Мы познакомились с наиболее употребительными минорными тональностями: A-moll, D-moll, E-moll, H-moll. Гармоническая конструкция, названная нами «Большой минорный квадрат» или БМК, даёт нам возможность записывать простейшие гармонические схемы песен, написанных в миноре. Конечно, многообразие гармонических схем этим не исчерпывается. Схемы, даже самые простые, можно расширить, что позволит обогатить аккомпанемент.
           Итак, представление о миноре у нас есть. А как же мажор? Видимо, и в многообразии песен, написанных в мажоре, есть свои закономерности. Трудно говорить о мажорном квадрате - аналоге минорного, но можно заметить традиционные последовательности аккордов. Попробуем в этом разобраться.
           Песня В.Берковского на стихи Д.Сухарева «Мы живы, покуда поём» написана в тональности C-dur (До мажор). Гармоническая схема этой песни на рисунке 53.
           В схеме есть аккорды: Fm, B7, Ab.

Fm(6,4)

B7(5,6)

Ab(6,4)

Рисунок 54


           Даже при анализе гармонической схемы этой песни, первой из мажорных, можно сразу заметить конструкцию, встречающуюся чаще других. На рисунке 55 она выписана в строку

C - Dm - G7 - C

Рисунок 55


           В других песнях, записанных в тональности C-dur, мы встретим чуть более расширенный вариант :

а) C - Am - Dm - G7 - C

б) C - E7 - Am - Dm - G7 - C

Рисунок 56


           В зависимости от мелодии песен в варианте б) некоторые аккорды могут быть пропущены.
           Часто в C-dur будут встречаться последовательности с аккордом F, причём первая будет встречаться чаще.

а) C - C7 - F - G7 - C

б) C - C7 - F - Fm - C

Рисунок 57


           Можно использовать рисунки 55, 56 и 57 как упражнения. Попробуйте придумать какую-нибудь простую мелодию, чтобы её можно было петь под эти аккорды. Теперь оторвитесь от записи аккордов и, напевая то, что придумали, начинайте играть. Ваша мелодия будет вас «держать», не давая ошибаться. Имейте в виду, что в паре C-F (или B7-F) левая рука должна двигаться вокруг неподвижного 3 пальца.
           В предпоследней строке куплета мы должны сыграть аккорд Ab. Для этого нужно перенести левую руку довольно далеко - на IV лад. Вот во время этого переноса и постарайтесь собрать пальцы в аккорд и установить их сразу полностью готовыми для игры. Это получится не сразу, поэтому особенно внимательно следите за «баррэ», аккуратно выжимайте бас, поскольку с него начинается звучание любого аккорда.
           Посмотрим теперь, что у нас происходит с правой рукой. Песня «Мы живы, покуда поём» написана в размере 4/4. Если мы как следует проанализируем мелодию, то заметим, что не только в характере песни, но и в самой мелодии заложен пунктирный ритм. (Смотри предыдущее занятие). Можно попробовать аккомпанемент штрихом Ш1. Более того, при разучивании гармонической схемы это даже разумнее, но при исполнении песни нам не из чего будет сделать ритм пунктирным. Следующим этапом разучивания будет аккомпанемент штрихом Ш7п (см. рисунок 58).

C

C

C

(Вступление) Мы

жи-вы, по-ку-да жи-

вём,

[p-i-(ma)-i]n [p-i-(ma)-i]n

[p-i-(ma)-i]n [p-i-(ma)-i]n

[p-i-(ma)-i]n [p-i-(ma)

Рисунок 58


           И, наконец, можно совместить два штриха: известный нам Ш7п и новый - Ш8п. Он тоже пунктирный и его нужно разучивать «под счёт» в медленном темпе. (Счёт обозначен цифрами).

[p - i-m - i-(pa) - i - m - i]п Ш8п
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Рисунок 59


           Штрих Ш8п занимает целый такт на 4/4. На счёт «раз» палец «р» берёт первый бас аккорда, на счёт «девять» - второй бас. (Напоминаем: номера и порядок басов - в круглых скобках справа от буквенного обозначения аккорда на аппликатурной сетке). Совмещение штрихов в первых двух строках на рисунке 60.

C

C

C

(Вступление) Мы

жи-вы, по-ку-да жи-

вём, По-

[p-i-m-i-(pa)-i-m-i]n

[p-i-m-i-(pa)-i-m-i]n

[p-i-m-i-(pa)-i-m-i]n

 

Dm

G7

C

ку-да хва-

та-ет зак-

васки,

[p-i-(ma)-i]n

[p-i-(ma)-i]n

[p-i-m-i-(pa)-i-m

Рисунок 60


           Первый блок Ш8п - вступление. Мелодия начинается с затакта, поэтому слово «Мы» поётся в конце блока вступления. Два следующих блока Ш8п занимают два первых такта гармонической схемы (каждый по одному такту). Обратите внимание - в каждом из этих тактов всего одна гармония (|С|). Далее следует такт, в котором две гармонии (|Dm G7|), и в этом такте мы играем два блока Ш7п, каждый из которых занимает по полтакта.
           Если использовать Ш7п только в тактах с двумя аккордами, то аккомпанемент будет однообразным. Поэтому попробуйте воспользоваться вариантом потактовой штриховой схемы.

(Вступление)

4/4 C

]

C

¦

C

¦

¦

Ш8п

¦

Ш8п

¦

¦

Dm G7

¦

C

¦

¦

Ш7п Ш7п

¦

Ш8п

¦

¦

C

¦

Em

¦

¦

Ш8п

¦

Ш8п

¦

¦

Dm G7

¦

C

¦

¦

Ш7п Ш7п

¦

Ш8п

¦

¦

C7

¦

C7

¦

¦

Ш8п

¦

Ш8п

¦

¦

F

¦

F

¦

¦

Ш8п

¦

Ш8п

¦

¦

A7

¦

A7

¦

¦

Ш8п

¦

Ш8п

¦

-----

¦

D7

¦

G7

}

G7

¦

¦

Ш8п

¦

Ш7п Ш7п

¦

¦

Fm

¦

B7

¦

¦

Ш7п Ш7п

¦

Ш7п Ш7п

¦

¦

C

¦

A7

¦

¦

Ш7п Ш7п

¦

Ш7п Ш7п

¦

¦

Ab

¦

Ab

¦

¦

Ш7п Ш7п

¦

Ш7п Ш7п

¦

¦

G7

¦

C

y

¦

Ш8

¦

Ш8

¦

 

Рисунок 53

Рисунок 61


           ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Попробуйте варианты мажорных конструкций «на ощупь», чтобы левая рука к ним привыкла. Играйте в этих схемах парные аппликатуры, как это было указано во втором занятии. Освойтесь со штрихом Ш8п сначала «под счёт» в медленном темпе, а потом - постепенно увеличивая темп, но не теряя пунктирности.


МЫ ЖИВЫ, ПОКУДА ПОЁМ

Стихи Д.Сухарева
Музыка В.Берковского


Мы живы, покуда живём,
Покуда хватает закваски,
Пока мы легки на подъём
И смотрим вперёд без опаски.
Гитары уткнув в животы,
Мы в землю упёрлись ногами,
И видно звезде с высоты,
Как ширится песня кругами.

Мы живы, покуда поём,
Покуда не ищем наживы,
Пока мы стоим на своём,
Пока наши песни не лживы.
А песню подхватит любой,
А песне найдётся работа,
Покуда в ней нашей судьбой
Оплачена каждая нота.

Мы живы, покуда жива
Зелёная наша планета.
Мы сложим про это слова
И головы сложим за это.
А песню подхватит любой,
А песне найдётся работа,
Покуда в ней нашей судьбой
Оплачена каждая нота.

А песня готова на бой,
А песня на плаху готова,
Покуда в ней каждое слово
Оплачено нашей судьбой.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2002



Hosted by uCoz