в своём фильме в роли поющего капитана, но тот отказался, ссылаясь на вероятные трудности с его утверждением: «Володя-непроханже». «Стрелы Робин Гуда», 1975 (шут) — режиссёр Сергей Тарасов. И здесь роли не случилось, как не удовлетворили создателя картины и баллады Высоцкого (об этом также позже). А роль шута исполнил Юрий Каморный. Этот, семьдесят пятый, был совсем уж неудачным годом. Пробы с Натальей Гундаревой в фильме Валерия Александровича Фетина «Сладкая женщина», 1976. «Мы тогда очень ждали приезда Володи, — рассказывает один из режиссёров картины Анна Тубеншляк, — он был занят у Митты в «Арапе», [1976 — Ю.С.] — нам очень хотелось, чтобы он снялся у нас. Володя попробовался — попробовался замечательно! Это была удивительная, настоящая кинопроба! Но снимать его нам не разрешили...» Его заменил Олег Янковский. «Восхождение», 1977 — ещё одна попытка Ларисы Шепитько вступить в творческий союз с Владимиром Высоцким. Но он оказался лишь очередным из 21 претендента. Роль исполнил Владимир Гостюхин. «Вторая попытка Виктора Крохина», 1978 (сосед Степан) — режиссёр Игорь Шешуков. «Контакта, — по мнению автора сценария Эдуарда Володарского, — у Шешукова с Высоцким не получилось. Они как-то невзлюбили друг друга на пробах даже...» Слава Богу, запись эпизода с монологом Высоцкого и песней «Полчаса до атаки...» случайно сохранилась в студийных архивах. Роль же соседа исполнил Олег Борисов. «Емельян Пугачёв», 1978 (Пугачёв) — режиссёр Алексей Салтыков. В фильме планировалось снять прекрасную «звёздную» компанию: Марина Влади в роли Екатерины (сыграла Вия Артмане), Вахтанг Кикабидзе был намечен на роль цыгана... Сценарист фильма Эдуард Володарский рассказывал, как научный консультант картины Сергей Тимофеевич Преображенский по просьбе киногруппы дотошно изучал фотопробы четырёх десятков претендентов на роль Пугачёва, переживая, что никого из актёров толком не знает, но в то же время шарахнулся от снимка Евгения Матвеева: «Ой, только вот не этот!», а увидев фотографии Высоцкого, сказзал: «Он». Ну а в картине роль Емельяна исполнил-таки Матвеев. Вахтанг Кикабидзе вспоминал: «Володю в итоге забраковали. А вскоре и я отказался. И из-за Володи, и из-за того, что у меня не было времени на долгие съёмки (а в том, что они затянутся, я не сомневался, Салтыков — человек запойный)...» А Володарский, встречаясь с ленинградскими зрителями, незаметно для себя как бы оправдывался: «В силу целого ряда причин, понимаете, ничего сделать практически было нельзя. Кроме того, что остановить картину, или... Даже сценарий забрать было нельзя, потому что он уже становится, так сказать, достоянием государства...» А Высоцкому пришлось сбрить бороду, отпущенную для съёмок... «Жена ушла», 1979 — режиссёр Динара Асанова. В этом фильме мог состояться удивительный дебют супружеской четы — Владимира Высоцкого и Марины Влади. Даже прошёл подготовительный период съёмок. Но, как утверждает авторитетный кинокритик В.Дёмин, «у Асановой не было сил пробить через кабинеты опального барда с «Таганки». И главные роли сыграли Валерий Приёмыхов и Елена Соловей. Перед кинорежиссёром Петром Тодоровским в канун съёмок фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 стояла дилемма: кого выбрать на заглавную (хотя и эпизодическую) роль — Владимира Высоцкого или Сергея Шакурова? Остановился на последнем. «Гонки по вертикали», 1983 (Батон) — режиссёр Александр Муратов. Высоцкий сам отказался, ссылаясь на своего недавнего Жеглова, и роль исполнил Валентин Гафт. Михаил Ульянов рассказывал, что как-то возникла такая идея: поставить фильм, в котором он и Высоцкий играли бы одну и ту же роль в разных возрастах. Но всё осталось только мечтой. Не суждено было сбыться и замыслу Иосифа Ефимовича Хейфица — снять ленту по бабелевским «Одесским рассказам» и «Закату» с Высоцким в роли Бени Крика. Сам Высоцкий, услышав о проекте, вспоминал режиссёр, как стоял в луже, так и упал на колени! Прямо во всём!.. | ||
От редакции: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», а посему — пусть нашего читателя не смущают годы выхода фильмов: некоторые из них появились на экране через много лет после смерти В.Высоцкого. К сожалению, у автора публикации при цитировании отсутствуют ссылки на первоисточники. Несмотря на это, редакция сочла возможным материал напечатать ввиду его несомненной важности. |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1999