Всеволод ЧУБУКОВ

ПОЭТ И СКУЛЬПТОР


           Народный художник России, профессор Художественной академии имени В.И.Сурикова, академик Академии архитектуры Александр Иулианович Рукавишников создал целый ряд памятников, посвящённых деятелям русской культуры. Он же является автором скульптурного портрета и надгробного памятника Владимиру Высоцкому. Существует еще одна работа мастера, посвящённая Высоцкому, о которой до сей поры почти никто ничего и не знал…


           Мастерская А.И.Рукавишникова находится на улице Большая Молчановка, за зданием Московского дома книги, что на Новом Арбате. Большое помещение мастерской чем-то напоминает спортивный зал. Прямо на полу и на многоярусных стеллажах расставлены десятки, сотни работ скульптора, созданные им в разное время и на самые различные темы. В любое время суток в мастерской идет работа. Даже в том случае, когда там нет хозяина: заполняя собой и своими работами любое свободное пространство, трудятся, творят студенты – многочисленные ученики Мастера.
           Мне не раз удавалось заставать Александра с резцом в руках, когда он «колдовал» над очередной работой, причем сегодня над одной скульптурой, завтра над другой, послезавтра над третьей. Редко, но бывало, что это все совершалось в один день. Меня всегда удивляло, что скульптор работает над несколькими темами одновременно, что это нисколько не мешает ему воплощать образы своих героев — и в мраморе, и в дереве, и в гипсе, от самых небольших по размеру до монументальных прозведений. Как-то Александр сказал мне, что именно сегодня у него появилось решение, которое долго не давалось. Тут же берутся в руки инструменты и начинается творчество. Но вдруг возникает мысль по поводу другой темы, и он немедленно переходит к новой работе. «Так практически всегда работают все ваятели», — пояснил он мне. И я начинаю понимать автора, начинаю, как мне кажется, постигать его постоянный настрой на поиски единственно правильных решений, на творчество.
           Владимир Высоцкий и Александр Рукавишников друзьями не были, но друг о друге знали, так как в свое время несколько лет жили в соседних домах по Беговой аллее. Своим же знакомством они обязаны Алексею Штурмину, одному из зачинателей отечественной школы каратэ, которая с 1971 года размещалась в спортзале “Фрунзенец”, находившемся на Садово-Триумфальной улице во дворе дома № 4, рядом со станцией метро “Маяковская”. Позже на базе «Фрунзенца» была создана профсоюзная Центральная школа каратэ.
           Однажды, среди засидевшихся друзей Высоцкого у него дома на Малой Грузинской, просто так, между разговорами, бокалами и, естественно, песнями, Штурмин показал несколько приемов каратэ. Высоцкий и удивился и заинтересовался одновременно. Посыпались вопросы. Закончилось это тем, что Алексей Штурмин пригласил Владимира Высоцкого на тренировку.
           Высоцкий пришел, тихо сел в углу и так просидел весь вечер… Там он и познакомился со скульптором Александром Рукавишниковым. А потом и Штурмину, и Рукавишникову начал задавать вопрос за вопросом: «Как достичь скорости, чтобы разбивать предметы рукой или ногой?», «Как готовить удар?», «Каковы преимущества боксера против каратиста?»… Сам Владимир в юношеские годы занимался боксом. Он расспрашивал о терминологии, говорил об азарте спортсмена во время поединка... «Высоцкого, — рассказывал Алексей Борисович Штурмин, — в любом виде спорта интересовало все, да и сам физически он был подготовлен отменно: мог с места сделать сальто, стойку на одной руке, многие другие силовые упражнения». Владимир сразу отметил полезность каратэ для поддержания актерской формы и в конце тренировки выдал заключение: «Это такое занятие — либо не начинать вовсе, либо посвятить ему жизнь». Возможно, именно тогда у Высоцкого и зародилась мысль написать песню о каратэ для программы из двух отделений, задуманной им, в которую он намеревался включить 49 песен о спорте, по числу видов в популярной тогда игре «Спортлото»: первое отделение — песни о легкой атлетике, второе — об остальных видах спорта.
           Высоцкого настолько поразила зрелищность каратэ, что он не замедлил привести в спортзал сына своего задушевного давнего друга Вадима Туманова, тоже Вадима, который тут же стал тренироваться и занимался в течение нескольких лет. А Марина Влади привела своих сыновей Владимира и Петра. И «Володя маленький», так в семье звали сына Марины, увлекся тренировками...
           Несмотря на чудовищную занятость, Высоцкий частенько бывал на соревнованиях по каратэ, был он и на первом чемпионате Москвы.
           Однажды, вернувшись из Парижа, Владимир по своей инициативе — никто его об этом не просил — Штурмину в подарок привез судейский гонг с иероглифами, обозначающими слово «Справедливость». В московской спортивной школе этот гонг многие годы извещал о начале и конце поединков. Ныне он как драгоценная реликвия хранится у Штурмина.
           Рукавишникова, тогда молодого скульптора, только что окончившего Художественный институт имени В.И.Сурикова, в спортзал тянуло единоборство. Александр говорил, что оно присутствует в творчестве любого художника, душевные струны, внутреннее состояние которого в процессе создания произведения напряжены: и знания, и опыт, и творческое видение ваятеля находятся в непрекращающемся единоборстве, где анализируются и отбираются постоянно возникающие идеи, кажущиеся для непосвящённых незначительными тонкости и детали; оттачивается в этом поиске мастерство художника — и, кажется уже, сама скульптура ведет автора к единственно верному решению через постоянную борьбу своих же находок, своих же озарений.
           Александр Рукавишников в спорте — настоящий мастер-тяжеловес, один из лучших учеников Штурмина, ко времени знакомства с Высоцким он уже был обладателем черного пояса - высшей степени мастеров в каратэ. Белый, красный, коричневый были завоеваны им раньше.
           Александр уже не раз выставлял на московских и всесоюзных выставках молодых скульпторов свои работы на спортивные темы: «Теквондо» и «Инструктор каратэ Виталий Пак», «Сумо» и «Акробаты»...
           …Предложение лепить его портрет Высоцкий принял, однако с началом сеансов позирования оба дотянули до июля 1980-го…
           Сразу же после смерти Высоцкого Рукавищников начал работать над его скульптурным портретом. Работал по памяти и по тем фотографиям, которые наиболее ярко, по его мнению, отражали образ Владимира Высоцкого. Материалом был выбран белый мрамор. Менее чем через год скульптура была закончена, и после очередной выставки ее приобрела Третьяковская галерея.
           В 1983 году Александр решил откликнуться на предложение администрации Театра на Таганке участвовать в конкурсе по созданию надгробного памятника Высоцкому, не зная толком, во что все это может вылиться. В то время, пожалуй, только на установку скромной могильной плиты и можно было рассчитывать. Такое тогда было отношение властей к Владимиру Семёновичу... Несмотря на всю неопределенность, Рукавишников начал работать над полноценным памятником. Это были самозабвенные дни и ночи творчества и беспокойства. В успех особо не верил. «Что ж, если нет, — как он говорил, — то модель оставлю у себя».
           Было выполнено несколько эскизов, пока не родился тот вариант, который и участвовал в конкурсе проектов. А всего их поступило около пятидесяти, самых разных и по неожиданности решений, и по мастерству воплощений: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов. Проект Рукавишникова был принят, но требовал серьезной доработки. Новый его вариант, признанный лучшим, был выполнен в полном масштабе и был отлит сначала в гипсе, затем в бронзе, и 12 октября 1985 года памятник был установлен на могиле поэта.
           На мой вопрос, что-то изменилось бы в памятнике, если его суждено было бы создавать сегодня, Александр Иулианович ответил, что некоторые детали убрал бы, возможно, что-нибудь добавил бы, но общая композиция фигуры поэта осталась бы прежней и что он до сих пор считает, что памятник Высоцкому, исходя из его же творчества, должен быть понятным. И сегодня, по глубокому убеждению автора, его произведение, его неизменная динамика соответствует внутреннему и внешнему содержанию образа. А в конце разговора добавил, что эту тему не оставит, однако повторять уже сделанное не намерен.
           К слову, бронзовые барельефы на надгробии Евгении Степановны Высоцкой-Лихалатовой и Семена Владимировича Высоцкого также выполнены Александром Рукавишниковым (архитектор И.Воскресенский).
           Первую гипсовую миниатюру Высоцкого скульптор создал в 1982 году. Делал для себя, пытаясь найти форму выражения, соразмерную масштабу личности поэта. Миниатюра изображает Высоцкого сидящим на стуле. Левой рукой он держит гитару за гриф, правая лежит на колене: Высоцкий спел одну из своих песен, теперь что-то рассказывает…
           …Эта трогательная миниатюра как бесценная реликвия вот уже десять лет хранится у меня. Надпись на ее основании гласит: «Севе Чубукову от автора, 1992 г.»


           На снимках автора:
           1. Скульптурный портрет В.Высоцкого, мрамор, 1981 г.;
           2. Надгробный памятник В.Высоцкому (фрагмент), 1985 г.;
           3. Первая гипсовая скульптурная миниатюра, 1982 г.;
           4. Надгробный памятник Е.С.Высоцкой-Лихалатовой и С.В.Высоцкому, 1999г.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz