В начале занятия поговорим о том, в каком месте необходимо извлекать звуки правой рукой. В своё время мы договорились, что кисть правой руки располагается на струнах между грифом и подставкой. Можно найти три положения на этом промежутке, которые отличаются различными тембрами. Попробуйте поиграть совсем рядом с подставкой, у грифа и в середине между грифом и подставкой (у края розетки, ближе к подставке). Звук, извлекаемый у подставки, несильный, сухой, резкий, слегка напоминает звук банджо. Этим эффектом можно воспользоваться для имитации банджо определёнными приёмами игры на гитаре (со стилем игры «кантри» мы познакомимся позже). Если извлекать звук у грифа, то хорошую гитару будет довольно трудно отличить от арфы. Звуки будут мягкими, даже бархатными, глубокими, но, увы, тоже тихими. Так можно аккомпанировать лирической песне или, скажем, романсу. Обычно же кисть расположена над розеткой. При извлечении звука над розеткой мы услышим (конечно, при аккуратной игре) сильный, яркий звук.
           Этот тембр используется чаще всего. На рисунке 28 вы увидите, как должны располагаться пальцы и в каком направлении должны они двигаться.

Рисунок 28


           До сих пор гармонические схемы всех песен, с которыми мы знакомились, мы записывали в тональности ля минор (A-moll). Видимо, кому-то из вас неудобно петь в этой тональности. Одному удобнее петь пониже, другому - повыше. Для этого необходимо перевести аккомпанемент в другую тональность. Следующая после ля минора по удобности тональность - ре минор (D-moll). В этой тональности тоже можно записать БМК, причём часть нужных аккордов нам уже известна (Dm, A7), а часть новые:

¦

Dm

¦

Gm

¦

A7

¦

Dm

¦

¦

Dm

¦

Gm

¦

C7

¦

F

¦

¦

D7

¦

Gm

¦

C7

¦

F

¦

¦

Gm

¦

Dm

¦

A7

¦

Dm

¦


БМК (D-moll)

Рисунок 29


           Вот схемы недостающих аккордов: Gm, C7, F, D7. Кроме того, вам понадобится аккорд B.

Gm(6,4)

C7(5,6)

B(5,6)

F(6,4)

D7(4,5)

Рисунок 30

           Римская цифра III в схеме аккорда Gm означает, что аккорд в третьей позиции, то есть 1 палец - на III ладу.
           Из сравнения схемы БМК в A-moll и в D-moll видно, что место аккорда Am занял аккорд Dm, место аккорда Dm - аккорд Gm, место E7 - A7 и т.д. Значит, таким образом можно переписать и все остальные известные нам гармонические схемы из A-moll в D-moll.
           В схеме аккордов Gm и F вы видите горизонтальную черту, пересекающую все шесть струн. Этот приём называется «баррэ» и выполняется 1 пальцем. Палец должен быть плотно прижат ко всем струнам непосредственно перед следующим ладом. Для этого сначала не берите весь аккорд, а только поставьте первый палец и добейтесь яркого звучания всех струн. Найдите самое удобное для вас положение, чтобы струны были прижаты, но рука не «каменела». После этого ставьте остальные пальцы. Постарайтесь «выжать» весь аккорд, чтобы звучала каждая струна.
           Прежде чем перейти к разбору нового материала, проверьте составленную Вами построчную гармоническую схему песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

%

6/8 Am

¦¦

Am

¦

Am

¦

E7

¦

E7

¦

¦

Dm

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦

¦

Am

¦

C

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

Dm

¦

Dm

¦

E7

¦

E7

¦

¦¦:

Am

¦

Am

¦

C

¦

C

¦

¦

Dm

¦

Dm

¦

E7

¦


1.

¦

E7

¦

Am

¦

A7

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

Am

¦

E7

¦

Am

¦

Am

:¦¦


2.

¦

A7

¦

Dm

¦

Dm

¦

%

¦

Am

¦

E7

¦

Am

¦

Am

¦¦

(Конец)

Рисунок 31


           Перед началом звучания стихотворного текста обязательно сыграйте несколько тактов вступления. При разучивании и первых исполнениях лучше всего играть основной аккорд выбранной тональности (в данном случае Am) на протяжении как минимум четырёх блоков основного штриха (в данном случае Ш4).
           Куплет содержит три четверостишия. Второе и третье практически не отличаются по мелодии и гармонические схемы у них одинаковые - поэтому применяется сокращённая запись. Спев первые два четверостишия песни, вы оказываетесь на восьмой строке гармонической схемы в конце вольты «1.». Знак «реприза» (})отправляет вас в начало пятой строки, пение и аккомпанемент продолжаются с аналогичного знака (]). Затем, вместо вольты «1.» в конце третьего четверостишия, исполняется вольта «2.», и знак «сеньо» отправляет вас в начало гармонической схемы для исполнения второго куплета. Исполняйте его так же, как и первый. Поскольку песня начинается с затакта, самый первый такт нотного текста - неполный; он содержит всего две «восьмые» ноты. Когда будете приближаться к финалу песни, не забывайте об этом: после самого последнего слова аккомпанемент закончится в следующем такте за вычетом этих двух «восьмых». Это необходимо, чтобы соблюдалась «квадратность» и было ощущение законченности. В нотном тексте такая ситуация обычно отмечается словом «Конец» и двумя пунктирными тактовыми чертами.
           Разберём аккомпанемент песни С.Никитина на стихи А.Милна в переводе С.Маршака «Хвосты». Песня написана в размере 3/4. Аккомпанемент можно исполнять штрихом Ш3, помогая себе счётом: «раз», «два», «три». При разучивании аккомпанемента и при игре упражнений разумнее, конечно, пользоваться одним и тем же штрихом. Совсем другое дело, когда вы переходите к исполнению песни. Динамика исполнения потребует от вас разнообразного аккомпанемента. Для этого попробуем чередовать два разных штриха - Ш3 и Ш5:

 [p   -   i   -   (ma)   -   i   -   (ma)   -   i]             Ш5

Рисунок 32


           Штрих Ш5 получается из штриха Ш3 делением каждой доли пополам, то есть вы должны помогать себе счётом: «раз-и», «два-и», «три-и». В нём так же, как в Ш3, одна ударная доля «раз», приходящаяся на палец «p». Остальные доли играются без акцента. Здесь так же, как в песне «До свидания, мальчики», мелодия начинается с затакта, потому что в стихотворной строке ударный слог не первый, а третий.
           Совмещение гармоний, стихотворного текста и штриха правой руки Ш5 - на рисунке 33.
           Штрихом Ш5 исполняйте первый и второй куплет. Третий куплет исполняйте штрихом Ш3, немного увеличив темп. При смене одного штриха другим доигрывайте блок предыдущего штриха до конца и только тогда начинайте блок следующего.
           Совмещение гармоний, стихотворного текста и штриха правой руки Ш3 для третьего куплета - на рисунке 34.

Dm Gm A7
 Ска-   жу     я   льву,         ки-   ту,         вер-   блю-     ду: 
 (ima)]   [p-   (ima)-   (ima)]   [p   -   (ima)   -   (ima)]   [p   -   (ima)   -   (ima)]   [p   -   (ima) 

Рисунок 34


           На рисунке 35 - построчная гармоническая схема песни «Хвосты». Аккорд Gm7 играйте пока как аккорд Gm.

3/4 Dm

¦¦:

Dm

¦

Dm

¦

Gm

¦

A7

¦

¦

Dm

¦

A7

¦

Dm

¦

Dm

¦

¦

Gm

¦

C7

¦

F

¦

B

¦

¦

Gm

¦

Dm

¦

Dm

¦

E7

¦

A7

¦

Dm

¦


Для повторения

Для окончания

¦

Gm

¦

Dm

¦

A7

¦

Dm

¦

Dm

:¦¦

Dm

¦

Dm

¦¦

Рисунок 35


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализируйте БМК в A-moll (ля минор) и в D-moll (ре минор). На основании анализа перепишите гармонические схемы песен «Домбайский вальс», «Песня полярных лётчиков» и «До свидания, мальчики» из A-moll в D-moll и выучите их. Перепишите схему песни «Хвосты» из D-moll в A-moll и выучите её. Аккорд B перейдёт в F (рисунок 30). Аккордами с «баррэ» занимайтесь отдельно.





ХВОСТЫ

Музыка С.Никитина
Стихи А.Милна в переводе С.Маршака

У льва есть хвост могучий, длинный,
А у осла есть хвост ослиный,
У кошки хвост, и у коня,
Но нет у вас и у меня,
Но нет у вас и у меня.

Когда я буду именинник,
Куплю я хвостик за полтинник,
Мне продавец измерит рост
И подберёт по росту хвост,
И подберёт отличный хвост.

Скажу я льву, киту, верблюду:
«Я вам завидовать не буду,
Смотрите, с нынешнего дня
Завёлся хвост и у меня,
Завёлся хвост и у меня!»


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz