Олег Терентьев,
Филолог

К ВОПРОСУ
О ЗАПОЛНЕНИИ
ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО
ПАСПОРТА
ДЛЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В.С.ВЫСОЦКОГО,
ИМЕЮЩИХ ДВЕ
ИЛИ БОЛЕЕ
РЕДАКЦИЙ


           В «Ваганте» № 10-12 за 2002 год на примере стихотворения В.С.Высоцкого «Памятник» я предложил методологический подход к заполнению раздела «Фонограммы» текстологического паспорта.
           Однако текстологический паспорт на произведение В.С. Высоцкого, имеющее две или более авторские редакции («Дорога, дорога, счета нет столбам», «Еще бы не бояться мне полетов» и др.), должен иметь определенные особенности.
           Для иллюстрации этого положения приведу две разных редакции «Песенки про прыгуна в высоту» (наиболее часто употребляемое, но не единственное авторское название произведения).
           Редакция первая. Домашняя запись у В.Савича. Точная дата записи неизвестна (конец 60-х годов).

Строфа

Строка

Авторское название, текст произведения

«Прыжки в высоту»


I

1

Разбег, толчок... И стыдно подыматься:

2

Во рту опилки, слезы из-под век, -

3

На рубеже проклятом два двенадцать

4

Мне планка преградила путь наверх.


II

5

Я признаюсь вам как на духу:

6

Такова вся спортивная жизнь, -

7

Лишь мгновение ты наверху -

8

И стремительно падаешь вниз.


III

9

Но съем плоды запретные с древа я,

10

И за хвост подергаю славу я.

11

Потому что у их у всех толчковая - левая,

12

А у меня толчковая - правая!


IV

13

Разбег, толчок... Свидетели паденья

14

Свистят и тянут за ноги ко дну.

15

Мне тренер мой сказал без сожаленья:

16

«Да ты же, парень, прыгаешь в длину!


V

17

У тебя - растяженье в паху;

18

Прыгать с правой - дурацкий каприз!

19

Не удержишься ты наверху -

20

Ты стремительно падаешь вниз!»


VI

21

Задыхаясь словно от гнева, я,

22

Объяснил толково я: «Главное,

23

Что у их у всех, у их толчковая - левая,

24

А вот моя толчковая - правая!»


VII

25

Мне не догнать плюгавого канадца -

26

Он мне в лицо смеется на лету!

27

Я приступом пошёл на два двенадцать, -

28

И тренер мне сказал напрямоту,


VIII

29

Что меня он утопит в пруду,

30

Чтобы впредь неповадно другим,

31

Если враз, в сей же час не сойду

32

Я с неправильной правой ноги.


IX

33

Но лучше выпью зелье с отравою,

34

Я над собой чего-нибудь сделаю, -

35

Но свою неправую правую

36

Я не сменю на правую левую.


X

37

Трибуны дружно начали смеяться, -

38

Но пыл мой от насмешек не ослаб:

39

Разбег, толчок, полет... И два двенадцать

40

Теперь уже мой пройденный этап!


XI

41

И пусть болять мои травмы в паху,

42

И пусть допрыгался до хромоты, -

43

Но я все ж таки был наверху,

44

И меня не спихнуть с высоты!


XII

45

Так что съел плоды запретные с древа я,

46

И поймал за хвост теперь славу я.

47

Потому что у их у всех, у их, у их...

У их толчковая - левая,

48

А моя толчковая - правая!


           Редакция вторая. Выступление в Дубне, 10.02.1979 (3-й концерт)
           «Какое выступление может обойтись без спортивных песен? И вот я снова вынул из небытия несколько песен прежних, немножечко их модернизировал, и оказалось, что их можно еще петь до сих пор.
           «Песенка про прыгуна в высоту». Но чуть-чуть такая, видоизмененная.

Строфа

Строка

Авторское название, текст произведения

«Песенка про прыгуна в высоту»


I

1

Разбег, толчок... И стыдно подыматься:

2

Во рту опилки, слезы из-под век, -

3

На рубеже проклятом два двенадцать

4

Мне планка преградила путь наверх.


II

5

Я признаюсь вам как на духу:

6

Такова вся спортивная жизнь, -

7

Лишь мгновение ты наверху -

8

И стремительно падаешь вниз.


III

9

Но съем плоды запретные с древа я,

10

И за хвост подергаю славу я.

11

У кого толчковая - левая,

12

А у меня толчковая - правая!


IV

13

Разбег, толчок... Свидетели паденья

14

Свистят и тянут за ноги ко дну.

15

Мне тренер мой сказал без сожаленья:

16

«Да ты же, парень, прыгаешь в длину!


V

17

У тебя - растяженье в паху;

18

Прыгать с правой - дурацкий каприз!

19

Не удержишься ты наверху -

20

Ты стремительно падаешь вниз!»


VI

21

Но, задыхаясь словно от гнева я,

22

Объяснил толково я: «Главное,

23

Что у них толчковая - левая.

24

А у меня толчковая - правая!»


VII

25

Разбег, толчок... Мне не догнать канадца -

26

Он мне в лицо смеется на лету!

27

Я приступом пошёл на два двенадцать, -

28

И тренер мне сказал напрямоту,


VIII

29

Что... Что начальство - в десятом ряду,

30

И что мне прополощут мозги,

31

Если враз, в сей же час не сойду

32

Я с неправильной правой ноги.


IX

33

Но я лучше выпью зелье с отравою,

34

Я над собою что-нибудь сделаю,

35

Но свою неправую правую

36

Я не сменю на правую левую.


X

37

Трибуны дружно начали смеяться -

38

Но пыл мой от насмешек не ослаб.

39

Разбег, толчок, полет... И два двенадцать

40

Теперь уже мой пройденный этап!


XI

41

И пусть болит моя травма в паху,

42

И пусть допрыгался до хромоты, -

43

Но я все-таки был наверху,

44

И меня не спихнуть с высоты!


XII

45

Я им всем показал «Who is who».

46

Жаль, жена подложила сюрприз:

47

Пока я был на самом верху,

48

Она с кем-то спустилася вниз.


XIII

49

Но съел плоды запретные с древа я,

50

И за хвост подергал все же славу я...

51

Пусть у них толчковая - левая,

52

Но моя толчковая - правая!


           «Здесь выражения “правая” и “левая” употреблены не в социальном смысле, а в самом натуральном…»
           Безусловно, текстолог на первом этапе работы над этим текстом должен отвлечься от незначительных вариантов строк, присущих практически любой новой авторской публикации (исполнению своего произведения) В.С. Высоцкого, и решить вопрос, являются ли два этих текста вариантами или разными редакциями произведения.
           При принятии решения, с чем мы имеем дело – с вариантом или редакцией, следует опираться в первую очередь на следующие моменты:
           1. Высоцкий в комментарии перед песней упомянул (комментарий устойчивый, практически неизменно повторяемый в период с 1978 по 1980 год), что «модернизировал свою песню».
           2. Смещены смысловые интонации произведения. Появился социальный мотив – «начальство в десятом ряду», и бытовой – «жаль, жена подложила сюрприз», — которые отсутствовали в ранней редакции.
           3. Появился устойчивый комментарий после песни, который, по сути, внешне отвергая социальный мотив, лишний раз подчеркивает его.
           Учитывая эти моменты, следует признать, что мы имеем дело с двумя различными редакциями одного и того же произведения.
           В этом случае текстологический паспорт следует разбить на подразделы, количество которых должно соответствовать количеству выявленных редакций произведения.
           Анализ текста в каждом подразделе производится в той же последовательности, что и анализ текста, не имеющего редакций.
           В результате анализа выявляется канонический (основной) текст каждой редакции.
           После этой работы текстолог должен сделать мотивированный вывод о том, какую редакцию на данный момент следует выбрать в качестве основной (причем, далеко не всегда самую последнюю, подчас случайную).
           В приведенном примере окончательной я бы признал вторую, более позднюю редакцию, как наиболее адекватно отражающую авторскую волю, о чем свидетельствуют многочисленные авторские исполнения в 1978-1980 годах этой редакции текста, а также предшествующий тексту устойчивый авторский комментарий.
           Канонический текст основной редакции является основным для публикации в различных изданиях, а канонические тексты других редакций – для публикации в разделе «Варианты».
           Возможны и более сложные случаи.
           Две или более редакции могут иметь переходные варианты, отражающие работу автора над внесением изменений в текст.
           В приведенном примере можно рассматривать в качестве переходного варианта авторское исполнение произведения в Одессе под названием «Прыжки и гримасы».
           Вероятно, допустимо рассматривать указанное авторское исполнение как самостоятельную, третью редакцию произведения.
           Переходные варианты целесообразно вносить в разделы текстологического паспорта, отражающие как хронологически более раннюю, так и более позднюю редакции.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz