Как всегда, начнём занятие с проверки домашнего задания. Самая важная его часть - игра в медленном, полностью контролируемом вами темпе. Думаем, что у многих из вас устаёт левая рука после сколько-нибудь продолжительных занятий. На этом и остановимся. Действительно, пока левая рука «выжимает» аккорд, она должна быть напряжена, при переходе с аккорда на аккорд - свободна. Значит необходимо научиться отдыхать во время игры. Кроме контроля при игре упражнений, можно рекомендовать тренаж, не отнимающий у вас времени. Купите резиновый теннисный мяч или обычный ручной динамометр. Сжимайте и отпускайте мяч или динамометр постоянно, при этом старайтесь, чтобы на сжим кисть напрягалась максимально, а на разжим - была абсолютно свободна. Все остальные мышцы левой руки должны быть свободны постоянно.
           Наш опыт преподавания свидетельствует о том, что приблизительно к четвёртой встрече занимающегося одолевает так называемый «синдром второго курса». Именно «второкурсник» считает, что он уже всё превзошёл и перестаёт обращать внимание на ошибки в базовых понятиях. Поэтому проверьте по рисункам постановку правой и левой руки.
           Мы уже освоили размер 2/4 и 3/4 и простейшие способы аккомпанемента песен, написанных в этих размерах. Узнать эти простые размеры совсем не сложно: марш - 2/4, вальс - 3/4. Для дальнейшей работы нам потребуется более точное определение размера. Пока аккорды у нас менялись не очень часто, за единицу звучания аккорда мы выбирали такт (смотри занятие третье). Сейчас нам потребуется более мелкое деление такта. Такт обязательно вмещает в себя какое-то количество ударных и безударных слогов или сильных и слабых долей, поэтому мы выберем удобную единицу измерения. Допустим так: выберем за единицу звучания одной доли одну секунду; четырёхдольный такт, длящийся четыре секунды, назовём целым тактом. Значит доля, звучащая одну секунду, будет называться четвертью, две секунды - половина, полсекунды - восьмая и т.д. Для нас важно запомнить, что каждая более мелкая длительность звучит вдвое короче, чем предыдущая, независимо от того, в каком размере написана песня. В начале каждой нотной записи песни вы видите дробь, она означает размер. Знаменатель указывает на длительность «основной» доли такта (в конечном счете на темп исполнения песни), числитель показывает на то, сколько долей содержится в одном такте. Чтобы не привязываться к секунде, длительность такта удобно измерять счётом по количеству долей (на каждую долю приходится единица). Поэтому мы и считаем на двухдольный размер: «раз», «два», а на трёхдольный: «раз», «два», «три». Если песня звучит в достаточно медленном темпе, то за основу берём половину четверти - восьмую. Более подробно с этим материалом можно познакомиться в любом учебнике музыкальной грамоты.
           В музыке кроме простых размеров (2/4, 3/4, 3/8 и т.д.) существуют также сложные размеры. Отличие простых размеров от сложных в том, что сложные как бы составлены из двух или нескольких простых, поэтому в сложных размерах кроме сильной появляется ещё относительно сильная доля. Говоря проще, размер 4/4 как бы вмещает в себя два размера 2/4, размер 6/8 - два размера 3/8.
           Познакомимся с песней Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Песня написана в размере 6/8. Это означает, что основой такта будет достаточно малая длительность - восьмая, в такте их будет шесть.
           Шестидольный размер имеет сильную долю - первую, и относительно сильную - четвёртую. Можно, конечно, аккомпанировать штрихом Ш3, состоящим из двух блоков. Это и будет как раз шесть единиц звучания:

¦

раз

два

три

четыре

пять

шесть

¦

[p-

(ima)-

(ima)]

[p-

(ima)-

(ima)]

Рисунок 25


           При этом палец «Р», играя на «раз», должен делать более сильный акцент, чем на «четыре». Стихотворная строка этой песни имеет логическое ударение не на первом, а только на третьем слоге. Значит первый слог не может быть началом такта, так как любой такт начинается с сильной доли. Здесь мы имеем дело с затактом, то есть перед началом такта есть ещё две (слабые) доли в мелодии, которые звучат ещё на вступлении.
           Аккомпанемент этой песни можно играть и другим штрихом.
           Вот блок этого штриха:

[p-

i-

m-

a-

m-

i]

Ш4

Рисунок 26


           В нём как раз шесть звуков. Называется этот блок «арпеджио». Непрерывность аккомпанемента достигается последовательным извлечением звуков аккорда. Если за время звучания аккорда вы успеваете сыграть блок два или более раз (аккорд звучит два или более тактов подряд), меняйте басы, извлекаемые пальцем «Р» так же, как в штрихе Ш2 (см. занятие второе). Совместив штрих с текстом и аккордами, получим:

Am E7 Dm E7 Am
Ах, вой-на, что ж ты сде-ла-ла, под-ла-я: ста-ли ти-хи-ми на-ши дво- ры
-m-i][p-i-m-a-m-i][p-i-m-a-m-i][p- i-m-a-m-i][p-i-m-a-m-i] [p-i-m-a-m-i][p -i-m-a-m-i] [p-i-m-a-m-i][p-i-m-a

Рисунок 27


           Для аккуратного исполнения звуки арпеджио должны извлекаться абсолютно равномерно. Об этом мы поговорим на следующем занятии. Кроме того, существует много видов арпеджио, мы будем знакомиться с ними по мере необходимости.


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. В качестве упражнения играйте схему БМК штрихом Ш4. Продолжайте упражнения «парными аккордами» всеми штрихами. Прочтите в учебнике музыкальной грамоты или в любом самоучителе главы, касающиеся такта, метра, размера. Это поможет вам в дальнейших занятиях.
           Выучите песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Составьте её потактовую гармоническую схему. Мелодию этой песни найти и выучить несложно, благо кассет сейчас достаточно.





До свидания, мальчики

Б.Окуджава

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите вы, и всё-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идёте войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz