Олег Терентьев,
Филолог

К ВОПРОСУ О ЗАПОЛНЕНИИ
ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО ПАСПОРТА


(На примере стихотворения
В.Высоцкого «Памятник»)


           В журнале «Вагант-Москва» № 10-12 за 2001 год я предложил структуру текстологического паспорта, документа, который, на мой взгляд, помог бы исследователю осмыслить и адекватно донести до читателя то или иное произведение Владимира Семёновича Высоцкого.
           Я ждал, что меня будут критиковать, подправлять…
           В ответ на свою статью я получил молчание. В первую очередь молчание сотрудников ГКЦМ В.С.Высоцкого.
           Проблемы, обозначенные в моей публикации, со мной обсудили только Б.С.Акимов и А.Е.Петраков…
           Тем не менее я предлагаю на суд читателя заполненный мной на базе личной фонотеки один из разделов текстологического паспорта, связанный с фонограммами.
           Заполнить раздел, связанный с анализом рукописей, на сегодняшний день не представляется возможным по объективной причине – отсутствие доступа к рукописям В.С.Высоцкого в РГАЛИ и частных коллекциях.


«ПАМЯТНИК»

  1. Дата первого известного авторского исполнения – 1973 год
  2. Дата последнего известного авторского исполнения — 1978 год
  3. Количество известных авторских исполнений (на момент составления текстологического паспорта) — 16
  4. В том числе:
    Домашних — 7
    Концертных — 9
  5. Авторская редакция отсутствует
  6. Наиболее часто песня исполнялась в 1974 году
  7. Песня при жизни Высоцкого в фильмы и спектакли не входила
  8. Найденные авторские фонограммы:

№№

Дата записи

Место записи

1

30.06.1973

Мытищи, НИИ органической химии

2

ноябрь 1973

Киев, школа №49

3

1973

Москва, Ин-т оснований сооружений

4

04.02.1974

Ленинград, у Толмачёва

5

08.07.1974

Москва, издательство «Мысль»

6

21/22.08.1974

Югославия, Белград, у Терехова

7

1974

Москва, у И.Дыховичного

8

1974

Москва, Ин-т общей патологии

9

ориент.1974

Москва, у К.Мустафиди

10

12.12.1975

Переделкино, дача Б.Ахмадулиной, для Б.Пляйтгена

11

июль.1976

Иркутск, у Л.Мончинского

12

1978

Украина, Сумы

13

ориент.1978

Франция, Париж, у М.Шемякина

14

Не установлена

Неизвестно

15

Не установлена

Неизвестно

16

Не установлена

Неизвестно

17

ориент.1975

Москва, у К.Мустафиди


           В качестве канонического принят текст исполнения у К.Мустафиди, как наиболее полный.

№ №

№ стр.

Авторское название, текст произведения

 

 

Авторское название отсутствует

I

1

Я при жизни был рослым и стройным,

 

2

Не боялся ни слова, ни пули

 

3

И в обычные рамки не лез.

 

4

Но с тех пор, как считаюсь покойным,

 

5

Охромили меня и согнули,

 

6

К пьедесталу прибив ахиллес.

 

II

7

Не стряхнуть мне гранитного мяса

 

8

И не вытащить из постамента

 

9

Ахиллесову эту пяту...

 

10

И железные ребра каркаса

 

11

Мертво взяты раствором цемента -

 

12

Только судороги по хребту.

 

III

13

Я хвалился косою саженью -

 

14

Нате, смерьте! -

 

15

Я не знал, что подвергнусь суженью

 

16

После смерти, -

 

17

Но в привычные рамки я всажен -

 

18

На спор вбили,

 

19

А косую неровную сажень -

 

20

Распрямили.

 

IV

21

И с меня, когда взял я да умер,

 

22

Живо маску посмертную сняли

 

23

Расторопные члены семьи.

 

24

И не знаю, кто их надоумил, -

 

25

Только с гипса вчистую стесали

 

26

Азиатские скулы мои.

 

V

27

Мне такое не мнилось, не снилось,

 

28

И считал я, что мне не грозило

 

29

Оказаться всех мертвых мертвей, -

 

30

Но поверхность на слепке лоснилась,

 

31

И могильною скукой сквозило

 

32

Из беззубой улыбки моей.

 

VI

33

Я при жизни не клал тем, кто хищный,

 

34

В пасти палец.

 

35

Подойти ко мне с меркой обычной

 

36

Опасались.

 

37

Но по снятии маски посмертной -

 

38

Тут же в ванной -

 

39

Гробовщик подошел ко мне с меркой

 

40

Деревянной...

 

VII

41

А потом, по прошествии года, -

 

42

Как венец моего исправленья -

 

43

Крепко сбитый литой монумент

 

44

При огромном скопленьи народа

 

45

Открывали под бодрое пенье, -

 

46

Под мое - с намагниченных лент.

 

VIII

47

Тишина надо мной раскололась -

 

48

Из динамиков хлынули звуки,

 

49

С крыш ударил направленный свет...

 

50

Мой отчаяньем сорванный голос

 

51

Современные средства науки

 

52

Превратили в приятный фальцет.

 

IX

53

Я немел, в покрывало упрятан, -

 

54

Все там будем!..

 

55

Я орал в то же время кастратом

 

56

В уши людям.

 

57

Саван сдернули - как я обужен,

 

58

Нате, смерьте! -

 

59

Неужели такой я вам нужен

 

60

После смерти?!

 

X

61

Командора шаги злы и гулки

 

62

Я решил: как во времени оном -

 

63

Не пройтись ли, по плитам звеня? -

 

64

И шарахнулись толпы в проулки,

 

65

Когда вырвал я ногу со стоном,

 

66

И осыпались камни с меня.

 

XI

67

Накренился я - гол, безобразен, -

 

68

Но и падая - вылез из кожи,

 

69

Дотянулся железной клюкой!..

 

70

И когда уже грохнулся наземь,

 

71

Из разодранных рупоров все же

 

72

Прохрипел я: "Похоже- живой!"

 

XII

73

И паденье меня и согнуло,

 

74

И сломало...

 

75

Но торчат мои острые скулы

 

76

Из металла.

 

77

Не сумел я, как было угодно -

 

78

Шито-крыто, -

 

79

Я, напротив, ушел всенародно

 

80

Из гранита!


           Варианты авторского текста:

№№

Дата Исполнения

Место исполнения

Стро фа

№ стро ки

Вариант (включая вариант названия)

1

30.06.1973

Мытищи, НИИ органической химии

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

II

19

И косую неровную сажень

2

ноябрь 1973

Киев, школа №49

 

 

«Памятник»

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

V

 

Строфа отсутствует

VI

 

Строфа отсутствует

VII

 

Строфа отсутствует

3

1973

Москва, Институт оснований сооружений

 

 

«Памятник»

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

XII

73

И паденье меня не согнуло

 

74

Не сломало

 

75

И торчат мои острые скулы

4

04.02.1974

Ленинград, у Толмачёва

 

 

«Памятник»

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

V

 

Строфа отсутствует

XII

 

Строфа отсутствует

5

08.07.1974

Москва, издательство «Мысль»

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

V

27

Я... Мне такое не мнилось

(Авторская оговорка)

VI

35

Подойти ко мне с меркой привычной

XII

 

Строфа отсутствует

6

21/22.08.1974

Югославия, Белград, у Терехова

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

 

12

Только судорога

III

17

Но в обычные рамки я всажен

VI

35

Подойти ко мне с меркой привычной

XII

76

И торчат мои узкие скулы

 

77

Строка повторена дважды, т.к. автор забыл следующую строку

7

1974

Москва, у И.Дыховичного

 

 

«Памятник»

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

XII

 

Строфа отсутствует

8

1974

Москва, Институт общей патологии

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен
Тиши... Я немел...
А, простите...

V

 

Строфа отсутствует

VI

 

Строфа отсутствует

IX

53-54

Я нмел, в покрывало упрячен, -
Все там будем!..
...упрятан,-
Все там будем!..

X

 

Строфа отсутствует

XI

 

Строфа отсутствует

XII

 

Строфа отсутствует

9

Москва, у К.Мустафиди (канонический текст)

10

12.12.1975

Переделкино, дача Б.Ахмадулиной, для Б.Пляйтгена

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен -

 

18

Нате, с...
Нате смерьте!..
Но в обычные рамки я всажен

(Сбой автора, далее по основной фонограмме)

VI

34

Подошедшие с меркой обычной

 

35

Отступали

XII

 

Строфа отсутствует

11

июль.1976

Иркутск, у Л.Мончинского

I

 

Строфа отсутствует (дефект записи оригинала)

II

 

То же

III

13

То же

 

14

То же

 

15

То же

 

16

То же

 

17

...в обычные рамки я всажен

VI

35

Подходившие с меркой обычной

 

36

Отступались

XII

 

Строфа отсутствует

12

1978

Украина, Сумы

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

IV-XII

 

Строфа отсутствует

13

ориент.1978

Франция, Париж, Студия М.Шемякина

 

 

«Памятник»

I

3

И в привычные рамки не лез

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

V

31

И могильною скукой разило

VI

35

Подходившие с меркой обычной

 

36

Отступались

XII

 

Строфа отсутствует

14

Не установлена ориент.1975

Неизвестно

I

3

И в привычные рамки не лез

II

11

Мертво схвачены слоем цемента

III

17

Но в обычные рамки я всажен

V

 

Строфа отсутствует

XII

 

Строфа отсутствует

15

Не установлена

Неизвестно

   

Полностью идентична
Фонограмме № 13
(один и тот же оригинал)

16

Не установлена

Неизвестно

   

Полностью идентична
Фонограмме № 13
(один и тот же оригинал)


           Авторский комментарий к фонограмме № 1: «Это даже не песня, а такие стихи какие-то…»

           Авторский комментарий к фонограмме № 3: «Это мои стихи. Они будут, вероятно, скоро песней. Так что вы первые будете их слушать. Их пока ещё нет».

           Авторский комментарий к фонограмме № 8: «Я почти никогда не пою. Это меня друзья попросили спеть, и поэтому она не на слу… не на языке, и… и из-за этого всё время такие запинки. Извините, пожалуйста».

           Авторский комментарий к фонограмме № 12:
           — Исполните, пожалуйста, песню о человеке-памятнике.
           — Ну, я её сначала было сделал песней, а потом перестал её петь и оставил её в виде стихов. «Я при жизни был рослым и стройным» — вы просите, да? (см. фрагмент). Но это я не пою. Это стихи.


           Авторский комментарий к фонограмме № 14: «Может быть, рановато, но я спою песню одну, которая называется «Пам…» Не гасите, пожалуйста, больше, ладно?! Песня называется «Памятник». Ну, все пишут «Памятники», значит вот, не нарушая традиции, к тридцати семи годам пора, по-моему.

           Сразу после заполнения третий раздел текстологического паспорта корректируется.
           В частности, в приведенном выше примере необходимо скорректировать пункт № 3, отражающий количественную характеристику известных авторских фонограмм в связи с тем, что записи №№ 14-16 представляют собой одно и то же исполнение, записанное различными людьми.
           В исправленном виде пункт № 3 выглядит следующим образом:
           Количество известных авторских исполнений на момент составления текстологического паспорта — 14.
           В том числе:
           Домашних — 7;
           Публичных — 7.

           Соответственно меняются и сведения о найденных авторских фонограммах в пункте № 7.
           Далее следует проанализировать текст, выбранный в качестве канонического, на первом этапе работы обращая внимание в первую очередь на строки (строфы), имеющие разночтения.
           Для этого необходимо провести построчный и построфный анализ выявленных вариантов.
           Следует отметить, что принципиальные отличия домашних и публичных исполнений отсутствуют, то есть автоцензуры как таковой нет.
           Строфа I содержит вариант третьей строки:
           ...И в привычные рамки не лез...
           Этот вариант отмечен только в двух фонограммах из четырнадцати, поэтому его нельзя расценивать в качестве основного варианта.
           Строфа II содержит часто повторяющийся вариант строки 11:
           Мертво схвачены слоем цемента...
           (вариант присутствует во всех фонограммах, содержащих указанную строфу, за исключением варианта, выбранного в качестве канонического);
           а также случайный вариант строки 12:
           Только судорога по хребту (фонограмма № 6).
           В строфе III строка 17 в десяти случаях из четырнадцати имеет вид:
           ...Но в обычные рамки я всажен...
           Строка 19 имеет случайный вариант:
           ...И косую неровную сажень...
           Строфа IV вариантов не имеет.
           Строфа V в некоторых исполнениях автором специально пропущена, а в одном из исполнений (№ 13) имеет случайный вариант:
           И могильною скукой разило.
           Строфа VI имеет варианты строки 35:
           ...Подойти ко мне с меркой привычной... (два случая).
           Иногда строфа VI имеет взаимообусловленное изменение строк №№ 35-36:
           35 Подошедшие с меркой обычной —
           36 Отступали (фонограмма № 10)
           Или:
           35 Подходившие с меркой обычной
           36 Отступались (фонограмма № 13).
           В ряде исполнений строфа VI отсутствует.
           Строфы VII — VIII вариантов не имеют, хотя в некоторых исполнениях отсутствуют.
           Строфа IX имеет случайный вариант — оговорку:
           ...Я немел, в покрывало упрячен...,
           которую автор немедленно исправляет.
           Строфы X и XI вариантов авторского исполнения не имеют, но в ряде исполнений отсутствуют.
           Строфа XII отсутствует в десяти исполнениях из четырнадцати. В том числе и в исполнении в студии у М.Шемякина в 1978 году ( наиболее позднем полном исполнении, так как при выступлении в г.Сумы Высоцкий песню не исполнил, а лишь обозначил).
           При формальном подходе строфу надо вынести в варианты. Однако это далеко не бесспорно, так как строфа нередко использовалась в период наиболее частого исполнения песни.
           Строфа XII имеет варианты строк:
           ...И торчат мои узкие скулы (строка 75, исполнение № 6);
           ...И паденье меня не согнуло,
           не сломало…
           И торчат мои узкие скулы...
(строки 73 — 75, исполнение № 3).


           Вывод.
           Канонический текст на начальной стадии работы был определён ошибочно, В частности, об этом говорит тот факт, что строка 11 в первоначально выбранном каноническом варианте является случайной и не имеет аналогов в других исполнениях.
           Спорным является и вопрос о включении строфы XII в основной текст.
           Тем не менее я считаю XII строфу фрагментом основного текста и в качестве основного варианта предлагаю фонограмму записи № 1 (Мытищи, НИИ органической химии, 30.06.73).
           В текст этой фонограммы следует внести следующую конъектуру:
           вместо исполненной строки
           19 И косую неровную сажень...
           вариант, встреченный практически во всех других исполнениях:
           19 А косую неровную сажень...
           Но выявленный канонический текст нельзя признать основным, так как не проведено его сопоставление ни с существующими рукописями, ни с авторизованными машинописными источниками.
           Кроме того, появление новых источников информации (неизвестных ранее фонограмм, рукописей, вариантов авторизованной машинописи) может привести к существенному изменению как канонического, так и основного, окончательного текста.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz