ВЫСОЦКИЙ – ДАЛЬ.
ТАКТИКА ВЫЖИВАНИЯ

Интервью с Е.А. Даль



           К истории материала
           Воспроизводимая ниже беседа с Е.А.Даль состоялась по настоятельной просьбе редакции журнала «Вагант». Причем не для опубликования конкретно в этом издании, но, прежде всего, для того чтобы «зафиксировать время».
           Тем не менее сугубо «профильный» материал был подготовлен к печати: недавно мне даже удалось найти в своем архиве корректорскую распечатку весны 1991 года. Оригинальный текст в ней сокращен приблизительно на 40%, практически все собственные имена (кроме имен двух главных героев) и многие события — зашифрованы. Любопытно, что это не связано с позицией тогдашней редколлегии журнала или каких-то влиятельных инстанций, а скорее результат автоцензурных соображений интервьюера и публикатора.
           Вспомним: к тому времени самым острым, откровенным и исповедальным публичным текстом о В.В., к примеру, считалась книга его вдовы Марины Влади, к месту сказать, очень резко расколовшая читающую публику и собственно ближний круг буквально на два враждующих лагеря. Кроме того, и в стране, и в частной жизни каждого ее гражданина хватало проблем, не упоминая уже о трудной судьбе самого «Ваганта» в самые первые годы его существования...
           За прошедшие десять лет о В.Высоцком написаны целые тома книг, которые могут составить внушительную библиотеку. Об изданиях собственно текстов поэта и прозаика — даже говорить нечего!
           В подобной ситуации сегодняшняя публикация не есть акт запоздалой гражданской смелости или же желание «включиться в процесс». По поразительной прозорливости Елизаветы Алексеевны текст действительно выдержал проверку временем и даже приобрел значительную самоценность: ведь в самой первой версии он был лишь обрамлением, сквозным сюжетом массивного литературного коллажа, включавшего все известные на тот момент составителю свидетельства и заявления, касающиеся личных и творческих взаимоотношений В.Высоцкого и О.Даля.
           Безусловно, и сегодня кого-то может шокировать тематика и тон нашего разговора. И тут мне хотелось бы подчеркнуть две вещи. Прежде всего, это — не только история жизни и болезни двух товарищей по несчастью, а нечто, выходящее на уровень сугубо личного понимания существования Таланта в выпавших на его долю Времени и пространстве. Второе. Считая индивидуальной профессиональной ответственностью максимально уважительное отношение к собеседнику, я старался никогда не изменять этому журналистскому принципу: где бы, при каких обстоятельствах и с кем ни доводилось встречаться. Наверное, поэтому, герои моих интервью всегда остаются такими, какие они есть в жизни: с непохожей друг на друга, «не олитературенной» речью; пусть с субъективным, но не приведенным к общему знаменателю — личным мнением; с нервом, грустью, пафосом и, порой, растерянностью, которые всегда свойственны реальному поиску Истины. Иных коллег это обстоятельство весьма раздражает.
           Всё это требует определенного настроя читателя. А это — тоже не такое уж простое дело...


Александр ИВАНОВ
Москва, 31 августа 2001 года


           Елизавета Даль: — Прежде чем будет включен магнитофон, мне хотелось бы все-таки высказать опасение... Мы, конечно, поговорим... Но... я боюсь, что наша беседа не найдет издателя.
           Александр Иванов : — Это почему?!
           Е.Д.: — Ну... Во-первых, ни врать, ни приукрашивать и даже... ретушировать свою жизнь с Олегом (а уж тем более — личность его самого!) я не собираюсь.
           А.И.: — «Правду и только правду»?
           Е.Д.: — М-да. Вот именно. Какой бы горькой и даже обидной она кому-нибудь ни показалась. А потом... Из Володи сейчас уж очень активно делают... такую... всероссийскую икону, что ли. Мне не хотелось бы участвовать в этом. Пусть даже косвенно. Что касается их знакомства и пересечений с Олегом, то в жизни все было несколько по-другому... Иначе, чем это себе представляют те, кто в последнее время чаще поминают их имена на одной строке — рядом. И со знаком равенства во всем.
           А.И.: — Хм. В общем, мне понятно. И сколько же времени потребуется, по-вашему, чтобы такой материал, так сказать, дошел до читателя?
           Е.Д.: — Еще... лет десять — пятнадцать.
           А.И.: — Ничего себе срок! И что — я должен дать вам обещание выдержать его?!.. Если не получится сразу?
           Е.Д.: — Ну нет. Зачем же? Просто... пусть все будет, как будет. И разговор наш пусть пойдет так, как пойдет.
           А.И.: — Хорошо. Я готов. Так, по порядку и начнем. Все — пошла пленка.
           Е.Д.: — В самом начале 70-х годов в творческом кафе на «Ленфильме» я увидела сияющего Володю, а рядом с ним такую большую Марину. Они сидели и пили кофе...
           А.И.: — Какой это был год?
           Е.Д.: — Думаю, 1970. Скорее всего.
           А.И.: — Видимо, их появление было связано с «Сюжетом для небольшого рассказа» или с работой Высоцкого на студии?
           Е.Д.: — Нет-нет. Оба не работали. Просто приехали по каким-то делам в Ленинград, и оба были на «Ленфильме». Они любили, наверное, появляться вдвоем где-то...
           А.И.: — А какое это было время года?
           Е.Д.: — Это было что-то или ближе к лету, или ранняя осень... Судя по тому, что я помню, в чем была Марина — в каком-то таком цветном одеянии... цветастом даже. Во всяком случае, мы с Олегом уже были вместе, так что если не осень 70-го, то тогда весна 71-го года.
           А.И.: — И — что?
           Е.Д.: — И — ничего... Просто первое впечатление какого-то свечения. Володя весь светился. Думаю, что скорее это все-таки был 1971 год. Я, например, знала о Марине от Олега, и, очевидно, он уже виделся с ними двумя, потому что однажды у нас с ним был разговор, когда он бросил фразу: «Марина не любит, когда пьет Володя, но сама — выпить не дура». И эти слова у меня возникли в памяти, когда я их увидела вдвоем.
           А.И.: — Хорошо. А дальше?
           Е.Д.: — А дальше... Следующая моя встреча с Володей (возможно, Олег и виделся с ним) — это 1972 год. Один из первых съемочных дней группы «Дуэль» (к/ф «Плохой хороший человек»). Начинали съемки в Евпатории. И вот, в один день на пляже снимались Олег с Папановым и Володина сцена с гантелями.
           Помню монолог костюмерши о том, что «очень трудно шить на Высоцкого, потому что он придирчив к костюму, как женщина. Чтоб, не дай бог, где-нибудь какая-нибудь складочка! И все должно быть в обтяжку. Сшить ему брюки, чтоб он был доволен, — очень сложно».
           В следующий раз я его увидела (Олег нас уже познакомил лично), когда мы ехали со съемки из Евпатории, вот с этого пляжа, в машине, и по дороге к нам подсела Ира Печерникова.
           А.И.: — Каким образом она там оказалась?
           Е.Д.: — Не знаю. Может, отдыхала. Может, какие-то съемки у нее были, но она стояла на шоссе, просто голосуя. И очень много смеха было по этому поводу. И был разговор. Володя говорил, что его замучили грузины, к которым он постоянно ездит в Тбилиси, еще там куда-то — поет. Что это очень трудно, потому что вино везде течет рекой и вместе с тем надо работать. Но он уже был «в зашивке». Первый раз. Я тогда этого не знала.
           А.И.: — Видимо, сведения о подобном способе остановки тогда не так скоро расходились... Ведь «торпеда» в те годы не была так распространена, как позднее.
           Е.Д.: — Ну, конечно. Но Володе было проще — ему Марина привозила, и был у него даже запас. Во всяком случае, как потом выяснилось, когда уже и Олег «зашивался» с помощью Высоцкого, тот уже был в этот период сам «зашит». И очень это скрывал, потому что разговоры постоянно шли о вине и о том, что «надо пить и работать, а это — трудно» и т.д. Вместе с тем Володя был в очень хорошей форме, — это было видно. Очень здоровый физически, очень контактный... Я не знаю... Может быть, он вообще такой был, но вот тогда это в Высоцком чувствовалось.
           Вот такой второй эпизод... Ну и третий помню очень хорошо. Съемки были уже в Ялте...
           А.И.: — Зимой 1972/73 годов?
           Е.Д.: — Совершенно верно. Олег уехал без меня. Потом меня вызвали, и я где-то в середине декабря приехала. И мы жили как раз в этой самой гостинице... роскошной гостинице...
           А.И.: — «Ореанда»?
           Е.Д.: — Да. Огромный у нас был номер, с огромным балконом на дорогу, которая вела к морю. И вот как-то раз я на этом балконе стояла и видела, что от Ялтинской киностудии мимо гостиницы шли Володя и Олег. Они мне помахали. Я удивилась, что они не идут домой. Были какие-то заверения со стороны Володи, чтобы я не волновалась, что, мол, все будет в порядке. Какие-то слова он мне прокричал, — дословно не помню и врать не буду, но он мог догадаться, что когда я увидела Даля и Высоцкого вместе, — у меня, естественно, могли возникнуть всякие мысли. Но выяснилось, что они шли по какому-то совершенно «не винному» поводу: то ли деньги получать, то ли еще что-то, но абсолютно не с намерением выпить. Но, конечно, у меня были опасения. А они очень приветливо помахали руками и прошли мимо.
           Вот это просто такие... так сказать, мимолетные встречи...
           А потом, после всяких происшествий с Олегом, после тяжелых всяких... довольно тяжелых... прямо скажем... м-м-м... запоев... потому что... и там было... в Ялте...
           А.И.: — А до этого, в июле — очень тяжелый срыв на гастролях в Горьком...
           Е.Д.: — Да-да... Потом какое-то время было спокойно, а потом опять — уже в Ленинграде...
           А.И.: — С шампанским?
           Е.Д.: — Да. В общем — тяжелый был период, тяжелые моменты... И уже дошло дело до того, что надо как-то... на что-то решаться: мама не выдерживала, я не выдерживала... Мне надо было работать, а... вот...
           И мама сказала Олегу:
           — Поезжай-ка ты в Москву, потому что сил больше нет...
           И он уехал — это был конец марта 1973 года. И, оказывается, уехав в Москву, он позвонил Володе немедленно — сразу же. Сказал, что положение такое, что ему надо срочно остановиться (он узнал, что тот уже «зашит»). И Высоцкий ему сказал тут же — сразу на телефонный звонок (по рассказам Олега):
           — Приезжай!
           Олег приехал к нему домой, тот открыл тумбочку — там стояло несколько коробочек с «эспералью».
           А.И.: — «Эспераль»?
           Е.Д.: — Да. «Надежда» в переводе с французского.
           И Володя сказал:
           — Вот эти слева мои, а справа — твои. Всегда, когда надо, — ради бога.
           Потом добавил:
           — Только перед этим ты должен три дня ни капли не пить.
           Видимо, после этого они вдвоем с Олегом поехали к врачу, который этим занимался, — Герману Ефимовичу Баснеру (это родной брат композитора Вениамина Баснера[1]). Он хирург, очень крупный хирург по внутренним органам — почкам, печени и т.д. Я очень давно с ним не говорила...
           А.И.: — В ежедневниках и записных книжках Даля он остался под кодовым именем «Баснёр».
           Е.Д.: — Наверное, так... Я не знаю, как Баснер поступал с другими, но и Володе и Олегу он это делал бесплатно. Брал расписку — чисто символическую. Потому что «торпеда» — это ведь очень опасное дело. Если человек не выдерживает и все-таки пьет, он может, как говорил Олежечка, «откинуть копыта». А может просто сделаться парализованным инвалидом...
           Это было 1 апреля 1973 года. Все было сделано, и Олег в этот же день мне позвонил и в какой-то форме — не помню, в какой: это теперь мы говорим «зашился» и нам понятно, о чем идет речь, а тогда я не помню, как он мне «доложил». Но я, держа в голове все время, что сегодня 1 апреля, а мы с ним в ссоре — не в ссоре, но в разрыве — решила, что это такая... неудачная шутка. И очень резко ему ответила, что это не предмет для праздничных розыгрышей. И повесила трубку.
           Придя на следующий день домой со студии, я почувствовала, что в квартире кто-то есть (мама была на работе). Это было 2-го. Я пробежала сразу в нашу комнату. Там стоял Олег. Он так на меня посмотрел... Я хотела к нему броситься, он сделал очень характерный для него жест рукой, расстегнул и снял брюки, повернулся ко мне спиной и показал «заплатку». И даже удивительно, что не было с его стороны на меня обиды за то, что я ему накануне не поверила! Он был в очень радужном настроении. Очень. И вот тогда-то он мне и рассказал, что позвонил Володе и как тот все это провернул[2].
           Вскоре после этого была премьера в ленинградском Доме кино «Плохого хорошего человека». И вот тут уже Володя сам подошел ко мне после просмотра. Он уезжал в Москву. Мы с Олегом оставались. Очевидно, это было весной или летом — было тепло[3]. От Дома кино (к/т «Родина») мы шли по Невскому к Московскому вокзалу провожать Высоцкого. Олег, я, он...
           А.И.: — Втроем?
           Е.Д.: — А-а-а... Нет, очевидно, еще кто-то шел, потому что вряд ли бы он отвел меня от Олега и бросил его одного. Или кто-то еще уезжал?... Я не помню точно. После премьеры, наверное, шла какая-то компания, потому что Володя меня вдруг взял рукой за плечи и отвел в сторону.
           И сказал:
           — Значит, так. Сейчас все будет очень хорошо.
           Он уже был очень опытен в этом деле: подходил ли к концу первой «зашивки», был на второй или между ними — я не знаю, но говорил весьма убедительно.
           Тогда они оба (с Олегом) считали, что сроки меряются в два года. И это была заслуга Марины: она сказала, что это срок действия лекарства. Ни Олег, ни Володя не знали французского языка, но если бы они взяли эту листовочку-вкладыш, оба, конечно, поняли бы, что там написано: действие одной ампулы от 10 до 12 месяцев. Об этом и не зная языка все равно догадаешься, но они оба были доверчивые люди в этом отношении. А Марина объяснила, что «действие два года и нельзя ни капли». И расписала, что будет, если они попробуют! Что нельзя даже кефир (первые месяцы действительно нельзя). Олег мне рассказывал потом... 11 апреля у его сестры день рождения. Он вернулся в Москву из Ленинграда и ходил к ней. Там был какой-то торт, и он боялся его есть, опасаясь возможной пропитки ромом. Да и врач его предупредил, что ничего такого нельзя — особенно первые месяцы...
           Так вот, Володя мне сказал тогда, отведя меня в сторону:
           — Кончатся два года, и он обязательно в первый же день «развяжет», но ты не пугайся, потому что он обязательно «зашьется» снова...
           А.И.: — На этом вы распрощались — и все?
           Е.Д.: — Да. Мы его проводили, распрощались. Он был очень мил...
           У меня уже тогда было представление какое-то о нем... Много было «в народе» записей... За всем этим гонялись. А у Олега никогда не было никаких записей Высоцкого!
           А.И.: — Чем это можно объяснить?
           Е.Д.: — Я об этом много думала. Во-первых, не было техники. Но дело даже не в этом... Уже появилась техника: Олег купил «Сонату» или «Легенду» и очень радовался, но... Я думаю, дело в том, что он был настолько противником всяческого массового увлечения чем-то... Ему настолько это было неприятно, что и не хотелось. Очень трудно это объяснить, но это — именно его характер. Может, у нас и был когда-то разговор об этом, и мне кажется, — действительно был. Даже не разговор, а... вопрос-ответ на эту тему. Когда что-то очень близко и дорого, и нравится, и хотелось бы! Но противоречие возникает какое-то оттого, что каждый встречный имеет уже километры записей Высоцкого.... Думаю, что в этом дело. Потому что когда появился у Олега магнитофон «Электроника» в 1978 году, у него все равно никогда не возникала... он вообще... как бы это сказать... не был коллекционером ни в чем! Разве что вот пропуска, удостоверения театральные и киношные «собирал». Ну, книги, конечно. И то это не было такой страстью, чтобы все-все-все скупать!
           А.И.: — А джаз? Я имею в виду пластинки.
           Е.Д.: — Джаз тоже очень любил, но никогда не занимался специально каким-то поиском и подбором. Вот это в нем было. Наверное, это — свободолюбие. Чтобы не подчиниться ничему, чтоб не увлечься чем-то... Как, знаете, захватывает какая-то страсть. Может быть, в этом дело.
           Когда на базе «Ленфильма» снималась «Земля Санникова», Олег записал две свои песни[4]. А на другой стороне (у меня был этот ролик, «магнитка» эта широкая) было записано две песни Высоцкого. Одну он написал для «Земли Санникова», по заказу, и она не вошла, естественно.
           А.И.: — Как она называется?
           Е.Д.: — Я не знаю, как она называется... помню только... Колумб... Магеллан... обетованное...
           А.И.: — «Этой обетованной, желанной, и колумбовой, и магелланной»?
           Е.Д.: — Да-да.
           А.И.: — «Баллада о брошенном корабле»[5].
           Е.Д.: — Ну, вот она потом и «нашлась» в звукоцехе, эта «магнитка»...
           А вторая песня была «Серега» — «Милицейский протокол». Олегу очень нравились обе эти песни, и они у меня были записаны в монтажной. И если бы он хотел, — у него была возможность их переписать... А его вообще не устраивало то, чем увлекаются все вокруг!
           Когда начались повальные кассетные магнитофоны, у Олега была такая материальная возможность: пойти и купить. Ну, не купить себе лишние башмаки какие-то или мне туфли, но он этим не увлекался.
           Хотя, когда он купил себе маленький кассетник, он ему очень помогал в работе. У него было две кассеты — больше не было. И он записывал. Он на тот, первый, старый магнитофон записал всего Печорина. Потом стер. Он так репетировал роль. Еще, например, когда он записывал песню для «Ночи ошибок» на телевидении, он взял с собой этот свой магнитофончик и принес потом домой запись: мы слушали несколько вариантов. Конечно, все это он стирал...
           А.И.: — Это на этой ленте был записан один вариант «под Вертинского», с грассированием?
           Е.Д.: — Да. Однажды, когда он уходил из «Современника», Олег с этим магнитофоном пошел в театр. Пришел в дирекцию, а он у него был в «дипломате». И Олег заявил, что «Петю Трофимова в «Вишневом саде» он играть не будет, и если товарищ Волчек и товарищ Табаков настаивают, то он просто уйдет из театра». Ему очень интересно было записать их реакцию, но у него ничего не получилось.
           А.И.: — По «техническим причинам»?
           Е.Д.: — Нет. Только он подумал, что надо выбрать момент для незаметного нажатия кнопки, как разговор был просто немедленно окончен. Ему сказали: «Ну и уходи!» Что тут записывать? Он встал и ушел. И написал заявление. Вот и все...[6]
           А.И.: — Хотелось бы отвлечься на одну вещь, пока она не забылась. Мне известен факт еще одной работы Даля и Высоцкого в кино: в 1968 году они вместе снимались на «Мосфильме» в короткометражке по сказке «Солдат и царица». Роль, исполненную Владимиром Высоцким, при монтаже вырезали. Можете ли вы как-то прокомментировать это?
           Е.Д.: — Олег никогда ничего не говорил. Я даже не знала об этой работе, пока мама не увидела ее в кинотеатре и не услышала эту историю...[7] Не знаю, чем это объяснить.
           О Высоцком Олег говорил очень редко.
           Могу еще добавить, что когда Хейфиц — человек осторожный вообще... вдруг такой фортель выкинул: взял Даля — человека, которому запрещено на «Ленфильме» сниматься, после того как он похлопал рукой по шляпе директора студии Киселева! И Высоцкого, который вообще везде был запрещенный! И вдруг Хейфиц, про которого все знали, что он трус (хотя и был крупной фигурой) берет этих двух — полный нонсенс! И мало того. Киселев ему говорит: «НЕТ!!!». Хейфиц едет к нему на дачу и уговаривает. Тот орет: «Или я — или Даль!» И Хейфиц говорит: «Ну... Даль...тогда». И на этом все кончается, потому что Иосиф Ефимович был тогда «шишкой» — секретарем правления Ленинградского отделения СК СССР. Так что он настоял на своем. Вот об этом были разговоры...
           Вообще меня удивляет, что, когда пишут о Высоцком, так редко вспоминают эту роль. Мне кажется, что это его лучшая работа в кино. Ну, одна из лучших.
           А.И.: — Фон Корен?
           Е.Д.: — Да...
           О.Эйхенбаум: — А мне так кажется, что между Володей и Олегом всегда стояла вся эта... компания, которая была вокруг Высоцкого и которую Олег терпеть не мог!
           Е.Д.: — Да-да. У нас уже заходила речь: были ли в доме записи? Повторяю: никогда не было! И уже пластинки выходили в конце 70-х...
           А.И.: — Были вполне официальные и очень массовые — «миньоны», например.
           Е.Д.: — Были, были! А Олег НИКОГДА не говорил об этом, и не хотел, и не искал... Это, наверное, то, о чем великолепно говорит Печорин у Лермонтова. Я не помню, конечно, дословно... поэтому цитировать не буду... но «присутствие флегматика или оптимиста сделало бы из меня нечто противоположное». Что-то такое Печорин говорит. Вот это — суть Олега. Он ненавидел всякую крайность. Всякий ажиотаж терпеть не мог, всякую суету. Даже если это было связано с чем-то интересным и большим — все равно. Как только начиналась массовая суета — он закрывал эту тему для себя.
           Но Высоцкого, конечно, он ценил, прежде всего как поэта. Так же как и не ходил Олег, например, «на Таганку». Он не заболевал никакой модой. Все, от чего попахивало модой, — он сразу отвергал. А Высоцкий все-таки был в моде, как и Окуджава. Ведь сколько народу имело записи Окуджавы! И как Олег помчался на юбилей Окуджавы и пел куплеты вместе с Гафтом! Я уж не помню какие, но — очень забавные. И поклонялся, и обожал Окуджаву! Но ему бы и в голову никогда не пришло бегать за пластинками, у кого-то что-то переписывать, вообще суетиться... Он мог раз услышать — и насладиться. Он мог прочитать — и быть довольным.
           О.Э.: — Одна наша американская приятельница купила как-то книгу Окуджавы, и по ее личной просьбе Олег поехал подписать этот томик у Булата. Это единственный случай подобного рода, который я помню.
           Е.Д.: — И вот единственное, за чем он, скажем, мог «охотиться»... Когда Булгаков еще практически не издавался и невозможно было его свободно читать, Олег позволил себе попросить свою сестру достать ему «Мастера и Маргариту». И Ира ему сделала копию, переплела и подарила.
           А.И.: — Что произошло через два года, в апреле 1975-го?
           Е.Д.: — Я очень хорошо помню 1 апреля 1975 года, когда я сидела в Люблине на окне и ждала Олега, уверенная на 200%, что он придет «в кусках». Ну... я так думала просто — человек два года не пил! Хотя он был очень хороший. Ему настолько нравилась эта жизнь без алкоголя! Конецкий, например, не смог работать! Он мучился страшно, тоже два года — вынужденно. Виктор Конецкий, который, посмотрев на Олега, сказал: «Ой, я тоже хочу! Надо же... какой он веселый и хороший!» И Олег его привел к Баснеру. Причем я тогда спросила Баснера по телефону: «Герман Ефимович, а что нужно от Конецкого, чтобы вы ему тоже смогли сделать...кроме самой «эсперали»?» Он сказал: «Ничего. Только посмотреть ему в глаза».
           И он его «зашил» И два года Конецкий не пил. И ни строчки не написал за два года. И больше он не «зашивался»...[8]
           А.И.: — Давайте попытаемся вспомнить: а что делал Олег Иванович в эти месяцы творчески? Точнее, что он успел сделать за эти два года?
           Е.Д.: — 1973 год. «Вариант «Омега». С этого все началось. Ввод на роль Гусева в «Валентин и Валентина» в театре. 1974. Театр — Балалайкин! Все-таки это было серьезно! И «Провинциальные анекдоты» Вампилова. На телевидении — съемки «Ночи ошибок» и «Страниц журнала Печорина». В кино — «Горожане» и «Не может быть!» Что-то еще было в 1974 году...
           А.И.: — «Домби и сын» и «Военные сороковые»!
           Е.Д.: — Нет. Это лето 1975 года, когда мы жили у Шкловских на даче.
           А.И.: — И этого не мало [9].
           Е.Д.: — Между прочим, когда мы жили у Шкловских в Переделкине, была еще и его поездка с какими-то жуками-шулерами. По-моему, в Орел или куда-то... [10] Со спектаклем «Сорок первый» по Борису Лавреневу. Какой-то парень и его жена-актриса... Это был такой заработок. Олег ввязался в это дело, очень был потом раздражен, скрывался потом от этого человека...


(Окончание следует).


Интервью и литературная запись А.ИВАНОВА.
Москва, 11 января 1991 года.



[1] В.Баснер — автор музыки к фильму «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором О.Даль сыграл роль Евгения Соболевского — стрелка-радиста военного летного экипажа. Интервьюеру известно свидетельство о том, что В.Баснер выражал пожелание об исполнении О.Далем песни «Туман, туман...», звучавшей в начале фильма.

[2] Следует помнить, что на начало третьей декады марта 1973 года приходится ряд концертных выступлений В.Высоцкого в Ленинграде. При наличии огромного количества общих знакомых в городе и на «Ленфильме». В частности, они с О.Далем могли легко пообщаться по проблемному для последнего вопросу в эти дни. (Прим. инт.).

[3] Премьера состоялась 28 июня в 19.00. В этот же день и в это время в Риге открылись летние гастроли московского театра «Современник» для участия в которых О.Даль выехал из Ленинграда с женой вечером следующего дня. (Прим. инт.).

[4] Речь идет, разумеется, о песнях «Кабацкая» и «Есть только миг» А.Зацепина на стихи Л.Дербенева, исполнявшихся О.Далем от имени его героя Евгения Крестовского (на роль которого, как известно, пробовался В.Высоцкий). При окончательном монтаже фонограммы фильма пение артиста заменили голосом О.Анофриева. Он же звучал и на грампластинке музыки из «Земли Санникова» (1973). Менее известна версия исполнения песни В.Золотухиным. Варианты Даля широко прозвучали лишь в мае 1988 года.

[5] Правильнее, вероятно, «предложенной в фильм», т.к. песня написана за год до съемок, что подтверждается наличием фонограммы авторского исполнения от 4.02.72.

[6] Описанный эпизод имел место 9 марта 1976 года.

[7] В Центральном детском кинотеатре на вечере памяти О.И.Даля 9 сентября 1983 года.

[8] Что не помешало В.В.К. с середины 80-х гг. включиться в борьбу с «зеленым змием», публично и неоднократно приводя в печальный пример главных действующих лиц этого материала.

[9] Среди «забытых» нами работ (например, театральных) — Гурский в «Записках Лопатина» К.Симонова и, конечно же, Эндрю Эгьючик в «Двенадцатой ночи» В.Шекспира. Всего за упомянутый период О.И.Даль сыграл на сцене, радио, телевидении и в кино 22 роли, т.е. — более 1/5 части всего своего двадцатилетнего актерского списка.

[10] Речь идет о «гастролях» О.Даля в Курске 20-24 сентября 1975 года с режиссером И.Копытманом и актрисой С.Аникиной.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz