ПАМЯТИ НАТАЛЬИ КРЫМОВОЙ


           Когда №1–3 нашего журнала уже был отправлен в типографию, пришла печальная весть. 2 января не стало Натальи Анатольевны Крымовой...


           Окончив ГИТИС, она пришла в конце 50-х в журнал «Театр». Здесь очень быстро выдвинулась в число ведущих театральных критиков страны. Ее статьи, которыми она зачастую открывала новые имена и коллективы в театральной жизни страны, становились событиями сезона. И не только в театральной жизни – вовсе не случайно первой (и почти единственной) серьезной статьей в общенациональном издании о Высоцком как поэте и исполнителе собственных песен стала публикация Крымовой «Я путешествую и возвращаюсь...» в №1 журнала «Советская эстрада и цирк» за 1968 год.
           Наталья Крымова с самого начала истории обновленного Театра на Таганке уделяла ему самое пристальное внимание. Ее статьи о первых спектаклях нового театрального коллектива («Брехт на улице Вахтангова» – «Театр» №3 за 1964 г., «Павших памяти священной» – «Театр» №4 за 1966 г., «...с раскосыми и жадными очами» – «Театр» №4 за 1968 г.) были проникнуты искренним интересом и желанием поддержать талантливую молодежь и их Мастера. И позже она неоднократно обращалась к творчеству Таганки.
           Большой интерес у всех любителей театра вызвали ее книги «Имена» и «Любите ли вы театр?», цикл передач, созданный в содружестве с режиссером Торстенсеном, принесший во второй половине 80-х редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения заслуженную популярность у самой широкой аудитории.
           И все же прежде всего мы вспоминаем о вкладе, внесенном ею в дело пропаганды творчества Владимира Высоцкого. Несколько статей о его творчестве было опубликовано Натальей Крымовой в первой половине 80-х, когда каждая такая публикация проходила еще «с боем» – «О Высоцком» («Аврора», №8 за 1981 г.), «Наша профессия – пламень страшный» («Аврора», №9 за 1984 г.), «Мы вместе с ним посмеемся» («Дружба народов», №8 за 1985 г.). Позднее, выступая с циклами лекций на театральные и литературные темы, Крымова очень сожалела, что не смогла отстоять название первой из этих статей, 1981 года, которая в рукописи носила название «О поэте» – но здесь уж цензура встала стеной.
           Неудивительно, что весной 1986 года, когда была создана Комиссия по литературному наследию В. С. Высоцкого при Союзе писателей СССР, ее ответственным секретарем была утверждена Наталья Крымова. И хотя во время тех же лекций, о которых шла речь выше, Наталья Анатольевна, отвечая на вопросы слушателей, всегда подчеркивала заслуги председателя комиссии, секретаря правления Союза писателей СССР Роберта Рождественского, вряд ли кто-то сомневался, кто был подлинным двигателем этой комиссии. Во многом благодаря усилиям Натальи Крымовой впервые были опубликованы многие поэтические произведения Владимира Высоцкого.
           При всем этом Наталья Крымова одной из первых подняла вопрос об опасности монументов и облаков фимиама. Вразрез юбилейной шумихе января 1988 года она опубликовала свои «Неюбилейные мысли» («Моск. новости», 17 января).
           В последние годы Наталья Анатольевна была тяжело больна. Большой потерей для нее стал безвременный уход единственного на всю жизнь любимого человека, одного из самых ярких театральных режиссеров Анатолия Васильевича Эфроса. И все же она продолжала работать, – говорят, надеялась написать книгу, достойную его памяти.
           Наталья Крымова была чистым и светлым человеком. Мы должны сохранить о ней добрую и благодарную память.


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz