Надеемся, что Вы учитесь аккомпанементу не только по нашим публикациям: существует масса самоучителей, сборников гитарных аккордов; наконец, можно просто подсмотреть аппликатуры и приёмы игры у друзей. На один из часто возникающих вопросов мы сейчас постараемся ответить. На прошлом занятии мы убедились, что один и тот же аккорд (например H7) может звучать в разных расположениях или, как говорят, в разных позициях. Аккорды состоят из нескольких звуков, и их звучание зависит от того, с какого звука они начинаются. Например, аккорд C состоит из трёх звуков: до, ми, соль; поэтому есть три различных варианта: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми, - то есть существуют три различные аппликатуры аккорда C в разных позициях. При этом любые звуки аккорда могут быть удвоены, то есть повторены через октаву или две.
           Чем же определяется позиция? Она определяется положением первого пальца левой руки. Если первый палец находится на первом ладу - аккорд в первой позиции, если на втором ладу - на второй и т.д. Позиция обозначается римской цифрой около левого верхнего угла аппликатурной сетки. Аккорды в первой позиции изображаются без римской цифры I. Ясно, что удобнее всего аккомпанировать в тональности, которая в своём БМК содержит в основном аккорды в первой позиции (без «баррэ»). Самые «спокойные» в этом смысле: A-moll (ля минор), D-moll (ре минор), E-moll (ми минор) и H-moll (си минор).
           Познакомимся с песней Сергея Никитина на стихи Михаила Светлова «Мы с тобою, товарищ» из спектакля по пьесе М. Светлова «Глубокая провинция» в новой для нас тональности H-moll (си минор). БМК в ней выглядит следующим образом:

¦

Hm

¦

Em

¦

F#7

¦

Hm

¦

¦

Hm

¦

Em

¦

A7

¦

D

¦

¦

H7

¦

Em

¦

A7

¦

D

¦

¦

Em

¦

Hm

¦

F#7

¦

Hm

¦

Рисунок 45


           Практически все аппликатуры Вам известны, кроме аккорда D.

D(4,5)

Рисунок 46


           Гармоническая схема песни записывается так:

(Вступление)

4/4 Hm

¦

Em F#7

¦

Hm

¦

¦

Em F#7

¦

Hm

¦

¦

Am H7

¦

Em

¦

¦

Em

¦

C#7 F#7

¦

¦

Am H7

¦

C

¦

для повторения

для окончания

¦

Hm F#7

¦

Hm

¦

Hm

¦

Рисунок 47


           Хотя стихотворная строфа состоит из четырёх строк, куплет включает в себя шесть строк, так как последние две строки каждого куплета повторяются. Второй раз мелодия меняется.
           В схеме встречается аккорд C#7:

C#7(4,5)

Рисунок 48


           Сравните сетку аккорда C#7 с сеткой аккорда C7. Аппликатура сохраняется, но переносится на один лад вверх. При этом открытая Ѓ струна не звучит. Расположение пальцев правой руки следующее: палец «p» играет только на 5 и 6 струнах, а пальцы «i», «m», «a» - на 4, 3 и 2 струнах соответственно. При этом надо добиваться, чтобы палец «a» не задевал первую струну, иначе аккорд будет звучать «грязно».
           Вернемся к гармонической схеме. Песня начинается с затакта, то есть первая сильная доля приходится на третий слог стихотворной строки. Первые два слога поются на аккорде вступления - Hm. На одном из предыдущих занятий мы говорили, что во вступлении звучит основной аккорд, определяющий тональность песни. Будем называть его тоническим аккордом. В песнях, с которыми мы знакомились до сих пор, тонический аккорд продолжал звучать и в первом такте песни, то есть с него начиналась гармоническая схема. В песне «Мы с тобою, товарищ» после вступления, где звучит тонический аккорд (Hm), появляется другой аккорд - Em. Это тоже распространённый случай, с которым мы будем встречаться в дальнейшем.
           Песня написана в размере 4/4, то есть каждый такт содержит в себе четыре доли. Но вот количество аккордов в каждом такте неодинаково, и соотношение времени их звучания различно. Остановимся на этом подробнее. Если аккорды внутри одного такта «стоят равноправно» - | Am H7 |, то они занимают равное количество долей (в нашем случае две и две). Если при четырехдольном размере встречается такая запись - | Am / H7 |, то Am занимает три доли, а H7 - одну. Если же запись выглядит следующим образом: | Am \ H7 |, то Am занимает одну долю, а H7 - три.
           Песня имеет еще одну особенность. Аккорд F#7 иногда звучит во время паузы в пении. В этом случае он называется проходящим аккордом, то есть его нельзя сопоставить с какой-нибудь гласной в тексте. Проходящие аккорды в принципе можно было бы и не играть, но тогда схема будет слишком плоской и примитивной. Эти аккорды используются для развития гармонической схемы. Подробнее мы остановимся на этом, когда позже будем говорить о приемах гармонизации темы.
           И, наконец, как всегда - правая рука. Воспользуемся для каждого куплета своим штрихом. Для первого куплета выберем уже знакомый нам штрих Ш2, но немного «деформируем» его. До сих пор обе части штриха звучали одинаково по длительности. Теперь же первая часть штриха (p) должна звучать три четверти времени, отпущенного на весь блок, а вторая (ima) - одну четверть. Такой ритм называется пунктирным. Чтобы разобраться в его структуре, поиграйте упражнения:

[p - (ima)]п  Ш2п 
 раз   два   три   четыре 

Рисунок 49


           Играйте сначала в медленном темпе, затем - убыстряя. Назовем эту разновидность штриха Ш2п. Аккомпанемент будет звучать достаточно плотно, если в такте будет четыре блока. Первая строка первого куплета выглядит так, как показано на рисунке 50.

Hm Em
(Вступление) Мы с то-бо- ю,
[p-(ima)]п [p-(ima)]п [p-(ima)]п [p-(ima)]п



А#7 Hm
то-ва- рищ,
[p-(ima)]п [p-(ima)]п [p-(ima)]п [p-(ima)]п

Рисунок 50


           Для второго куплета используем новый штрих Ш7п. Это как бы укороченный Ш5, но так же как Ш2п - пунктирный. Так как Ш7п занимает половину такта, то новое упражнение такое:

[p - i (ma) - i]п  Ш7п 
 раз   два   три   четыре   пять   шесть   семь   восемь 

Рисунок 51


           Каждый такт содержит два блока Ш7п.
           Так как второй куплет тоже начинается с затакта, то на первые два слога еще звучит штрих Ш2п (Рисунок 52).
           Третий куплет исполняйте штрихом Ш1.

Hm Em
Вот в пред-ут- рен-нем
[p-(ima)]п [p-i-(ma)-i]п



F#7 Hm
не-бе,
[p-i-(ma)-i]п [p-i-(ma)-i]п [p-i-(ma)-i]п

Рисунок 52


           Домашнее задание. Освойте БМК в тональности H-moll. Перенесите все известные песни в эту тональность. Играйте упражнения для выработки навыка пунктирного ритма (штрихи Ш2п и Ш7п).


           Итак, Вы познакомились с начальным курсом аккомпанемента в удобных тональностях. Если Вы аккуратно выполняли домашние задания, то должны в результате играть все семь песен в любой из этих тональностей. Попробуйте теперь сами подобрать несколько простых песен с учетом того, чему научились. Увидите, это - несложно. В следующем выпуске мы познакомимся с мажорными песнями и более сложными приемами аккомпанемента.


МЫ С ТОБОЮ, ТОВАРИЩ

Музыка С.Никитина
Стихи М.Светлова


Мы с тобою, товарищ,
Не уснули всю ночь.
Всёе мечтали, гадали:
Как нам людям помочь.

Вот в предутреннем небе,
Облаками горя,
На красивой телеге
Выезжает заря.

Не уснем мы, товарищ,
Надо нам обсудить:
Как на эту телегу
Всех людей усадить.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz