В начале занятия давайте проверим вашу запись гармонической схемы «Песни полярных лётчиков». Если записывать её, ориентируясь на строки текста, то у вас получится следующее:

Кожаные куртки, брошенные в угол,

Am

E7

Снегом запорошенное низкое окно.

Am

G7

C

Ходит за ангарами северная вьюга,

A7

Dm

G7

C

В маленькой гостинице пусто и темно.

Am

Dm

E7

Am

Рисунок 15


           Так как песня поётся в довольно быстром темпе, то будем аккомпанировать штрихом Ш2. Совмещение аккордов, текста и штриха Ш2 для первых двух строк на рисунке 16.

Am

Am

E7

(Вступление)

Ко-жа-ные курт- ки,

бро-шен-ные в у - гол,

[p-(ima)]

[p-(ima)][p-(ima)]

[p-(ima)][p-(ima)]

 

Am

G7

C

Сне-гом за - по - ро-шен- ное

низ - ко - е ок -

но.

[p-(ima)][p-(ima)]

[p-(ima)][p-(ima)]

[p-(ima)]

Рисунок 16


           Можно, конечно, играть штрихом Ш2 и в два раза чаще, но тогда аккомпанемент не будет соответствовать образу, драматургии песни. О таком соответствии мы поговорим несколько позже, на занятиях, посвящённых исполнительскому мастерству.
           Посмотрим ещё раз на схему «Песни полярных лётчиков» (Рисунок 15). Так как она написана в ритме марша, то попробуем спеть первый куплет без гитары и «прошагать» под него. Обратите внимание, что на каждую строку куплета приходится одинаковое количество шагов правой и левой ноги. Казалось бы, что на каждую строку должно приходится и одинаковое количество аккордов, но это не так. В первой строке - два, во второй - три, а в третьей и четвёртой - четыре аккорда. Значит, один аккорд звучит больше времени, а другой - меньше. Необходимо выбрать единицу звучания аккорда.
           На прошлом занятии мы говорили о чередовании ударных и безударных слогов (в поэзии) или сильных и слабых долей (в музыке). Будем считать, что в песнях, написанных в ритме марша (размер 2/4), на «левую ногу» приходится сильная доля, а на «правую» - слабая. Расстояние от одной сильной доли до другой называется «такт». Такты в нотах разделяются вертикальной чертой, пересекающей нотный стан. Стихотворная строка «Песни полярных лётчиков» вмещает в себя 4 такта.

Am

E7

Ко-жа-ные курт- ки,

бро-шен-ные в у - гол,

¦ раз, два ¦ раз, два

¦ раз, два ¦ раз, два ¦

Рисунок 17


           Если выписать звучащие в каждом такте аккорды так, чтобы запись соответствовала стихам, то получится построчная гармоническая схема.

%

2/4

¦

Am

¦

Am

¦

E7

¦

E7

¦

¦

Am

¦

Am

¦

G7

¦

C

¦

¦¦:

A7

¦

Am

¦

G7

¦

C

¦

-----

¦

Am

¦

Dm

¦

E7

¦

Am

:¦¦

Am

¦¦

Am

¦¦

Рисунок 18


           Если какой-нибудь аккорд звучит, скажем, в двух соседних тактах, то его надо выписывать в обоих. Такая схема поможет, если вам сразу трудно и петь и играть, потому что записав её, при разучивании аккомпанемента можно сначала вообще не петь, а только считать вслух.
           Размер, в котором написана песня, подскажет нам, как считать. Например, 2/4 означает, что в каждом такте надо считать: «раз, два».
           В схеме вы видите специальные символы. Это как бы дорожные знаки, указывающие когда и куда идти. Спев первый куплет по знаку «реприза» ( } ) в конце вольты «1», вы снова попадаете на начало третьей строки ( ] )и поёте третью и четвёртую строки ещё раз, попадая на вольту «2». Знак «сеньо» ( % ) укажет место возврата назад на начало куплета. В самом конце поётся вольта «Для окончания».
           Вернёмся к песне «Атланты». Попробуйте сами записать её схему, а потом проверьте себя по рисунку 19.

¦

Am

¦

Dm

¦

E7

¦

Am

¦

¦

Am

¦

Dm

¦

G7

¦

C

¦

¦

A7

¦

Dm

¦

G7

¦

C

¦

¦

Dm

¦

Am

¦

E7

¦

Am

¦

Рисунок 19


           Это очень важная схема, поэтому мы дадим ей специальное название - большой минорный квадрат (БМК). На рисунке 19 он записан в тональности а-moll (ля минор). Это своего рода «универсальный элементарный конструктор», и аккомпанемент многих простых песен строится или целиком на БМК, или на его фрагментах. Позже вы убедитесь в этом сами.
           Теперь познакомимся со вторым простым размером. Это размер 3/4 (3/8) или вальс. Песня Ю.И.Визбора «Домбайский вальс» написана на 3/8 в среднем темпе.
           Сделаем полную потактовую запись гармонической схемы этой песни:

¦

Am

¦

Am

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

E7

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦

¦

Am

¦

Am

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

E7

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦

¦

A7

¦

A7

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

G7

¦

G7

¦

C

¦

E7

¦

¦

Am

¦

Am

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

E7

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦

Рисунок 20


           Нам потребуется новый штрих правой руки, который мы назовём - «последовательный трёхдольный щипок».
           Основа вальса - счёт «раз, два, три». Отсюда и возникает такая форма штриха:

Раз

два

три

[p

- (ima) -

(ima)]

Рисунок 21


           Перед началом каждой песни обязательно должно звучать вступление. Для чего оно нужно? Когда вы исполняете песню, особенно если аккомпанируете кому-то другому, необходимо показать, в какой тональности вы начали играть, какой ритм и какой темп у песни. Для этого и существует вступление. В дальнейшем мы не будем напоминать вам о нём, договорившись, что всегда играем его перед началом пения. Пока мы познакомились с простейшим вступлением, состоящим из основного аккорда ( у нас Am) и исполняемым тем же штрихом, что и вся песня. Оно может звучать достаточно долго, чтобы поющий успел всё сообразить.

( В с т у п л е н и е )

[p-(ima)-(ima)][p-(ima)-(ima)]

Рисунок 22


           Вступление может иметь и другие задачи, в этом случае мы будем его выписывать и говорить о нём особо.
           Посмотрим, как работает правая рука во время исполнения песни «Домбайский вальс».

Am

Dm

Лы -

жи

у

печ -

ки

сто -

ят,

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

 

E7

Am

Гас -

нет

за -

кат

за

го -

рой,

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

Раз,

два,

три

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

Рисунок 23


           Ещё одна тонкость, касающаяся левой руки и позволяющая добиться непрерывности аккомпанемента. При игре штрихами Ш2 и Ш3 всегда сначала звучит бас, а потом уже верхние струны. Поэтому, переходя с одного аккорда на другой, начинайте ставить аккорд с баса, с того баса, который звучит первым. Во время звучания баса вы успеете поставить остальную часть аккорда.


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выучите аккомпанемент песни «Домбайский вальс». Продолжайте играть упражнения с парными аккордами (смотри Занятие 2). Играйте их в очень медленном темпе штрихами Ш1, Ш2, Ш3. При игре штрихами Ш2, Ш3 старайтесь подставлять аккорд с баса. Для этого не зажимайте мышцы левой кисти при смене аккордов, стараясь, впрочем, сам аккорд получше «выжимать», то есть добиваться яркого звучания каждой струны.


ДОМБАЙСКИЙ ВАЛЬС

Ю.Визбор


Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.

Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай!

Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню допеть,
Нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz