ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЮМАТОВ
(11.03.26 – 4.10.97)


           Судьба этого человека, этого замечательнейшего актёра полна превратностей, полна взлётов и падений — от всеобщей любви и почитания до почти полного забвения.
           …На фронт он попал шестнадцатилетним. Служил рулевым-сигнальщиком на бронекатере. Был участником Малоземельского и Евпаторийского десантов[1], в составе Азовской, а затем Дунайской флотилий штурмовал Измаил, брал Бухарест, Будапешт, Вену. Участвовал в рукопашной схватке за Венский мост, где погибло около двух тысяч наших десантников. За этот бой награждён редчайшей матросской медалью Ушакова. За три года войны несколько раз был ранен, контужен, дважды тонул, обморозил руки…
           О кинокарьере и не мечтал. В судьбу нашего героя вмешался его величество случай. В 1946 году перед просмотром трофейного фильма в Театре киноактёра в буфете к нему подошёл официант и попросил подойти к столику, за которым сидели Григорий Александров и Любовь Орлова. Знаменитый режиссёр фильмов «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» сразу выделил из толпы молодого моряка, на груди которого сверкали боевые награды.
           В новом фильме Г.Александрова «Весна» Юматову досталась совсем крохотная роль помощника гримёра. Помните, когда Рина Зелёная готовит к кинопробе Л.Орлову?
           Так двадцатилетний Георгий Юматов попал в кино и как ни странно, сразу же был замечен. В том же году он снялся в фильмах «Александр Матросов» и «Иван Грозный».
           Всё тот же Г.Александров привёл Юматова во ВГИК к Сергею Герасимову, который тогда набирал курс. Герасимов прослушал Юматова, но на курс не взял. По словам Герасимова, молодой человек настолько талантлив, что в дополнительном обучении не нуждается. Более того, Сергей Аполлинариевич Герасимов сам отвёл Георгия в Театр киноактёра, где тот тут же получил роль в спектакле «Дети Ванюшина».
           Снимался Георгий Юматов много: «Повесть о настоящем человеке», «Три встречи», «Жуковский», «В мирные дни»…
           На съёмках «Молодой гвардии», где он должен был играть Сергея Тюленина, а сыграл другого молодогвардейца — Анатолия Макарова, он познакомился со студенткой ВГИКа Музой Крепкогорской. Студенческая свадьба состоялась 2 декабря 1947 года.
           Работа в кино продолжалась: «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма»…
           Но всенародная слава и любовь зрителей пришлись на 1956 год, когда на экраны вышли фильмы «Разные судьбы» и «Они были первыми».
           Очередным взлётом актёрского мастерства Георгия Александровича стал фильм «Жестокость» по повести Павла Нилина. Актёрская победа была яркой и убедительной. Критика назвала роль Веньки Малышева, сыгранную актёром, одной из лучших его ролей.
           По сложности характеров, по глубине проникновения в образы своих героев к «Жестокости», на мой взгляд, приближаются роли в фильмах «Порожний рейс» и «Не забудь…Станция Луговая».
           Сыграл Юматов главную роль и в фильме «Один из нас». А досталась эта роль актёру благодаря Владимиру Высоцкому, поначалу на ту же роль утверждённому. Но курирующие фильм о советских разведчиках люди из КГБ воспротивились кандидатуре Высоцкого, и тогда он привёл в киногруппу Георгия Юматова, с которым несколькими годами раньше снялся в фильме «Опасные гастроли».
           Очередная волна зрительской любви к Юматову пришлась на 1971 год, когда на экран ворвались герои фильма «Офицеры».
           Непрост был путь этого фильма на экраны. И тем оглушительнее был успех главных исполнителей — Георгия Юматова и Василия Ланового.
           Потом были и другие фильмы: «Петровка, 38», «Огарёва,6», «Внимание! Всем постам!»...
           В 1982 году Г.А.Юматову было присвоено звание народного артиста РСФСР.
           …Сказать, что режиссёры стали забывать Юматова — неверно. Однако роли, что приходилось ему играть, ни по масштабам, ни по глубине характеров, да и просто по присутствию в кадре, — не шли ни в какое сравнение с тем, что актёр делал раньше. Мельчали роли, уходила в небытие популярность, время простоев увеличивалось. Миновали потрясения начала 90-х… Зрители считали актёра давно умершим.
           И вдруг в марте 1994 года имя Георгия Юматова всплыло в криминальной хронике: его обвинили в преднамеренном убийстве. И только второму адвокату удалось доказать, что действовал Георгий Александрович в пределах необходимой самообороны, воспользовался ружьём спонтанно, уверенный, что оно не заряжено. Указ об амнистии по случаю 50-летия Победы поставил в этой мрачной истории точку.
           После этой трагедии Юматов часто болел. Много пил.
           Как потом говорила жена, Георгия Александровича добил ремонт. Старый дом, в котором жили актёры, решили ремонтировать основательно: перестройки, переделки, перестановки… Но менять складывавшуюся десятилетиями обстановку Юматов ни за что не хотел. Участились боли в сердце, сдавали нервы…
           Умер Георгий Александрович Юматов 4 октября 1997 года. Почти на полтора года пережила мужа Муза Викторовна Крепкогорская.
           Похоронены они на Ваганьковском кладбище.

С.Львов



[1] Уж не с лёгкой ли руки Г.Юматова позже у В.Высоцкого родилась песня «Чёрные бушлаты», посвящённая Евпаторийскому десанту? Хотя общеизвестна другая версия.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz