Вадим ДУЗЬ-КРЯТЧЕНКО

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ


           Хочу признаться читателям: был случай, когда я намеренно ввёл их в заблуждение. Произошло это несколько лет назад в альманахе «Мир Высоцкого», издаваемом ГКЦМ В. С. Высоцкого (далее для краткости — просто «музей»). И хотя это было сделано не по своей воле, до сих пор меня не покидает чувство вины перед людьми, которые могут довериться сообщённым мной ошибочным сведениям. Поэтому сейчас, когда у меня появилась такая возможность, считаю должным исправить ту давнюю ошибку.
           Краткая предыстория такова: музейный альманах начал выходить с 1997 года по инициативе заместителя директора по научной работе А.Е.Крылова. Первый выпуск редактировал профессионал достаточно высокой квалификации Б.Б.Жуков. В том выпуске я опубликовал расширенный вариант своего дополнения (за 1991-92 годы) к известному библиографическому справочнику «В.С.Высоцкий. Что? Где? Когда?» (составитель А.С.Эпштейн; описаны публикации за 1960-90 годы), а также обзор компакт-дисков, связанных с творчеством Высоцкого, изданных в 1996 году. Проблем в общении с редактором у меня не было — замечания его были по существу, всегда корректны по форме и с уважением ко мнению автора.
           Начиная со второго выпуска редактированием альманаха занималась В.Ф.Щербакова, также прекрасный мастер своего дела. Недостатком по сравнению с Жуковым она обладала одним — была более мягким человеком, не всегда способным даже при явной необходимости до конца противостоять волевому напору начальства. Именно поэтому всё бoльшую роль в редактировании начал играть отнюдь не профессиональный редактор Крылов.
           И вот, когда я предоставил для третьего выпуска альманаха свой новый обзор компакт-дисков (на этот раз речь шла об изданиях 1997-98 годов), редактированием занялся лично Крылов. Не буду утверждать, что все его замечания были не по делу—наоборот, в большинстве случаев я был с ними согласен и внёс в свою работу предлагаемые исправления. Но одно из них повергло меня в состояние изумления. Указывая на приводимые после названия каждого диска их производственные номера, установленные фирмами-изготовителями, зам. директора вопросил: «А зачем у вас тут постоянно фигурирует сочетание «CD»? К чему оно, ведь и так ясно, что это обзор компакт-дисков? Надо сократить!» Мои объяснения, что номер устанавливает фирма-производитель, впечатления не произвели. Я ещё раз пытался обратить внимание на то, что эти номера являются одной из технических характеристик дисков и могут быть использованы даже для их поиска (как осуществляется поиск книг по их ISBN; причем никому не приходит в голову для краткости выбросить цифру или группу цифр, обозначающих страну, даже если речь идет о книгах, изданных только в одной и той же стране); что у некоторых дисков сочетание «CD» в номере отсутствует, а у других по воле фирмы-производителя оно наличествует в номерах то в начале, а то в конце буквенной части номера, а иногда и после цифровой части. Другими словами, если сочетание «CD» выбросить из номера, читатель вряд ли сможет сам определить: должно ли оно присутствовать в номере, и если «да», то в каком месте.
           Однако Андрей Евгеньевич уже «всё себе доказал», поэтому на все веские аргументы я услышал от него единственное возражение, которое за время работы в музее мне не раз приходилось от него слышать в случаях, когда никаких реальных доводов в пользу своей точки зрения он привести не мог. Однако оно стоило множества других, ибо ни мне, ни кому-либо другому противопоставить ему было обычно нечего. Звучал этот «последний довод королей» так: «Я начальник, поэтому будет так, как Я сказал!». Он действительно был моим начальником, так что в альманахе вы можете прочесть бессмысленное и ошибочное по сути примечание: «Здесь и далее в целях отказа от ненужного дублирования из номеров исключена аббревиатура CD».
           Вот так я и ввел в заблуждение своих читателей, хотя вина в этом вовсе не моя. Здесь же я, исправляя положение, привожу таблицу с указанием названий дисков, попавших в обзор третьего выпуска альманаха, приведенных в нем их номеров – и номеров правильных, тех, которыми можно и нужно пользоваться при поиске и описании дисков. Чтобы не возникало вопросов по этому поводу, в таблицу я включил и те диски, в номерах которых сочетание «CD» отсутствует (исключением – в целях экономии – являются только диски фирмы SoLyd Records, поскольку они хорошо известны всем любителям творчества Высоцкого, равно как и то обстоятельство, что в их номерах сочетание «CD» отсутствует всегда).

Название диска

Указанный в альманахе №

Правильный №

Петлюра. Малолетка. 1996,

MS 074/0017/ ,

Тот же

Ва-Банкъ. Живая коллекция. 1998,

SZ 1014-98,

SZCD 1014-98

АлисА. Для тех, кто свалился с Луны.

1997Ex 97033,

Тот же,

Крылов С. Мсье Высоцкий, вернитесь к нам. 1997,

RDM 703171,

CDRDM 703171

Медяник С. Эх, жизнь моя… 1997,

SZ 0824-97,

SZCD 0824-97

Медяник С. The best – Лучшие песни. Диск 1. 1998,

SZ 0994-98,

SZCD 0994-98

Хомчик Г. Женские песни о вечном. 1997,

МО 36,

Тот же

Драгилев Б. Я прилетел… шабаш! 1998,

MS 190/98,

MS CD 190/98

Газманов О. Красная книга Олега Газманова. 1998,

RR 225129-2,

CD RR 225129-2

Кальянов А. Не поговорили… 1998,

1002/98,

CD 1002/98

Моисеев Б. Праздник! Праздник! 1998,

АРС 012/98,

Тот же

Северный А. Концерт с ансамблем «Магаданские ребята». Часть 2. 1998,

Л-115-98,

Тот же

Северный А. Шел трамвай десятый номер. 1998,

DMR 18598,

DMR 18598 CD

Пугачева А. И в этом вся моя печаль. 1996,

GR 96033,

GR 96033 CD

Пугачева А. И в этом вся моя печаль. 1997,

GR 97083,

GR 97083 CD

Пугачева А. И в этом вся моя печаль. 1998,

DGR 12298,

DGR 12298 CD

Сюрприз от Аллы Пугачевой. 1997,

SZ 0753-97,

SZCD 0753-97

Петлюра. Избранное. 1998,

MS 189/98,

MS CD 189/98

Ванинский порт. 1997,

AANB 97-010,

Тот же

Старые песни о главном-3. 1998,

ОРТ 0002-98,

ОРТ CD-0002-98

Hobo. Adjatok a kutyaknak hust! [1998],

0001 IS,

Тот же

Mamouchka. New Tsarevitch. 1998,

AT 177232,

Тот же

Стуликов Л. Алые тюльпаны. 1996,

MS 080,

Тот же

Шуфутинский М. Лучшие песни. Диск 1. 1996,

ЗД-025,

Тот же

Боков В. Жизнь – вращенье зим и весен. 1997,

MAS 00017,

Тот же

Городницкий А. Как медь умела петь. 1997,

МО 33,

Тот же

Ким Ю. Угадайте, кто. 1997,

IG 16,

IGCD 16

Визбор Ю. Последние гастроли. 1998,

МО 46,

Тот же

Часовые любви. 1997,

МО 35,

Тот же

Никитины Т. и С. Времена не выбирают. 1998,

МО 47,

Тот же

Старые друзья. Диск 1. [1998],

111,

Тот же

Макаревич А. Песни под гитару. 1998,

SR 00062,

SRCD 00062

Башлачев А. Диск V. 1998,

B 007,

Тот же

Градский А. и группа «Скоморохи». Легенды русского рока. 1997,

MR 97126,

MR 97126 CD

Лоза Ю. Концерт для друзей. 1997,

SZ 0835-97,

SZCD 0835-97

Шуфутинский М. Лучшие песни. Диск 1. 1998,

TR 1-0004,

Тот же

Розенбаум А. Ноябрь 1983 год. Ленинград. Часть 2. [1998],

Л-30-98/5,

Тот же

Розенбаум А. Посвящение посвящающим. [1998],

Л-30-98/6,

Тот же

Розенбаум А. Былое и диски. Том 1. [1998],

Л-30-98/8,

Тот же

Розенбаум А. Концерт на ЛОМО. 1987 год. [1998],

Л-30-98/11,

Тот же

Матвеева Н. Какой большой ветер. 1997,

ASP 97006,

ASP 97006 CD

Окуджава Б. Когда опустеет Париж… 1998,

LJ 31/32,

LJ CD 31/32

Буланов А. Пирамида Хеопса. 1997,

7 04 004,

CD 7 04 004.


           И последнее. В моем докладе (совместном с Л. С. Ушаковым), посвященном изданию авторских дисков Высоцкого, публикуемом в пятом выпуске альманаха, А. Е. Крыловым без согласования с нами был сделан ряд исправлений, некоторые из которых явно усложнили его восприятие или исказили содержание. Однако приводимым в нем номерам «повезло»: в большинстве их сочетание «CD» отсутствует, а в нескольких номерах оно оказалось незамеченным «редактором». Однако в одном случае Крылов не промахнулся: в описании серии «Весь Владимир Высоцкий» номера дисков на самом деле от MR 00301 CD до MR 00332 CD, а не от MR 00301 до MR 00332, как указано в альманахе.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz