Расскажите, пожалуйста, о том, как проходила запись стихотворений Лермонтова. Как Олег Иванович пришел к именно такому звучанию своего «моноспектакля»?
        Кого из поэтов он любил больше всего?

(Записка из зала к Е.А.Даль на вечере памяти О.И.Даля.
Пенза. Май 1988 г.)


«СМЕРТЬ ПОЭТА»:

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОЛЕГОМ ДАЛЕМ
МОНОСПЕКТАКЛЯ
ПО СТИХАМ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

(интервью с Е.А.Даль)


           Александр ИВАНОВ: — Мне хотелось бы начать с упоминания о том, что никогда прежде никем не уделялось достаточного внимания последним, «лермонтовским» работам Олега Даля, хотя интерес к этой теме проявляли и телевидение, и радио, и пресса. Что-то ими фиксировалось, что-то — нет, но, во всяком случае, никакого сквозного сюжета в этом не усматривалось. А ведь речь идет о трех событиях, относящихся исключительно к 1980 году, и с одним главным действующим лицом — Олегом Ивановичем, а именно:

  1. запись Далем прогона моноспектакля дома на магнитофонную кассету,
  2. поездка в сентябре в Пензу и Тарханы,
  3. работа осенью в передаче, посвященной очередной годовщине со дня рождения Лермонтова.
           Первый вопрос может показаться странным, но, тем не менее, я его задам: почему Лермонтов? Многие люди это очень однозначно трактуют — он, мол, любимый поэт Даля, и этим все сказано. А у меня, например, такой вопрос возникает из-за того, что к 80-му году уже существовал фильм «...На стихи А.С.Пушкина», а это не менее изящная и великолепная работа Олега Ивановича с поэзией, чем его обращение к Лермонтову.

           Елизавета ДАЛЬ: — И Печорин.

           А.И.: — Да. Был уже и Печорин. Но я говорю сейчас об исполнительстве, о чтении стихов. Еще в 1975 году в телевизионной передаче у Ольги Доброхотовой1 Даль читал опять же Пушкина. А до того, году в 1968 — 69-ом, он участвовал (тоже на ТВ) в передаче... по-моему, она называлась «Наш Пушкин» — артисты «Современника» читают стихи Пушкина.

           Е.Д.: — Наверное, Игорь Кваша в первую очередь, потому что он очень хорошо читает и любит это делать в отличие от Олега.

           А.И.: — Так вот, Даль там тоже фигурировал и был очень интересен в этой работе.
           Вторая часть начального вопроса — это «эпопея с Блоком», относящаяся к апрелю 1980 года. Единственное свидетельство об этом эпизоде творческой биографии Даля принадлежит кинорежиссеру Владимиру Трофимову. Оно опубликовано, и я, забегая вперед, все же позволю себе его процитировать: «... С горечью вспоминается наша последняя встреча. Весной 1980 года я приехал к нему со сценарием об А.Блоке. Дверь открыл измученный, с запавшими глазами человек, в котором было трудно узнать лучистого, всегда элегантно-подтянутого Даля. Разговор был тяжелый. «Я очень хочу, но, наверное, не смогу взяться за эту работу... Я не могу пока ничем заниматься... Они добили меня...»
           Слово за словом выдавил я из него возмутительную историю травли актерским отделом «Мосфильма»...».
           Мы еще вернемся к этому эпизоду с Александром Блоком, а пока вновь обратимся к началу: почему все-таки Лермонтов? Лермонтов, а не Пушкин и не Блок.

           Е.Д.: — Насколько я могу судить, все началось очень давно, потому что Лермонтова Олег любил всю жизнь, начиная еще со школьных лет, когда бредил Печориным. Уже поняв, что будет артистом, он долго мечтал его сыграть. Так же необыкновенно, с детских лет, любил он и поэму «Мцыри»2. В процессе работы над ролью Печорина в телеспектакле у Анатолия Эфроса Олег на свой старенький магнитофон записал ее. И всю роль Печорина — он так лучше запоминал текст: слыша себя. Олег любил так готовиться к съемке. А потом у него просто не было такой возможности — магнитофон «сдох»...

           А.И.: — Это была «Легенда», по-моему?

           Е.Д.: — Нет, это была не «Легенда», а... как же он назывался?..

           А.И.: — «Рапсодия» какая-нибудь?

           Е.Д.: — И не «Рапсодия». Ну, неважно... Продолговатый такой «урод». Ужасное звучание там было... И тем не менее, Олег был счастлив, когда его купил.

           А.И.: — Это начало 70-х годов?

           Е.Д.: — Это 1973 год. Я прилетела из Ленинграда, а Олег сидел дома и забавлялся с этой «игрушкой». Год спустя, перед съемками «Ночи ошибок», Олег записал для себя на ней несколько вариантов куплетов сэра Чарльза Марлоу. Один из них был с грассированием, «под Вертинского». А несколькими месяцами позднее — Печорина и «Мцыри».
           Но у него была только одна кассета, и каждой последующей записью затиралась предыдущая.
           А любовь к Лермонтову так и продолжалась. Не то чтобы она была всепоглощающей, но просто было ясно, что это
           б л и ж а й ш и й из поэтов. Что касается исполнительства, то публично речь всегда шла о том, что Олег стихов не читает. И когда ему предлагали, в частности, почитать Пушкина у Доброхотовой, он к этому отнесся как к некоторому эксперименту: «Ну что ж, попробуем... Хотя я этого и не делаю – не умею». Точнее, он с ч и т а л, что не умеет.

           А.И.: — У Вас сохранились какие-нибудь воспоминания о том, как он прочел тогда Пушкина, как отреагировал на свою работу, посмотрев передачу?

           Е.Д.: — Очень увлеченно этим занимался.

           А.И.: — В передаче было прочитано Далем два стихотворения. Первое из них — «Признание».

           Е.Д.: — Замечательно прочитано! С такой хорошей иронией, совершенно непривычно и не академично, а как бы играючи. Было впечатление, чувство, что сам Пушкин находился приблизительно в таком же состоянии, когда писал эти строки...

           Полный текст этого интервью и многие другие материалы, большая часть которых впервые становится достоянием широкого круга читателей, вы найдёте в книге "Олег Даль. "Говорю то, что думаю..." выходящей в издательстве "Вагант-Москва".


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz