Сегодня мы поподробнее остановимся на домашнем задании. Проверьте, правильно ли Вы переписали гармонические схемы из одной тональности в другую.

«Песня полярных лётчиков»

¦

Dm

¦

Dm

¦

A7

¦

A7

¦

¦

Dm

¦

Dm

¦

C7

¦

F

¦

¦

D7

¦

Gm

¦

C7

¦

F

¦

¦

Dm

¦

Gm

¦

A7

¦

Dm

¦

Рисунок 36


           Такая запись должна была получиться у Вас в результате совместного анализа БМК в A-moll и D-moll.
           Итак, при переписывании (транспонировании) схемы из A-moll в D-moll аккорды Am, Dm, E7, G7, C, A7 перейдут в аккорды Dm, Gm, A7, C7, F, D7 соответственно. Справедливо и обратное.
           Познакомимся с третьей удобной тональностью — ми минор (E-moll).
           Запишем БМК в E-moll:

¦

Em

¦

Am

¦

H7

¦

Em

¦

¦

Em

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

¦

E7

¦

Am

¦

D7

¦

G

¦

¦

Am

¦

Em

¦

H7

¦

Em

¦

Рисунок 37


           Недостающие аккорды:

Em(6,4)

H7(5,6)

H7(5,6)

(I позиция)

(II позиция)

G(6,4)

F#7(6,5)

Hm(5,6)

Рисунок 38


           Обратите внимание на то, что аккорд H7 дан в двух позициях. Это как бы один и тот же аккорд, но в разных расположениях. Выбор той или иной позиции зависит от конкретного случая, от того, какие аккорды были до этого или будут после.
           Кроме того, на рисунке приведён аккорд F#7. Давайте разберёмся в его обозначении. Все звуки, используемые в музыке, расположенные в порядке возрастания их высоты, образуют музыкальный звукоряд. Основные звуки как раз и называются до, ре, ми, фа, соль, ля, си и обозначаются C, D, E, F, G, A, H. Между ними расположены изменённые или так называемые производные звуки. Они обозначаются изменённым названьем звука, находящегося на полтона выше или ниже. Например, звук на полтона выше до называется до диез, и рядом с буквой C ставится знак #, а звук на полтона ниже ми называется ми бемоль, и ставится знак b. Для обозначения звука си бемоль используется буква B.
           Буквы, обозначающие основной звук каждого аккорда, служат основой аккордовой буквенной записи. Маленькая латинская буква m означает, что аккорд минорный; если же её нет, то аккорд мажорный. Цифры после этой буквы означают добавления к основному виду аккорда.
           Итак, F#7 означает мажорный аккорд с основным звуком фа диез с добавлением седьмой ступени. О том, что такое ступени и как с их помощью строятся аккорды, мы поговорим позже.
           Разберём песню В.Егорова «Дожди». Она написана в размере 6/8 в тональности E-moll. Мы уже знакомились с этим размером на четвёртом занятии, когда разбирали песню Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!» Казалось бы, раз один и тот же размер, то и штрих правой руки одина-ков, но это не так. Если вы вспомните потактовую гармоническую схему песни Б.Окуджавы (Рис.31), то из неё видно, что гармонии меняются не чаще одного раза в такт, и вы успеваете доиграть блок штриха правой руки, не разрывая его. Если же гармонии меняются чаще, то надо выбирать штрих, который не занимает целого такта и не мешает смене аккорда. Можно использовать штрих Ш3 по два блока в такте. Мы же познакомимся с новым штрихом:

 [(pi)-  a-m]   Ш6 

Рисунок 39


           Этот штрих, как и Ш3, занимает три доли и не помешает смене аккордов внутри такта. Если всю песню исполнять штрихом Ш6, то это выглядит так, как показано на рисунке 40.

Em Em
(Вступление) Я вас люб-
[(pi)-a-m][(pi)-a-m] [(pi)-a-m][(pi)-a-m]



Am Fm
лю, мо- и дож-
[(pi)-a-m][(pi)-a-m] [(pi)-a-m][(pi)-a-m]



Em
ди
[(pi)-a-m][(pi)-a-m]

Рисунок 40


           Потактовая гармоническая схема песни «Дожди»:

(Вступление)

6/8 Em

]

Em

¦

Am Hm

¦

Em

¦

Em

¦

¦

C7

¦

H7

¦

Em

¦

Em

¦

¦

F#7

¦

F#7

¦

H7

¦

H7

¦

¦

C7

¦

H7

¦

Em

¦

Em

¦

¦

D7

¦

D7

¦

G Dm

¦

E7

¦

¦

Am

¦

Am

¦

Em

¦

Em

¦

¦

Am

¦

Am

¦

C7

¦

C7

¦

Для повторения

¦

Am

¦

H7

¦

Em

¦

Em

¦

Для окончания

¦

Em

¦

C7

¦

H7

¦

Em C7

¦

Am H7

¦

Em

¦

Рисунок 41


           Но гораздо интереснее использовать несколько штрихов в одном куплете и даже в одной строке. Совмещение гармоний, текста и штриха правой руки для первой строки песни «Дожди» - на рисунке 42.

Em Em
(Вступление) Я вас люб-
[p-i-m-a-m-i] [p-i-m-a-m-i]



Am Fm
лю, мо- и дож-
[(pi)-a-m][(pi)-a-m] [p-(ima)-(ima)][p-(ima)-(ima)]



Em
ди
[p-i-m-a-m-i]

Рисунок 42


           Можно представить себе как один из вариантов следующую потактовую штриховую схему:

¦

Ш4

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш3 Ш3

¦

Ш4

¦

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш6 Ш6

¦

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш6 Ш6

¦

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

¦

Ш4

¦

Ш3 Ш3

¦

Ш6 Ш3

¦

Ш6 Ш6

¦

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш4

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш4

¦

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш6 Ш6

¦

Ш6 Ш6

¦

¦

Ш4

¦

Ш4

¦

Ш3 Ш3

¦

Ш4

¦

Рисунок 43


           В третьей строке H7 лучше играть во второй позиции, так как перед ним звучал аккорд F#7, и мы можем сохранить «баррэ». В остальных случаях H7 играйте в первой позиции: в этом расположении он гораздо лучше звучит. Во втором (|Am Hm|) и девятнадцатом (|G Dm|) тактах на каждый из двух аккордов приходится по одному блоку Ш6 или Ш3, поэтому пальцем «p» берите первый из басов, обозначенных рядом с названием аккорда.


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Перенесите известные вам песни в тональность E-moll. Перенесите песню «Дожди» в тональности A-moll и D-moll, пользуясь совместным анализом БМК в разных тональностях.

E-moll

A-moll

D-moll

C7

F7

B7

F#7

H7

E7

Dm

Gm

Cm

Рисунок 44


           Аппликатура F7 аналогична F#7, но не на II, а на I ладу. Аппликатура Cm аналогична Hm, но не на II, а на III ладу.
           Попробуйте придумать другие варианты штриховой потактовой схемы.


ДОЖДИ

В.Егоров


Я вас люблю, мои дожди,
Мои тяжёлые, осенние,
Чуть-чуть смешно,
чуть-чуть рассеянно
Я вас люблю, мои дожди.
А листья ластятся к стволам,
А тротуары словно зеркало —
И я плыву по зеркалам,
В которых отражаться некому.

Где, как сутулые моржи,
Машины фыркают моторами
И вьются рельсы монотонные,
Как серебристые ужи.
Где оборванцы-фонари
Бредут шеренгою заляпанной,
И осень огненный парик
Сдирает ливневыми лапами.

Спасибо вам, мои дожди,
Спасибо вам, мои осенние,
За всё, что вы во мне посеяли.
Спасибо вам, мои дожди.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz