«ШТРАФНОЙ УДАР»



           На мой взгляд, Владимир Семенович Высоцкий слишком строго отнесся к своим первым ролям. Несмотря на неизбежную «совковость», примитивность сюжета, картины «Стряпуха», «Увольнение на берег», «Штрафной удар» - фильм, о котором идет речь в этой главе, - получились зрелищными. Авторам сценариев и режиссерам удавалось «вытаскивать» картины, несмотря на убогость тематики, за счет исполнительского мастерства актеров и прекрасных комедийных мизансцен.

О. Терентьев


           Зритель всегда судит об актерах по тем ролям, которые актер играет в кино. Думает: «Почему он так хорошо, интересно играет негодяя? Значит, он и сам…»
           Большинство людей в этом уверены. Это происходит помимо их воли.
           Образ Жарова всегда ассоциируется с образом такого разбитного человека, который любит выпивать. А Жаров и не пьет вовсе. Был актер Мацоха такой, он недавно умер, он играл шпионов, бандитов все время, всю жизнь, а он добрейший и чудесный человек в жизни.
           А все люди говорили: «Вот он идет, этот вот, который играет…»
           Поэтому каждый актер хочет играть хороших людей, а не плохих, хотя это не всем удается. Смотря какая у тебя внешность. В кино все-таки преобладает типажность. Похож на негодяя – значит будешь играть негодяя. У меня так сложилась моя жизнь в кино, что я должен был играть таких веселых людей с гармошками, с гитарами или каких-нибудь шуточных, комедийных персонажей.
           Были фильмы всякие, которые я не люблю и не хочу их вспоминать: «Стряпуха» — там я играл Пчелку, — «Увольнение на берег»… Это все были комедии.
           Но один из них я запомнил — «Штрафной удар». В этом фильме я играл роль веселого молодого человека, смешного, гимнаста, которого по ошибке – его специальность конь и перекладина – а его посадили на настоящего коня, чтобы он прыгал через препятствия. Сказали, что он на коне через перекладину сигает. Очень здорово разбирался там наш начальник в этом деле.
           Там Пуговкин дядя Миша снимался. Он все перепутал.
           Фильм мне запомнился потому, что я там выполнял трюковую съемку, а именно: прыжок с лошади сальто назад, когда она шла на препятствие.
           Нам сейчас запрещают выполнять трюковые съемки – самим актерам. Хотя мы всегда стремимся в бой и всегда хотим что-нибудь принести…
           Нам запретили самим выполнять трюки после того, как погиб Женя Урбанский, Он погиб в пустыне при исполнении трюковой съемки: прыжок с бархана на бархан на машине. Он разбился насмерть…
           Это очень сложная была съемка. И он исполнял ее сам.
           Поэтому сейчас с машинами и с животными запрещают работать актерам.
           Есть специальные люди, которые за это получают зарплату, которые только этим и занимаются. Вы прекрасно знаете, что в кино во время трюков актеров заменяют. Лошади когда падают – есть специальная группа трюкачей на лошадях. Есть люди, которые падают с большой высоты…
           На Западе есть целая профессия из таких людей. Они называются каскадеры. Они иногда погибают, потому что находятся в условиях, приближенных к настоящим.
           Они и у нас существовали.
           А теперь, после некоторых больших неприятностей, например, после гибели Урбанского, актерам запрещено делать трюки.
           Но все равно, какая странная вещь: все равно тянет сделать все самому.Мы стараемся все делать без дублеров, молодые актеры.
           И тогда мы все делали сами.
           И вот меня впервые в жизни по этому фильму посадили на лошадь. Для того чтобы сделать вид, что ты не умеешь ездить на лошади, нужно было тренироваться очень долго. Я тренировался полгода на манеже в Москве, несколько месяцев ездил и сам выполнял трюк, очень сложный трюк. .
           Сейчас много «лошадиных» картин снимается. Вы знаете, где лошади, лошади, лошади… И артисты должны уметь ездить на лошадях хорошо.
           По сценарию я должен был с одной лошади перепрыгивать… делать сальто назад и перепрыгивать в чужое седло. Потом говорил: «Извините, ошибся лошадью!»
           Но это только в страшном сне может быть и в кинематографе. Это, конечно, невозможно было сделать. Поэтому это уж как-то там монтировали, а вот выпрыгивание с лошади назад – это я выполнил сам.
           Когда лошадь шла на препятствие, я незаметно убирал из седла ноги и с седла делал сальто назад. Там уже внизу ловили. Трюк очень опасный, потому что может ударить лошадь ногами, а тем более это весна, лошади все нервные весной невозможно. С тех пор я не делал больше таких сложных трюков.

Публикацию подготовил О.Терентьев
при участии Д.Коновалова


Источники информации

  1. Выступление на заводе «Арсенал», Киев, 17.09.1971
  2. Выступление на ДСК-3, Киев, 21.09.1971
  3. Выступление на ДСК-3, Киев, 22.09.1971
  4. Выступление в ИФАН, Киев, 24.09.1971.
  5. Выступление в Горловке, 1973.
  6. Выступление в Макеевке, 1973.
  7. Выступление в Донецке, 1973.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz