Петер ВИЦАИ

Наталия ВИЦАИ


ВЫСОЦКИЙ И ХОБО


           Известный венгерский певец, почти 25 лет возглавляющий музыкальную группу «Hobo Blues Band» (НВВ), работает в жанре рок-музыки с 1968 года. 57-летний длинноволосый рок-музыкант, который и певцом-то себя вовсе не считает, сам пишет стихи для своих песен. Его творчество — это в первую очередь «блюзы, своеобразные песенные монологи, призывающие задуматься о смысле жизни, об окружающей действительности, о событиях, о судьбе».
           Его настоящее имя Ласло Фельдеш, а Хобо — это псевдоним, символизирующий странствующего, размышляющего о бренности бытия бродягу. В своих музыкальных проявлениях он частенько находится в оппозиции к другим исполнителям — ему нравится побороться, поспорить. Это некий венгерский Дон-Кихот.
           Хобо, который сам о себе говорит, что он только одно предложение знает по-русски: «Товарищ преподаватель, я не готовился, потому что я был болен», — начал знакомиться с творчеством Владимира Высоцкого в 1995 году.
           Однажды, после предложения двух актеров Московского театра на Таганке, Хобо увлёкся идеей концерта в память о Владимире Высоцком. Прежде чем начать подготовку программы «Дайте собакам мяса!», он прослушал несколько сотен песен русского барда.
           «Прослушав записи Высоцкого, не понимая слов, прежде всего я прочувствовал его душой, понял по звучанию его голоса, что это мое. Венгры, знающие русский язык, бывавшие или жившие в России, полюбившие творчество Высоцкого, были моими первыми помощниками в моем желании переложить его песни на венгерский язык».
           После того как двухметровый венгерский певец-великан проникся песнями Высоцкого, оказалось, что в их творчестве, в первую очередь в понимании окружающего мира, происходящих событий, много схожего. У Ласло Фельдеша, так же, как и у Владимира Высоцкого, все творчество пронизывает страсть и вечное стремление к свободе.
           «Охота на волков» Высоцкого оказалась созвучна моим песням из серии «Охотник», песням свободы… Угробили землю – колосок не взойдёт… Вчера дали свободу, а что мне делать с ней сегодня? И в Венгрии, и в России в этом смысле схожая ситуация…»
           Вечно странствующий венгерский певец, несмотря на свой хриплый голос, не старается подражать Высоцкому, которого считает одним из своих учителей и творчество которого сильно повлияло на его творческую деятельность. Как сам отмечает, от Высоцкого он получил много силы и энергии для своей работы. Рок-музыкант признаёт, что, несмотря на двухметровый рост и здоровый образ жизни, его физическая сила несравнима с энергетикой русского барда.
           Во время своей музыкальной программы, включающей 13 произведений Высоцкого, Хобо между песнями воспроизводит монологи барда, которые тот произносил на своих концертах. Его слова так близки душе венгерского Дон-Кихота, что воспринимаются как его собственные.
           Хобо, теперь уже достаточно много знающий о Владимире Высоцком, о нём самом на своих концертах и выступлениях никогда не говорит. Он считает, что венгерская публика должна узнать и понять Высоцкого только благодаря песням поэта.
           В январе 1998 года в будапештском Российском культурном центре состоялась Неделя Высоцкого, посвящённая 60-летию легендарного барда. В рамках этого торжества со своей программой «Дайте собакам мяса!» выступил и Ласло Фельдеш Хобо. Все три концерта венгерского певца проходили при полном зале.
           «Высоцкого на венгерском языке приняли просто фантастически. Русские, живущие в Венгрии, плакали».


           25 сентября 1998 года успешное представление программы Хобо состоялось в будапештском театре «Мерлин».
           Самобытный венгерский певец свободы, на пластинки и выступления которого, как и у Высоцкого, в свое время были запреты, со своей программой за один год выходил на сцену более сорока раз. Хобо пел Высоцкого и за границей — в Париже и Торонто.
           «Когда я был со своей программой в Париже, Марины Влади на концерте не было. Поблагодарив за приглашение, она сказала, что не может слушать песни Высоцкого не в его исполнении. А я не подражал Высоцкому, я просто думал и чувствовал, как он».
           Когда же, со слов Хобо, Марина Влади всё же познакомилась с его исполнением, то сказала, что он тот единственный, кто исполняет Владимира Высоцкого, не копируя его и не повторяя. Убедиться в этом могут все, кто побывает на концертах Хобо, а также обладатели его компакт-диска или аудио-кассеты, вышедших в 1998 году, с названием, как и у программы, — «Дайте собакам мяса!»
           В настоящее время репертуар основателя и лидера группы НВВ уже пополнился: к ранее исполнявшимся песням Высоцкого прибавились еще семь. На основе песен Владимира Высоцкого Хобо создал своеобразный моноспектакль «Охота на волков», который был поставлен на сцене Будапештского театра «Комедиум», идущий и по сей день.
           В январе 2002 года Хобо, имеющий многочисленных поклонников и на территории бывшего СССР, впервые со своим спектаклем приехал в Москву. Венгерская пресса, до сих пор не очень его жалующая, всё же вынуждена была положительно отозваться о московской премьере Хобо в Государственном культурном центре-музее В.С.Высоцкого.
           Звучали в этом музыкальном спектакле и слова из «Гамлета», ещё и потому, что мировую славу Высоцкий завоевал именно в роли датского принца.
           Сам Ласло Фельдеш подчёркивает, что спектакль «Охота на волков» – это не просто исполнение песен Владимира Высоцкого, это монодрама, в которой гармонично сочетаются театральное искусство, музыка и литература, где показан древний как мир конфликт художника и власти.
           Вечно недовольный собой, постоянно находящийся в творческом поиске рок-музыкант Ласло Фельдеш Хобо в одном из своих недавних интервью венгерской прессе заявил, что опять собирается в Россию. В конце 2002-го или в 2003 году он приедет на родину Высоцкого, чтобы опять показать российской публике своё искусство, но, очевидно, уже в других городах страны. Пожелаем же ему в этом успеха!

Будапешт,
Венгрия

Использованная литература:

  1. Е.Ромашкина. С Высоцким по жизни. Горизонт. Тула, 35/2002/, с.19-21.
  2. Л.Давыдов, Н.Буршич. Хобо — венгерский певец свободы. Прессфакт (Международная общественно-информационная газета. Будапешт. 3/2001, с. 16.
  3. П.Вицаи, И.Сабо. Десять лет с Высоцким. Вагант-Москва, 4-6/2002, с. 49-52.
  4. Материалы из венгерской периодической печати.

Farkashajsza
Охота на волков

Vlagyimir Viszockij


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz