Проверим домашнее задание. Садитесь, возьмите гитару, начали. И... Аккорд не звучит? Сейчас разберёмся.
           Посмотрим на левую руку. Даже если вы правильно сидите и левая рука поставлена верно, есть ещё одна хитрость, без которой добиться чистого и яркого звучания невозможно. Кончики пальцев левой руки должны быть перпендикулярны грифу и не мешать звучанию соседних струн. При этом надо помнить, что большой палец левой руки должен «занять своё место».
           На первых порах пальцы правой руки пусть ударяют по струнам так, как мы научились на прошлом занятии. Попробуем это записать, пользуясь обозначениями пальцев:

[(pima)]

Ш1

Рисунок 7


           Круглые скобки означают, что все пальцы, «попавшие» в них, «работают» одновременно. Квадратные - заключают в себе аппликатурную конструкцию (блок) пальцев правой руки, которую можно повторять сколь угодно долго. Итак, мы освоили приём (или штрих) правой руки, который назовём «простой щипок».
           Так как мы собираемся аккомпанировать себе при пении, то вспомним, что поём мы только гласные звуки. Уберите из текста гласные - песня пропала. Смена аккордов тоже происходит на гласных звуках. Поэтому, если мы хотим совместить текст, аккорды и штрих правой руки (Ш1), то это выглядит так, как показано на рисунке 8.

Am

Am

Dm

(Вступление) Ког-

да на серд-це

тя-жесть

[(pima)]

[(pima)][(pima)]

[(pima)][(pima)]

 

E7

Am

И хо-лод-но в гру-

ди

[(pima)][(pima)]

[(pima)][(pima)]

Рисунок 8


           Последний блок в каждой строке звучит во время паузы в пении. Перед началом текста звучит вступление: основной аккорд тональности ля минор - Am, исполняемый тем же штрихом Ш1.
           Теперь попробуем петь эту песню и танцевать вальс. Не правда ли, вальс получается несколько неуклюжим или, прямо скажем, не получается совсем? Скорее под эту песню удобнее маршировать. Дело в том, что она написана на две четверти (простой размер 2/4). Если считать вслух: «раз, два», то одна доля («раз») - сильная, другая («два») - слабая. На каждую из долей звучит аккорд, но так как блоки штриха Ш1 совершенно одинаковы, то трудно отличить доли. Поэтому воспользуемся другим штрихом:

[p-(ima)]

Ш2

Рисунок 9


           Назовём его «последовательный двухдольный щипок». Так как блок состоит из двух частей, то «Атланты» будут выглядеть так, как показано на рисунке 10.

Am

Am

Dm

(Вступление) Ког-

да на серд-це

тя-жесть И

[(p-(ima)][(p-

(ima)][(p-

(ima)][(p-

 

E7

Am

хо-лод-но в гру-

ди

(ima)][(p-

(ima)]

Рисунок 10


           Ударения в словах приходятся на сильные доли тактов. Заметьте, что в этом случае на сильную долю приходится бас аккорда, извлекаемый пальцем «p».
           Если спеть эту песню как положено, то выяснится, что она звучит в довольно быстром темпе. Согласитесь, что предложенный аккомпанемент слегка пустоват. Давайте попробуем повторять блоки в 2 раза чаще, исполняя мелодию в том же темпе. Попробуйте сами, а потом проверьте себя по рисунку 11.

Am

Am

Dm

(Вступление) Ког-

да на серд-це

тя-жесть И

[(p-(ima)][(p-(ima)]

[(p-(ima)][(p-(ima)]

[(p-(ima)][(p-(ima)]

 

E7

Am

хо-лод-но в гру-

ди

[(p-(ima)][(p-(ima)]

[(p-(ima)][(p-(ima)]

Рисунок 11


           Басы в одном и том же аккорде меняйте, если он звучит на протяжении двух блоков, играя сначала первый, а потом второй басы, обозначенные в скобках (Рисунок 6). И в этом случае на сильную долю, и вообще на ударный слог, всякий раз «работает» палец «p», то есть звучит бас. Поэтому басы должны звучать чисто и ярко. Для этого правильно поставьте правую руку, пальцем «p» сверху вертикально ударьте нужный бас и задержитесь на следующем. Впрочем, задержитесь очень ненадолго, так как «p» понадобится для следующего блока. Пока «работают» (ima), палец «p» должен быть опять наготове, вернувшись в начальное положение. Кисть правой руки ни в коем случае нельзя напрягать.
           Набравшись всё того же терпения, попробуем исполнить всё это в очень медленном темпе, чтобы успеть всё сообразить и чтобы музыка была непрерывной.
           Для того, чтобы аккомпанемент звучал «без дырок», плавно, нужна координация не только пальцев правой руки, но и правой руки с левой. Здесь тоже есть небольшая хитрость, которая поможет гладкости игры. Вернёмся к аккордам песни «Атланты». Ясно, что если мы будем полностью снимать поставленный аккорд и заново устанав-ливать следующий, то это займёт много времени. Поэтому попробуем найти минимально необходимые «пути» движе-ния пальцев левой руки при смене аккорда. Возьмём первую пару аккордов: Am - Dm. Обратите внимание, что 1 и 2 пальцы просто перемещаются на одну струну (со ?‚ на ?, с ? на ? и обратно), оставаясь на том же I и II ладу. В это время 4 палец занимает своё место на III ладу, на ‚ струне, а 3 палец просто немного приподнимается над струнами.
           Следующая пара: Dm - E7. Ещё проще: 4 палец в обеих аппликатурах находится на ? струне, на III ладу. Ну так и не трогаем его, а используя как опору, перемещаем 1 и 2 пальцы (кстати, тоже параллельно) на ? и ? струну. Остальные пары (E7 - Am, Dm - G7, G7 - C и т.д.) рассмотрите сами и убедитесь, что это не так уж и сложно.


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выбирайте последовательно пары аккордов и играйте их, пока не выработаете устойчивого навыка, например:

Am

- Dm

- Am

- Dm

- Am

- Dm...

Рисунок 12


           Играйте это упражнение штрихами Ш1 и Ш2.

Am

- Dm

- Am

- Dm

- Am

- Dm...

[(pima)]

[(pima)]

[(pima)]

[(pima)]

[(pima)]

[(pima)]...

Рисунок 13

Am

- Dm

- Am

- Dm

- Am

- Dm...

[p-(ima)]

[p-(ima)]

[p-(ima)]

[p-(ima)]

[p-(ima)]

[p-(ima)]...

Рисунок 14


           Постарайтесь сыграть аккомпанемент к песне А.М.Городницкого «Песня полярных лётчиков». Выпишите последовательность аккордов в строку и играйте их как упражнение. На слове «гостинице» аккорд Dm звучит не слишком удачно. На следующем занятии узнаем другие аккорды - исправим.


ПЕСНЯ ПОЛЯРНЫХ ЛЁТЧИКОВ

А.Городницкий

Кожаные куртки, брошенные в угол,
Тряпкой занавешенное низкое окно.
Бродит за ангарами северная вьюга,
В маленькой гостинице пусто и темно.

Командир со штурманом мотив припомнят старый,
Голову рукою подопрёт второй пилот.
Подтянувши струны старенькой гитары,
Следом бортмеханик им тихо подпоёт.

Эту песню грустную позабыть пора нам:
Наглухо моторы и сердца зачехлены.
Снова тянет с берега снегом и туманом,
Снова ночь нелётная даже для луны.

Лысые романтики, воздушные бродяги,
Наша жизнь - мальчишеские вечные года.
Прочь тоску гоните вы, выпитые фляги,
Ты, метеослужба, нам счастье нагадай!

Солнце незакатное и тёплый ветер с веста,
И штурвал послушный в стосковавшихся руках...
Ждите нас, невстреченные школьницы-невесты,
В маленьких асфальтовых южных городках.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz