В ближайших номерах мы планируем в рамках рубрики представить различные статьи, содержащие воспоминания о встречах с Высоцким, опубликованные в периферийных изданиях. Надеемся, наши читатели не будут в претензии за то, что при этом мы не собираемся буквально понимать название рубрики.

ВСТРЕЧА
С ВЛАДИМИРОМ ВЫСОЦКИМ

К 60-летию со дня рождения


           В тот 1970 год июль в Москве был дождливым. Дождь лил целую неделю. На душе было уныло. Я проходил стажировку на «Мосфильме» и снимался в некоторых сценах фильма Мариса Лиепы «Балетная сюита». Из-за болезни одной из главных балерин у нас образовался 3-х недельный простой. Я и Марис сидели в актерской комнате, прослушивали фонограмму к фильму.
           Зашла ассистент по актерам Марина Николаевна. Мы знали, что она работает у режиссера А. Столпера, который снимает фильм «Четвертый» – о войне. В главной роли снимался Владимир Высоцкий. С собой она привела среднего роста коренастого, с большой лохматой, сильно обросшей головой мужчину лет 50. О нем ходили тогда слухи по Мосфильму, будто он публично заявил «что, хотя приехал из деревни, но обязательно станет «народным артистом СССР». Поэтому он ходил по кабинетам и предлагал себя всем режиссерам. У нас тоже был, и так как не смог станцевать «Па-де-де», валился на пол с грохотом с любой танцевальной позиции, – мы ему отказали.


           Марина Николаевна сказала: «Здравствуйте, ребята! Выручайте! Срочно надо 3-х человек в кадр на несколько эпизодов, недельки на три. У вас, я слышала, простой. Вот одного уже нашла!». Мы переглянулись и молча пошли...
           Столпер одобрил наше участие: в костюмерной нас обрядили в военную форму США, а гримерша приклеила щетину и нанесла на лицо тон. Потом мы пришли в павильон, где построены были декорации, установлены свет, кинокамера, звукоаппаратура.
           Второй режиссер объяснил нам, что должны делать и отрепетировал с нами.
           Снимался следующий эпизод: «В небольшом гараже, заставленном бочками и ящиками, были собраны военнопленные США, человек 15, оставшиеся в живых накануне. На рассвете немцы собирались всех расстрелять. У четверых созрел план побега. Для этого надо было вырыть подкоп под стеной гаража. Остальные, чтобы не было слышно, должны петь песни или вспоминать своих любимых. Роль «Четвертого» исполнял Владимир Высоцкий. Он пришел, поздоровался: «Привет, мужики!» и присел в центре на ящик, где рядом сидели еще 3-е главных героев. Мне и Марису определили места в правом углу на бочках. Остальных военнопленных разместили вдоль задней и левой стен гаража.
           Режиссер Столпер привел того самого лохматого «народного» мужичка и предложил ему найти место самому. Все заулыбались, пошел легкий смешок. «Народный» сел на землю у правой стены рядом с нами, обхватив колени руками. «Молодец! Хорошо сидишь, выразительно!» – сказал Столпер. «Как народный артист! На государственную премию!» – продолжил Владимир Высоцкий. Все, кто находился в павильоне, разразились громким смехом. Столпер смеялся до слез, потом достал платок, утер слезы и сказал: «Наверное, с войны так не смеялся!.. Ну вот, настрой есть, теперь давайте работать!.. Все готовы?» «Да!.. Да!» – прозвучало в стороне. «Мотор?» – сказал он. «Есть мотор» – ответил голос. «Кадр 75, дубль первый», – сказала и хлопнула хлопушкой перед камерой пом. режиссера.
           После съемочного дня режиссер А. Столпер подошел к нам, подозвал Высоцкого и сам представил нас Володе: «Вот моя ассистентка нашла нам интересных балетоманов, снимают тоже фильм, пока у них простой, поработают с нами! Марис Лиепа из Большого! Молодой режиссер, твой тезка, Володя Строкин!» Мы обменялись рукопожатиями.
           Высоцкий предложил: «Если никто не спешит, то можно немного расслабиться и отметить встречу». Мы скинулись.
           На столперской «Волге» он съездил до магазина, так как знал, где взять без проблем «шнапс» в вечернее время. Через полчаса стол был накрыт.


           Мы рассказывали анекдоты, истории из своей жизни, потом кто-то принес гитару и Володя пел нам знакомые и незнакомые песни...
           У него было обостренное чувство восприятия жизни, своя оценка событий, личный взгляд на проблемы, талант – и через стихи, песни, роли в театре и кино, поступки все это проявлялось. Его юмор, удивительная самоотдача и работоспособность, умение вовремя поддержать любого человека благотворно действовали на других. Режиссер А. Столпер любил Владимира, как родного сына. Нам с Владимиром Высоцким работалось интересно и легко.

В.СТРОКИН,
кинорежиссер

«Экстра» (Чита)
№4 (22–28 января) 1998 года

25 января – 55
лет со дня рождения
В. Высоцкого

«ЧУТЬ ПОМЕДЛЕННЕЕ, КОНИ!»


           В курортной Гагре, в доме №15 по улице Лермонтова в 1972–1975 годах трижды останавливался замечательный поэт и артист Владимир Высоцкий. Здесь, в семье Чедия, бережно хранится гитара, на которой он играл. Он оставил на ней свой автограф.
           ...Ираклий Чедия, высокий, спортивного вида человек, провел нас на второй этаж особняка, показал комнату, в которой жил Высоцкий.
           – Однако отдыхать ему у Черного моря было некогда, – говорит хозяин. – В начале осени 1972 года приехала в Гагру киноэкспедиция с «Ленфильма». Во главе был режиссер Иосиф Хейфиц. Они делали картину «Плохой хороший человек» по А. П. Чехову. Съемки велись за городом, в Бзыбском ущелье. В гостиницу устроить артистов не удалось – свободных мест не оказалось. Пришлось размещать всех на частных квартирах. Так и поселился у нас Высоцкий. Конечно, он был тогда нашим кумиром. У нас в доме бывали О. Даль, А. Папанов, Л. Хитяева, Л. Максакова, позже приехала и М. Влади. В съемочную группу устроился помощником мой младший брат Беслам. Наши отец и мать полюбили Высоцкого, называли его своим пятым сыном. Такого душевного человека нельзя было не любить...
           Тогда осенние ночи стояли теплые, и я спал рядом с его комнатой на веранде. Владимир вставал рано, с рассветом, и первым делом переворачивал мою раскладушку – таким вот своеобразным образом будил меня по утрам. Обижаться за эти проделки на него почему-то не хотелось. Потом мы шли с ним на море. На берегу делали хорошую физзарядку, а затем совершали заплыв.
           Как-то мы сидели в гостиной на первом этаже и пили чай. Это было вскоре после его приезда из Москвы. Домашним очень хотелось, чтобы он спел. Я принес свою гитару. Владимир долго ее настраивал, и вот наконец заиграл на ней. Вскоре у нашего дома стали собираться соседи, отдыхающие. Народу пришло много. Когда он закончил «Кони привередливые», на улице раздались аплодисменты. Его просили спеть еще, кто-то назвал известную песню другого автора. Высоцкий ответил, что чужого не поет и вообще не исполняет ничего по заказу. А поет только то, к чему лежит в этот момент душа. И продолжался тот концерт до позднего вечера.
           В Гагре он шесть раз выступал в Летнем театре, что в парке у моря. Там зрители сидели даже на платанах. К самому театру было не пробиться, Высоцкого вносили туда на руках. Мне удавалось проходить на эти концерты в качестве его ассистента – так он меня всем представлял.


           Помнится, на первом своем выступлении он так разволновался, что даже порвал несколько струн. Чтобы выйти из создавшейся сложной ситуации, Высоцкий стал рассказывать о своей работе в театре на Таганке, а мне пришлось срочно искать новые струны. Неподалеку в ресторане «Гагрипш» работал шеф-поваром дядя Жора, наш сосед, который и помог мне их достать. Второе отделение концерта прошло без приключений. И он, конечно же, спел о привередливых конях...
           – Высоцкий обещал написать песню о Гагре – солнечном городе у Черного моря, который ему так полюбился, – закончил Ираклий свой рассказ. – Но не успел... Когда я бываю в Москве, то всегда иду к нему с цветами на Ваганьковское. В нашем доме, в той самой комнате, где он жил, мы с братом хотим создать музей, а на фасаде повесить мемориальную доску...

Ю. СТЕПАНОВ.
Гагра.

«Сочи»
№4 (24–30 января) 1992 года


           Опубликованные выше воспоминания мы можем дополнить статьёй о выступлениях Высоцкого в Гагре, опубликованной в 1972 году в городской газете.

Клуб интересных встреч

АКТЕР, ПОЭТ, МУЗЫКАНТ


           ОН ВЫШЕЛ на эстраду летнего театра, окинул взглядом зрителей, тронул струны гитары и, в зал полилась песня. О смелых и сильных, о тех, кто покоряет недоступные вершины. Ну конечно же, это песня из кинофильма «Вертикаль». А затем артист рассказал о себе, о своем творчестве в театре и кино...
           Исключительная, только ему одному присущая манера исполнения песен – резкое произношение, когда слова словно высекаются из камня и летят в зал четкие до предела и весомые, – запоминается надолго. И благодарные зрители наградили артиста долгими аплодисментами.

           У братских могил не ставят крестов,
           Но разве от этого легче...


           Слова, проникнутые глубокой скорбью о воинах, павших на войне и спящих вечным сном в братских могилах, разбросанных по всей Отчизне, – эта песня из кинофильма «Я родом из детства» посвящена автором и исполнителем замечательному артисту и певцу Марку Бернесу.
           А потом звучали другие песни, большинство на военную тему: «Песня о госпитале», «Разведка боем», «Песня самолета-истребителя» и песни из советских кинофильмов.
           ВОСЕМЬ ЛЕТ тому назад имя Владимира Высоцкого появилось впервые на афише нового московского театра, получившего название «Театр на Таганке». Его спектакли шли в помещении бывшего театра драмы и комедии. Первым спектаклем молодого коллектива под руководством главного режиссера И. П. Любимова[1], стал «Добрый человек из Сезуана», в котором вместе с другими артистами играл и Владимир. Спектакль этот по пьесе Бертольда Брехта, музыка к которому написана актерами театра Васильевым и Хмельницким, получился удачным и завоевал большие симпатии москвичей. Уже одно то, что он ставился пятьсот раз, говорит о его популярности.
           Владимир Высоцкий играл во всех спектаклях театра: «Антимиры», в основу которого положена поэзия Андрея Вознесенского, «Павшие и живые», где он исполнял роли поэта Кульчицкого, Чарли Чаплина, Гитлера, заглавную роль в «Жизни Галилея» Бертольда Брехта, Гамлета в пьесе «Гамлет».
           Многое необычно в этом молодом театре. Спектакли в нем играются артистами без грима, только меняются костюмы. Очень удачным получился спектакль «Десять дней, которые потрясли мир». В нем Высоцкий исполняет также ряд ролей: часового у Смольного, Керенского, анархиста, белого офицера. Необычным является постановка и оформление спектакля. Пролог играется у входа в театр, на улице. Вместо билетеров у входа стоят красногвардейцы и оторванные части билетов накалывают на штыки... Фойе оформлено в стиле того революционного времени. В спектакле 32 картины. Артисты, занятые в нем, играют с полной отдачей. И этот спектакль выдержал полтысячи постановок.
           Владимир не ограничивается работой в театре. Он сыграл в более чем десяти кинофильмах. Первая его роль в кино – в фильме «Карьера Димы Борина»[2]. Затем артист снимается в фильмах «713 просит посадки», «Штрафной удар» (спортсмен), «Я родом из детства» (капитан танкист Володя), «Служили два товарища» (поручик Брусенцов), «Вертикаль», «Короткие встречи», «Интервенция», «Хозяин тайги» (Иван Рябой), «Опасные гастроли», «Четвертая»[3].
           В Гагру Владимир Высоцкий попал тоже в связи со съемкой кинокартины «Плохой хороший человек» по повести А.П.Чехова «Дуэль», где он играет роль зоолога фон Корена. Именно эта счастливая случайность дала возможность гагрцам и многочисленным отдыхающим познакомиться с песенным творчеством Владимира Высоцкого, ибо почти весь репертуар, с которым он выступил в летнем театре (исключая одну песню) состоял из авторских песен.
           ПОЛТОРА ЧАСА продолжался авторский концерт Высоцкого, причем всего он дал в Гагре четыре концерта. Помимо тех песен, о которых уже сказано, он исполнил ряд песенок из спектаклей московских театров и несколько шуточных спортивных песен.
           Владимир Высоцкий находится в расцвете своего таланта. Поистине надо быть виртуозом, чтобы успешно творить в искусстве, добиваясь всюду удачи. Пожелаем же новых больших успехов в многогранной работе артисту театра и кино, поэту и исполнителю Владимиру Высоцкому, надеясь, что его имя появится еще не раз на концертных афишах в Гагре.

С. Таранцев
«Авангард» (Гагра)
21 октября 1972 года



ПОЭТ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ


           Парикмахер гостиницы «Владикавказ» Петр Баранов, как и положено людям его профессии, рассматривать портреты привык с прически. Можно было представить его изумление, когда «златоустый блатарь» был изображен на настенном календаре с прической, сделанной его рукой. Тогда и рассказал парикмахер эту историю...


           – Слух о приезде Высоцкого в Орджоникидзе осенью 1978 года разлетелся по гостинице быстро, – рассказал Петр Леонидович. – Многие хотели повстречаться. Лишь я хранил спокойствие – парикмахерскую почти ни один гастролирующий артист не обходил. Но вот не думал, что оконфузит меня приятель, швейцар Чермен. Надо было ему зайти 9 октября в ту минуту, когда Высоцкий уже сидел в кресле, обвязанный простыней. «Леонидыч, – обращается Чермен, – этот блатной с хриплым голосом к тебе не заглядывал?» Я обомлел. В углу на балалайке бренчал мой приятель Сергей Саркисов – парикмахер с железнодорожного вокзала, он аж присвистнул. Клиент в кресле подчеркнуто хмыкнул. Когда Чермен разглядел его в зеркало, то моментально исчез. Высоцкий, однако, виду не подал, после стрижки протянул трояк, хотя я, как мог, упирался, чтобы не взять, и собрался на выход. Но тут же обратился к Сергею: «Можно мне тоже на балалайке поиграть?» Я воспользовался паузой и придумал, как вину Чермена загладить. «Владимир Семенович, – говорю, – ради бога, не обижайтесь. Если время позволяет, может, по стопочке?», – а сам достаю початую бутылку «Сибирской», которую тогда только у нас в гостинице можно было достать. «Ни одной», – категорично отвечает Высоцкий. А я ее упрямо на стол. Он же, как увидел бутылку, сразу подобрел: «Ну ладно, давайте по одной». На каждого из нас пришлось граммов по семьдесят. После этого Высоцкий отправился в номер.
           Мы еще пару минут посудачили с Сергеем, но тут Высоцкий опять возвращается. «Знаете что, – обращается к нам, – я решил с вами продолжить знакомство». И ставит на стол бутылку водки вместе с вареной курицей.
           «Давно играете на балалайке?» – спрашивает Высоцкий моего приятеля. «Деточка, мне иногда кажется, что я и родился с ней», – отвечает Сергей. «Давайте старую тбилисскую песню споем», – предлагает Высоцкий. Вот под эту песню мы бутылку и распечатали. «Очень люблю кавказские мелодии. Давайте что-нибудь еще споем», – говорит Высоцкий. За песнями и бутылка закончилась. Вдруг раздался громкий стук в дверь. «Владимир Семенович, я вас уже полчаса ищу, пора на концерт ехать», – это был голос администратора. «А вы скажите, что я заболел, придумайте что-нибудь», – отвечает тот через дверь. Я, конечно, моментально усек, что хорошим наше представление не кончится. И, правда, через пару минут стучится в дверь сам директор гостиницы: «Баранов! – кричит. – Открой немедленно!» Что делать? «Под мухой» с директором не хотелось общаться, да еще в присутствии Высоцкого. К тому же мысль мелькнула: вдруг меня заставят неустойку за сорванный концерт платить. Пришлось капитулировать через черный ход.
           Чем дело наверху закончилось, мне после Сергей рассказал. Двери директору все-таки открыли. Корить он никого не стал, лишь пообещал мне трепача задать. Администратор, поняв, что концерта сегодня не будет, от Высоцкого отстал, а тот, в свою очередь, предложил Сергею и еще одному нашему общему другу, который ко мне подошел до того, как мы заперлись, прогуляться по набережной Терека. Вышли они из гостиницы и наткнулись на фотографа Моисеенко. Вот тогда он их и сфотографировал возле Суннитской мечети вместе, а потом по одиночке.
           После бродили по городскому парку, пока не наткнулись на открытые двери ресторана «Нар». Продолжили знакомство. Через час получили от официантки счет на 87 рублей. Сергей потянулся за бумажником и вдруг услышал над собой зычный голос капитана Жеглова: «Сидеть всем на месте и не шевелиться». Высоцкий встал, отсчитал девять червонцев официантке. Сидящие в зале не могли ничего понять – откуда в ресторане взялся настоящий Жеглов?[4]
           Выйдя из «Нара», Высоцкий сослался на усталость и отправился в гостиницу. Я больше его не встречал.
           «Доброжелателям» Высоцкого, видимо, очень понравятся алкогольные места моего рассказа, чтобы в очередной раз запустить камень в этого человека. Нет, уважаемые блюстители нравов, в нашем общении водка занимала вспомогательное, двадцатое место, а на первом было только восхищение замечательнейшим артистом.
           Через несколько лет умер мой приятель, после ушел из жизни Высоцкий. Но снимки Моисеенко навсегда запечатлели этот день.

Олег КУСОВ.
г. Владикавказ.
«Северный Кавказ» (Нальчик)
№2 (январь) 1991 года

Ведущий рубрики
Вадим Дузь-Крятченко



[1] Так в тексте.

[2] Так в тексте, правильно – Горина.

[3] Так в тексте, правильно – «Четвертый».

[4] Здесь воспоминателя подвела память: телефильм «Место встречи изменить нельзя» был показан впервые более чем через год после выступлений Высоцкого в Орджоникидзе.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz