«РОМАН О ДЕВОЧКАХ»
Мариупольская сценическая версия


           О спектакле нашего театра по «Роману о девочках» Владимира Высоцкого, о его создателях хочется рассказать подробно, поскольку это событие для нас, мариупольцев, неординарное. Сразу хочу уточнить: наш театр имеет статус областного и его официальное название – Донецкий ордена Почёта областной русский драматический театр (г.Мариуполь). Если вы уже встречали в прессе сообщения о постановке Донецким театром этого спектакля, то знайте, что речь идёт не о самом г.Донецке, а именно о нашем, мариупольском театре.
           Прослышав о том, что этот спектакль готовится к постановке, я, честно говоря, в успех верила мало. «Роман о девочках» Марка Розовского в Москве произвёл на меня сильное впечатление и я боялась разочарования.
           Спектакль (кстати, по предложению первого заместителя городского головы В.А.Петросова) был поставлен в рекордный срок. Разумеется, и пьеса создавалась очень быстро – поджимало время, театр готовил новогодние утренники и новые сказки к зимним школьным каникулам. Авторы – директор-художественный руководитель театра Александр Котов и режиссёр-постановщик Константин Добрунов, который только накануне перешёл к нам из Донецкого театра им.Артёма. Вместе с актёрами, не успевшими отдохнуть от детских праздников, он совершил почти невозможное: вся работа от начала репетиций до премьеры была проделана за четырнадцать дней. На третий день уже была готова основная часть довольно сложной декорации, быстро шили костюмы.

Тамара - София Егорова, Николай - Сергей Лупильцев


           Премьера состоялась 25 января 2000 года, и впечатление от неё превзошло все ожидания, развеяв все сомнения. Зрители приняли спектакль восторженно. На премьерных спектаклях, как говорится, яблоку негде было упасть, а на балконе люди вообще висели гроздьями. До сих пор «Роман о девочках» идёт при переполненном зале, многие не могут сдержать слёз – столь сильно его эмоциональное воздействие. О такой посещаемости у нас помнят только старые театралы. Особенно приятно, что в зале всегда много молодёжи и ведёт она себя необычно: ребята не переговариваются, не шуршат конфетными обёртками. Действие захватывает даже эту шумную и, к сожалению, не всегда хорошо воспитанную публику
           Привожу текст помещённого в программке «Слова к зрителю» Константина Добрунова:
           «Театр выводит на сцену героев Владимира Высоцкого с их проблемами и бедами не только и не столько потому, что появилась возможность, но и потому, что возникла необходимость.
           «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята…», — пел не так давно автор незавершённого романа.
           А сегодня кто-нибудь из нас может сказать: «Всё так! Всё отлично! Всё хорошо!»? Вот мы и пытаемся выяснить: «Почему всё не так? Что за дом такой?» Уверен, что сам поиск ответов может помочь и нам – актёрам, и тебе, уважаемый зритель.
           Тем, кому творчество Высоцкого дорого и необходимо, трудно смириться с незаслуженным равнодушием нового поколения к наследию актёра, певца, поэта, с равнодушием, основанном на незнании. Ещё и потому театр начинал 2000 год спектаклем «Роман о девочках».

           Насколько я могу судить по девяти спектаклям, поставленным в нашем театре Константином Добруновым, для него главным, основным средством раскрытия содержания является актёрская игра. Разумеется, в его спектаклях используются и другие художественные средства выразительности, без которых театр не может обойтись: декоративное, музыкальное, световое оформление. Режиссёр почти всегда присутствует на всех своих представлениях, после которых обычно проводит обсуждение. То есть работа с актёрами продолжается и после премьеры.
           Весь актёрский состав играет в едином, слаженном ансамбле, и чувствуется, получает от своей работы истинное удовольствие.
           Главный художник театра лауреат премии им.В.Клеха Светлана Канн нашла оригинальное сценографическое решение. Покрытый белой скатертью очень длинный свадебный стол, занимающий основную часть сцены, превращается то в карусель, внезапно закружившую влюблённых, то в дорогу, по которой уходят от Тамары любимый человек, а потом и отвергнутый ею Николай. Уходят в другую жизнь, оставляя её у пустого стола. И трепещут, летят по ветру белые, как невестина фата, занавески, и треплет их ветер, как треплет жизненный вихрь такую безалаберную и беззащитную юность героини…
           Большой творческой удачей, по-моему, можно считать образ отца Тамары, старика Полуэктова, созданный народным артистом Украины Юрием Доронченко, любую свою даже маленькую роль превращающим в значительное сценическое событие.
           Его Максим Григорьевич, типичный представитель своего поколения, несмотря на внешне благополучную карьеру, — человек трагической судьбы, нравственно и физически искалеченный, сломанный системой, которой он преданно служил всю свою жизнь, и пришедший в конце её к полному духовному краху.


           Особо хочется отметить, конечно, исполнителей главных ролей.
           Роль Тамары Полуэктовой блестяще сыграла София Егорова, покорившая всех своим мастерством, темпераментом, полной самоотдачей. Директор-художественный руководитель театра А.Н.Котов в интервью корреспонденту газеты «Театральная площадь» отметил, что «самая большая нагрузка, наверное, легла на исполнительницу главной роли Тамары – актрису Софью Егорову. Её монолог проходит практически через весь спектакль, требует огромного физического и духовного напряжения. Константин Добрунов использовал в режиссёрском решении спектакля «открытый приём», типичный для Театра на Таганке…» («ТП» №2, янв.2000 г.). Тамара, обращаясь к зрителям, рассказывает про всю свою жизнь, делится своими бедами и ждёт сочувствия и сопереживания.
           Интересной работой стала роль Николая «Коллеги» в исполнении Сергея Лупильцева, выступившего в нетипичном для него амплуа. Не так скоро нашёл решение образа Кулешова актёр Александр Арутюнян. По моим наблюдениям, было сыграно более десяти спектаклей, прежде чем этот образ сложился в том варианте, который удовлетворил и режиссёра, и зрителей, да и, полагаю, самого исполнителя.
           В июне 2000 года в Херсоне проходил второй Всеукраинский фестиваль музыкально-драматического искусства «Мельпомена Таврии», на который собрались лучшие театральные коллективы юга Украины. Единственным драматическим театром, приглашённым на фестиваль, был наш. Мариупольцы выступили со спектаклем «Роман о девочках» и получили высокую оценку своих коллег, прессы, зрителей. И хотя на этом фестивале не присуждались места и призы, наш спектакль фактически был признан лучшим.
           А 25 и 26 июля прошлого года его смогли посмотреть и жители Севастополя, где в эти дни прошли краткие гастроли нашего театра – дань памяти поэту и актёру Владимиру Высоцкому.
           В процессе подготовки этого материала мне неоднократно довелось встречаться с создателями сценической версии «Романа о девочках», беседовать с ними. Я просила рассказать о своём отношении к творчеству Высоцкого, о том, как проходила работа над спектаклем и как его принимали севастопольцы. Результаты бесед были для меня неожиданными. Оказывается, и К.Добрунов, и С.Лупильцев встречались с Владимиром Семёновичем, помнят эти встречи и рассказали о них много интересного…
           Рассказывает режиссёр-постановщик
           Константин Владимирович Добрунов:
           Творчество Владимира Высоцкого меня интересовало давно, ещё с юности. А когда он приехал к нам в Горловку, я прогулял занятия в пединституте, где учился на факультете иностранных языков, чтобы попасть на его концерты. После выступлений было общение в кругу друзей по студенческому театру. Впечатление от этой встречи живо до сих пор.
           Сохранились и два любительских снимка. Потом я много лет собирал материалы о нём, вырезки из газет и журналов. Пытался разобраться, понять, что собой представляет феномен Высоцкого и почему так велико его воздействие на нашего современника.
           После окончания пединститута я поступил на режиссёрский факультет Щукинского театрального училища. В родной город, в Горловский городской муниципальный театр, сформированный на базе нашего народного коллектива, в котором я участвовал ещё будучи студентом пединститута, вернулся уже режиссёром. Вот тогда-то я снова обратился к теме Высоцкого, поставив на сцене этого театра спектакль «Быть или не быть?», или Наш Высоцкий» по своей пьесе, написанной специально для этой постановки. Премьера состоялась в январе 1988 года, к 50-летию В.С.Высоцкого. Это спектакль о взаимоотношениях творческой личности и общества; поэта, его почитателей и ниспровергателей; талантливого человека, его друзей и врагов. У каждого времени свой поэт. И взаимоотношения поэта с обществом на Руси всегда складывались очень сложно. У каждого большого поэта всегда было много друзей и поклонников, но они были разобщены и не могли противостоять сплочённому, как правило, лагерю врагов и недоброжелателей, не могли защитить от них своего поэта. Об этом мои размышления и моя пьеса.
           Приехав в конце 1999 года в Мариуполь, куда меня пригласили на постоянную работу, я сразу же получил предложение поставить спектакль по «Роману о девочках», которое принял, разумеется, с большим удовольствием. Трудностей в процессе этой работы, кроме того, что были очень сжатые сроки, не возникало никаких. Проблем и конфликтов с актёрами не было. На разногласия и поиски вариантов просто не хватало времени. Все работали на одном дыхании, в едином, общем творческом порыве. Приятно, что интерес к нашему спектаклю сохраняется и до сих пор. В Херсоне и Севастополе нас тоже очень хорошо принимали. Реакция севастопольцев была неожиданной. Там ведь зритель совсем другой, избалованный многочисленными гастролями, более привередливый, более сдержанный. В Мариуполе публика непосредственно, живо и подчас бурно реагирует на каждую понравившуюся реплику или сцену. А там у нас весь спектакль прошёл в полной тишине. Мы уже решили, что это – полный провал. И вдруг – как гром после затишья! Нас долго не отпускали, аплодировали стоя, никто не расходился. Мы хотели показать наш спектакль в Москве, наша дирекция даже пыталась договориться с руководством Театра на Таганке, но пока это, к сожалению, не удалось…

Сцена из спектакля


           София Егорова – исполнительница роли Тамары – одна из ведущих актрис театра. Спектакли с её участием, в основном в главных ролях, всегда пользуются большим успехом. Зрители любят эту актрису. С Соней я знакома давно, и не только по театру. Несколько лет мы были соседями по лестничной площадке, жили через стенку, дружили, постоянно общались. Это талантливая, яркая, целеустремлённая личность, способная преодолевать любые трудности и преграды, осуществлять с кажущейся лёгкостью всё задуманное. Кроме актёрской деятельности она ведёт ещё большую административную работу, являясь ещё и одним из заместителей директора театра, любит поэзию, сама пишет прекрасные стихи, ведёт хозяйство, создавая в доме уют и комфорт, воспитывает сына. У этой удивительной женщины непростая, но интересная судьба. Очень рано ей пришлось стать взрослой и начать совершенно самостоятельную жизнь. И несмотря на все житейские тяготы, она очень открытый, мягкий, добрый, эмоциональный человек, простой в общении, лишённый каких-либо амбиций, никогда не завидующий чужим успехам и не бравирующий своими собственными.
           Побывав на премьере, я считала, что образ героини был ей с самого начала близок и понятен, — по эмоциональному строю, по той открытости и непосредственности, с которой Тамара рассказывает нам о своей нелёгкой судьбе, — поэтому и сыграла её актриса, думала я, сразу так цельно и органично. Но в нашей беседе с ней выяснилось, что я ошибалась.


           Рассказывает артистка театра
           София Серафимовна Егорова:
           Я, конечно, и раньше читала «Роман о девочках», но образ Тамары не вызывал во мне интереса, не был мне близок. Когда мне предложили эту роль, я её играть не хотела, считала, что это не моя героиня. Но режиссёр убедил меня, и я согласилась.
           — Какие были в связи с этим трудности в работе над ролью?
           — Никаких. Добрунов с самого начала знал, чего хотел, очень понятно нам всё объяснял, заражая своим энтузиазмом. Работать с ним было легко и интересно. Мы все как бы вернулись в атмосферу студенчества, студийности. Это был праздник. Теперь Тамара – одна из моих любимых ролей, и я рада, что зрителям она нравится. Было приятно получить высокую оценку на фестивале.
           — Соня, а как у тебя складывались взаимоотношения с творчеством Высоцкого прежде, до этой работы? Был ли к нему интерес, не приходилось ли бывать на его концертах, спектаклях, где-либо встречаться?
           — При жизни я Высоцкого не видела, просто по возрасту не успела. Но интерес к его творчеству был всегда. Я с юности любила его песни. Высоцкий для меня всегда был олицетворением и мужчины, и поэта, и человека. А в Нижнем Тагиле, где мне пришлось побывать на гастролях с театром, в котором тогда работала, я познакомилась с Изой Константиновной Высоцкой, была у неё дома. Она очень много рассказывала о Владимире Семёновиче, показывала фотокарточки. Я думаю, что она его очень любила. В Нижнем Тагиле есть клуб памяти Высоцкого, по крайней мере существовал в то время. Там были очень интересные ребята. Я побывала у них в клубе, мы тогда долго общались.


           Артист Сергей Лупильцев, высокий, статный, красивый мужчина, очевидно, благодаря своей эффектной внешности до сих пор играл у нас в театре в основном людей весьма солидных и респектабельных. В его репертуаре – всевозможные графы, князья, иногда герои-любовники, тоже далеко не простого происхождения. И вдруг назначение на роль Кольки Святенко в спектакле «Роман о девочках», где он к тому же много поёт под собственный аккомпанемент. Все мы, давние театралы, были удивлены и озадачены и отнеслись к этому весьма скептически, тем более что Сергей по возрасту своему герою явно годился в отцы. На премьере удивились ещё больше: актёр прекрасно справился с ролью и, как оказалось, неплохо владеет гитарой и очень интересно исполняет весь полублатной Колькин репертуар – «жалобные такие, переживательные песни». Как это случилось, что этому предшествовало? С этими вопросами я обратилась к Сергею, с которым тоже давно знакома, и узнала очень много любопытного.


           Рассказывает артист театра
           Сергей Георгиевич Лупильцев:
           Родился и вырос я в Донецке. Отец мой, в прошлом школьный учитель, был репрессирован, несколько лет провёл в лагерях в Воркуте. После войны и реабилитации стал шахтёром, попал в Донецк.Он любил музыку, песню, играл на всех инструментах. Старший брат тоже играл на гитаре. В то время гитара звучала во дворах, в большой моде были блатные и дворовые песни. И с Семёновичем мне дважды довелось встречаться, и эти встречи запомнились на всю жизнь. Вот как это было.
           Во время учёбы в школе я не интересовался театром и не собирался стать актёром. Прекрасная память позволяла мне не обременять себя занятиями, и учителя всё время пугали меня тем, что я никуда не поступлю. Вот я и решил поступать в то учебное заведение, где будет самый большой конкурс, чтобы доказать всем, что и я не лыком шит. Самый большой конкурс – 1800 человек на место – был в Школе-студии МХАТ. Я подал туда документы и, как ни странно, поступил. Попал я на курс профессора П.В.Массальского, на котором в своё время учился Владимир Семёнович. Жил я в общежитии в Дмитровском переулке, в комнате №57, где ему не раз доводилось бывать у друзей-однокурсников.
           Мы учились на первом курсе — это был 1972 год, – когда в общежитии появился Высоцкий – пришёл к кому-то из знакомых. Мы с друзьями пригласили его в свою комнату, взяли ящик портвейна, но Владимир Семёнович пить отказался. Посидели, пообщались. У нас тогда был интерес к Михаилу Чехову, связанный с определённым этапом в обучении. Говорили о театре, спрашивали о Чехове. Поразило отношение Высоцкого к театру, любовь к нему, увлечённость, профессионализм. Он желал нам успехов, говорил, что если выбрал этот трудный путь, то нужно либо безумно любить это дело, либо бросить сразу. Лучше быть хорошим слесарем или плотником, чем посредственным артистом, то есть в любом деле нужно стремиться к совершенству, чем бы ни занимался.
           В тот раз Высоцкий был без гитары, не пел. О песнях не говорили, песни и так знали. Нас интересовало его отношение к театру. Мы были фанатами театра, спектакли с его участием смотрели по много раз и потому хотели говорить именно об этом.
           Владимир Семёнович рассказывал, что в период его учёбы в студии ставили чеховскую «Ведьму». Его не заняли в этой работе, а он настолько хотел в ней участвовать, что даже сам сделал шумовое приспособление для этого спектакля, издававшего заунывный, жуткий воющий звук. Говорят, что эта машина сохранилась.
           Говорил Высоцкий по поводу сплетен, выражая своё резко отрицательное отношение к ним. Так же негативно высказывался он и о пьянстве во время работы. Сказал, что пьяным выходить на сцену никогда себе не позволяет. На вопрос об отношении к популярности ответил: «Иногда бесит, но стараюсь делать вид, что меня это не касается, отгораживаюсь, не даю повода».
           Школу-студию МХАТ я не окончил, ушёл с третьего курса. Работал в Макеевке Донецкой области, в ТЮЗе, служил на флоте, но без театра жить уже не мог. После флотской службы снова, на общих основаниях, поступил в театральное училище, на этот раз в Щукинское.
           В 1978 году на вечере в честь 35-летнего юбилея Школы-студии МХАТ в большом репетиционном зале собрались студенты, выпускники школы, актёры. Ждали Высоцкого, который в тот день был занят в «Гамлете». Уже прошла вся программа, но никто не расходился. Люди выходили на сцену, что-то читали, рассказывали, тянули время. И вот наконец в половине первого ночи появился Высоцкий. По залу сразу прошёл шёпот: «С гитарой, с гитарой!» Владимир Семёнович сразу вышел на сцену, извинился, потом сказал: «Я знаю, чего вы от меня ждёте». И начал петь. Спел он, по-моему, девять песен, в их числе «Колею», «…Ваня, я гуляю по Парижу…», а потом сказал: «ну а теперь – что хотите», — и стал петь по заказу. Когда попросили «Коней», ответил: «У меня такое отношение к этой песне, что плохо я её петь не могу, а после «Гамлета» просто не вытяну». Пел долго, разошлись в два часа ночи. Получился большой концерт Высоцкого, завершивший этот юбилейный вечер.
           В.З.Радомысленский сказал тогда: «Думал ли я, что этот маленький кривоногий студентик будет играть Гамлета!».


           Александр Арутюнян – актёр поющий и пишущий. У него много песен на собственные стихи, на стихи друзей, на стихи поэтов-классиков. Он часто поёт в музыкальных спектаклях, пишет песни к ним и к сказкам, которые идут в театре. Очевидно, ещё и поэтому режиссёр предложил ему роль поэта-актёра Кулешова. Но верное решение этого образа, как оказалось, найти было не так-то и просто. В дни премьеры Александр играл в каком-то своём эмоциональном ключе, не вписываясь в общий ансамбль. Это нарушало целостность спектакля, дробило его на куски. Актёру не хватало эмоций, накала; его герой был камернее, лиричнее, сдержаннее, чем того требовали замысел режиссёра и игра актёрского ансамбля.
           Но через полгода я ещё раз посмотрела спектакль и к искренней радости своей обнаружила в нём разительные перемены: ансамбль сложился, действие стало цельным, динамичным. Это значило одно – актёр нашёл верное решение.
           В беседе с А.Арутюняном я поделилась своими впечатлениями.
           «Действительно, по натуре я лирик, — сказал Александр, — лирические поэты мне ближе. Высоцкого я всегда очень ценил и уважал, но песни его никогда прежде не пел. Ещё в 80-м, когда пришла весть о его смерти, решил для себя, что петь их никогда не буду. Сложилось такое впечатление, что делать этого не следует. Кулешова сначала тоже представлял как героя лирического – в противоположность Николаю. В таком ключе и пытался его играть. Ведь у Высоцкого этот образ не выписан, не развит: какой он, что за человек – не ясно. Чувствовал, что не то, много говорил с режиссёром, думал, искал. Фактически все эти полгода работа над ролью продолжалась…»


           …Была сделана видеозапись спектакля, копию которой я по поручению руководства театра и Театральной студии видео- и звукозаписи «ТВИСТ» с удовольствием передала в ГКЦМ В.С.Высоцкого. В записи, конечно, многое теряется, но пусть наш спектакль сохранится хотя бы в таком виде.
           Эта работа вполне достойна того, чтобы её увидели москвичи. Но в Россию теперь ездить сложно: границы, таможни… кому они нужны? Да и финансирование культуры (а вернее – отсутствие такового) в Украине теперь не даёт возможности театрам выезжать на гастроли. Но очень хочется, чтобы о нашем спектакле и его создателях узнали.


           …17 февраля 2001 года спектакль «Роман о девочках» был показан жителям нашей столицы, получил высокую оценку киевлян и руководства Украины и был приглашён на осенний фестиваль театральных коллективов.
           …12 апреля того же года у нас случилась беда. Умер директор-художественный руководитель А.Н.Котов, один из авторов сценической версии «Романа…» Вся культурная общественность города провожала Александра Николаевича в последний путь.
           …Но жизнь продолжается. Уже 24 апреля спектакль «Роман о девочках» побывал в городе-побратиме Мариуполя Макеевке, где открыл неделю театральных премьер 2000-2001 г. «Квiтневий барвiнок”.
           …20 октября 2001 года, в день открытия нового, 124-го театрального сезона, К.В.Добрунов назначен главным режиссёром Донецкого ордена Почёта русского драматического театра (г.Мариуполь). На это событие мы возлагаем большие надежды…


Ирина Омельченко,
г. Мариуполь Донецкой области,
Украина


Фото А.Комаровой

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz