СПРАВЕДЛИВОСТЬ НАДО ВОССТАНОВИТЬ!
Реплика


           Перечень библиографических изданий, посвящённых авторской песне, её представителям в целом и В.С.Высоцкому — в частности, пополнился недавно, в новом уже веке, очередной книгой. Это — справочник «Пятьдесят российских бардов», составленный Р.А.Шиповым и вышедший в Библиотеке журнала «Вагант-Москва» (вып. 422-433) в 2001 году.
           В основу справочника, как уведомляет читателей в предисловии составитель, положены материалы рубрики «Любителям авторской песни» в журнале «Библиография» за 1988-2000 гг. (с.3). Каждый понимает, что в книге из 384 страниц охватить всё и «объять необъятное» — никак невозможно.
           Сегодня по многим из представленных в ней лиц более-менее полная и подробная библиография вполне уже может составить не один внушительный том. Поэтому, «в силу ограниченности объёма данного издания», библиографическая информация в нём «существенно сокращалась» (с.4).
           Оно бы ничего, но даже при самом беглом, поверхностном просмотре его содержания бросается в глаза одно довольно-таки странное обстоятельство.
           Если учесть, что справочник вышел в «вагантовской» библиотеке (в которой за последние годы появились десятки книг по данной теме), то, следуя элементарной логике и по трезвому рассуждению, можно было бы ожидать и предполагать, что в нём будут отображены в первую очередь — именно материалы как «старого», ещё «музейного» «Ваганта», так и нынешнего, «нового», самостоятельного, выделившегося из структуры ГКЦМ В.С.Высоцкого в 1996 году. Причем отображены и перечислены с максимальной, стопроцентной полнотой. По-моему, одно из двух на сегодняшний день существующих в России периодических изданий (второе и последнее — тульский «Горизонт»), посвящённых Владимиру Высоцкому, этого заслуживает вполне и безусловно. Разговор о Высоцком и авторской песне идёт в нём постоянно и на куда более высоком уровне, чем в десятках упомянутых в справочнике других изданий, освещающих тему, разные её аспекты и разных её, скажем так, представителей лишь от случая к случаю и — далеко не всегда компетентно.
           Р.Шипов и редколлегия (куда, кроме него, входит ещё пять хорошо известных в «высоцких кругах» лиц — А. и М.Левитаны, В.Юровский и др.), кажется, попросту не очень внимательно просмотрели содержание «Ваганта», его библиотеки и приложений к нему. Ряд больших, важных и существенных позиций из справочника выпал.
           Начнём с В.С.Высоцкого. В перечне книг и брошюр о его жизни и творчестве (с.109-115) отсутствуют вышедшие в «Библиотеке «Ваганта» работы: «Маршрут № В» Л.Осиповой (1992, № 4, № 5), «Владимир Высоцкий в Болгарии» А.Петрова (1992, № 10), «О жизни и звёздах, о святом и вечном» Г.Внукова (1995, № 49-51).
           В списке продолжающихся публикаций и специализированных периодических изданий (с.119) «Библиотека «Ваганта» и «Приложения» к нему не упомянуты вовсе.
           В библиографии А.А.Галича (сост.А.Крылов) по разряду «Отдельные издания» (с.122-125) должны проходить 8-й и
           9-й выпуски Библиотеки «Ваганта» за 1991 г. — «Ни о чём не жалею...» Нет в перечне публикаций Галича и подборки его стихов «Свободный от всех долгов...» («Вагант», 1991, № 10, с.7-10). Может быть, по причине того, что составитель включил в список лишь его нотные публикации? (с.125).
           На с.129 «блистательно отсутствует» умная и толковая статья И.Бестужева-Лады (не «с улицы» ведь автор-то — академик как-никак) — «Два шедевра Александра Галича» («Вагант-Москва», 1998, № 10-12, с.61-70).
           В главке «Литература о творчестве Ю.Кима» за 1996-й год указаны две позиции — из «Российской газеты» за 6.09. и «Вечернего клуба» за 2.11 (с.198). «Вагантовской» же статьи Ю.Ряшенцева к его 60-летию (1996, № 10-12, с.75-77) составитель снова «не заметил»...
           Отсутствуют на своих законных местах подборки из 13 произведений Ю.Визбора («Не верь разлукам, старина...») — «Вагант», 1991, № 3, с.7-10 (именно там впервые опубликован «Ботик» — уж первую-то публикацию составитель был просто обязан не пропустить!..) и 12 произведений Б.Окуджавы («Целый век играет музыка...») — «Вагант», 1991, № 2, с.7-10. Первая должна находиться в справочнике на с.86, вторая — на с.305. Не попало в него и стихотворение В.Егорова «Мастер» («Вагант», 1991, № 5, с.2).
           Непонятно, какими критериями руководствовался Р.Шипов и другие составители библиографий по каждому автору (в результате усилий которых и появился данный том), включая в свои перечни одни произведения из одного и того же источника и игнорируя другие. Вот, например, № 9 «Ваганта» за 1991 г. На с.2 в нём напечатано стихотворение упомянутого выше В.Егорова «Я спросил у Язова...» На с.177 справочника оно не названо. На с.3 находим «Жену французского посла» А.Городницкого, но до с.145 книги она так и не добралась. Не попал туда и знаменитейший «Рассказ технолога Петухова» Ю.Визбора (с.4) — ему следовало находиться на с.86. В.Туриянскому повезло больше, его «Антиалкогольная цыганочка» (с.5) на с.352 указана.
           О.Шляхова прошла мимо «вагантовской» подборки А.Вертинского «Меня любил народ...» (1991, № 12, с.7-10), а редколлегия и составитель не сочли нужным её список дополнить.
           На с.212 перечислен добрый десяток откликов на трагическую преждевременную кончину (1994 г.) Е.Клячкина, даже в зарубежных, в данном случае — израильских русскоязычных изданиях (сие, попутно заметим, — очень большая редкость в стане библиографов авторской песни и публикаторов соответствующих текстов, ведь они в упор не видят, в подавляющем большинстве случаев, заграничные публикации и делают вид, что их вообще не существует в природе). Не нашлось только места упомянуть материал в «Ваганте» всё того же В.Егорова «Пишем песни на смерть друг друга» (1994, № 6-8, с.29).
           Книга Е.Аграновича «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...» вышла в 1998 г. в Библиотеке журнала «Вагант-Москва», а вовсе не в ГКЦМ В.С.Высоцкого, как то указано на с.17.
           Не будем больше утомлять читателя подобного рода примерами. Скажем лишь, что все три выпуска альманаха «Мир Высоцкого», в отличие от многих публикаций «Ваганта», расписаны в справочнике (с.111-115) как нельзя более подробно. Внесены в него также и некоторые позиции из 4-го выпуска, на момент выхода рецензируемой книги ещё только находящегося в печати. Ничего плохого в подобного рода рвении, конечно же, нет. «Мир Высоцкого» — нужное и полезное издание, никто не спорит. Да только вот в научной, библиографической среде издавна принято, если уж описывать и указывать источники по любому вопросу и любой теме, то делать это с максимальным тщанием, не дискриминируя никого и не упуская из вида (умышленно, не умышленно ли) ничего.
           Не мне, в глухой провинции, судить-рядить о причинах, ставших уже хроническими, трений между ГКЦМ В.С.Высоцкого и «Вагантом-Москвой», в результате которых последний сменил своё местожительство и приобрёл вторую часть своего нынешнего названия.
           На месте бессменного главного редактора «Ваганта» С.Н.Зайцева кто-то другой, право дело, крепко обиделся бы... Зная его не один год, могу предположить, что он лишь горестно вздохнёт и, махнув рукой, продолжит и далее упорно, усердно и успешно тянуть свой воз, поклажа которого воистину не имеет цены...

Александр Гордийчук,
Кременец Тернопольской области, Украина

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz