ОБ ОЧЕВИДНОМ


           Не уверен, что стоит говорить об очевидном. Хотя, уж ежели мысль такая закралась, всё же стоит.
           В данном случае речь пойдёт о такте и профессиональной этике по отношению к людям, с которыми приходится говорить о Владимире Семёновиче Высоцком, а точнее, к людям, близким Высоцкому, родным, а значит, и к самому Владимиру Семёновичу, к памяти о нём. В большей степени это относится и к тем, кто воспоминания эти публикуют. Но если в первом случае всё зависит от уровня воспитания и отношения говорящего к Высоцкому, то в случае с интервьюером всё зависит от профессиональной подготовленности и моральных устоев задающего вопросы и публикующего.
           Многое, что касается внешней, публичной стороны жизни Высоцкого, в той или иной степени известно и уже опубликовано. Что явно не устраивает некоторых авторов, выпускающих очередную книжку о «всенародном Володе». По их мнению, книжка не принесёт желаемого успеха до тех пор, пока в ней не будет обнародовано нечто такое, что заставит шевелиться волосёнки на головах читающей публики. Вот и выплёскиваются на страницы сомнительные имена, пикантные «подробности», солёно-жареные фактики из личной жизни кумира.
           Законная брезгливость к такого рода «откровениям» некоторых авторов неумолимо переносится на них самих и на всё их будущее творчество.
           Нет сомнений, что личная жизнь человека — это составляющая его земной жизни вообще и творческой в частности. Но она, эта личная жизнь настолько деликатна, что и требует к себе такого же деликатного, осторожного отношения.
           Я не призываю вернуть ненавистную цензуру: речь идёт о необходимом самоконтроле, который и подразумевает бережное отношение к фактам личной, порой интимной жизни великого человека.
           Полагаю, что исследование этих сугубо личных «глубин» жизни В.С.Высоцкого может иметь место (да и то с оговорками) в изданиях специальных, изданиях, предназначенных для исследователей-профессионалов-литературоведов, кино— и театроведов, психологов, других, занимающихся вопросами творчества Высоцкого серьёзно и ставящих целью вовсе не публикацию сиюминутных, дурно пахнущих «откровений», а действительно вдумчивый и аргументированный анализ всего того, что называется «наследием Высоцкого».
           Настанет время, и о Высоцком будет известно абсолютно всё. В памяти же народной останутся только роли и песни его, его голос.
           Кто, кроме специалистов и людей интересующихся (и на бытовом уровне тоже), знает теперь о всех хитросплетениях биографии А.С.Пушкина?
           Бесплоден и скользок путь ищущих сенсации в жизни Высоцкого. Вся его жизнь сенсационна.
           Благодарен и благороден путь того, кто, раскрывая тайны творчества Владимира Высоцкого, пытается приблизиться к постижению тайны Человека.
           И в заключение вынужден привести цитату из письма А.С.Пушкина П.А.Вяземскому, уже набившую оскомину, но уж очень важную для нашего разговора. «Толпа жадно читает исповеди, записки ets., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».
           От себя добавлю, что толпа радуется не только унижению высокого, но в своих пороках ищет сходство с пороками великих и этим пытается оправдать своё ничтожество.
           А человек, заинтересованный в максимальных знаниях о жизни и творчестве Владимира Высоцкого, найдёт, если захочет, всё-всё, доберётся он и до специальных изданий. А навязывать подобные знания всем без разбору со страниц газет, журналов, книг, выходящих массовыми тиражами, — безнравственно. И цель-то прозрачна: деньги и дешёвая популярность низвергателя. Ей-богу, Владимир Семёнович Высоцкий стоит неизмеримо дороже.

Главный редактор
Сергей Зайцев

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz