«МНЕ НАДО В КИЕВ…»
Владимир Высоцкий в зеркале киевской прессы


           Совсем недавно, волею судьбы и обстоятельств, оказался я в Киеве, где друзья снабдили меня целой подборкой местных газет, отметивших на своих страницах 65-летний юбилей Владимира Семёновича Высоцкого. Вот их краткий обзор.
           Диапазон публикаций широк: от центральных изданий — до «жёлтой» прессы.
           Сразу же надо отметить, что большинство материалов не стали компиляционными, а явили собой попытки, и иногда весьма удачные, поисков и исследований фактов малоизвестных или неизвестных вовсе. Так, еженедельная «Газета по-киевски» (№1, 23-29.01.2003) приводит два киевских адреса, связанных с именем Высоцкого. В доме по первому из них — родился его отец, Семен Владимирович, по второму – жила бабушка, Ираида Алексеевна.
           Так что Владимир Семёнович был связан с Киевом, что называется, изначально. Даже в день рождения Володи 25 января 1938 года соседи по московской коммуналке заявили родителям что «…всем миром решили назвать вашего сына Олегом. Олег – киевский князь». Однако, Семен Владимирович настоял, чтобы первенца нарекли Владимиром. И соседи, рассудив, что был и такой киевский князь, согласились.
           Дом в Киеве, в котором 17 июня 1915 года Семён Владимирович появился на свет, сохранился (ул. Воровского, 42). В этом трехэтажном доме, когда-то уютном дворике и прошло детство, юность, студенческие годы Семена Владимировича. А уцелел дом только благодаря тому, что в 1918 году в соседней с Высоцкими квартире располагался Киевский подпольный обком КП(б)У…
           Деда поэта, как и знаменитого внука, звали Владимиром Семеновичем. Он происходил из учительской семьи, имел три высших образования – юридическое, экономическое и химическое. Видимо, он был не состоятельным человеком, ибо аренда квартиры в двух шагах от Евбаза (еврейского базара) – так тогда именовалась пл. Победы, района с устойчивой босяцкой репутацией, вряд ли свидетельствовала о приличных доходах.
           Уже в советское время дед оставил семью, так что бабушке пришлось зарабатывать на жизнь самой. Она стала косметологом (в то время говорили – «косметичкой»). Со временем Ираида Алексеевна приобрела известность в городе, работала в знаменитом «Салоне красоты» на Крещатике, имела обширную частную практику. Выйдя во второй раз замуж, она поселилась на ул. И.Франко,20 – именно сюда позже и приезжал к ней московский внук Володя.
           С осени 1958-го в жизни 20-летнего Высоцкого возник новый «киевский» сюжет. Его тогда ещё гражданская жена Иза Жукова, выпускница мхатовской школы-студии, получила приглашение от главного режиссера Киевского театра им. Леси Украинки Михаила Романова. «При первой же возможности Володя приезжал в Киев, — вспоминала Иза Константиновна, — в Киеве жила бабушка Володи – женщина строгая, с крепким характером. Я к ней каждое воскресенье ходила обедать, пропустить воскресный обед считалось неприличным. Кроме того, бабушка слыла большой театралкой, не пропускала ни одной премьеры. В нашем театре у нее было постоянное место: 14 или 15 в первом ряду партера».
           Мало кто знает, что именно бабушка помогла оформить брак Владимира с его первой женой. С прежним своим мужем Иза Константиновна разошлась, однако юридически оформлено этого не было. Ее муж работал в Таллине, и в то время процедура развода была сложной. Однако Ираида Алексеевна, как и положено косметологу, была человеком со связями. Одной из ее клиенток была народная судья… Словом, молодой актрисе быстро помогли…
           В 1970 году, находясь в Одессе, Высоцкий плохо себя почувствовал и заявил режиссеру Г.Юнгвальду-Хилькевичу: «Отправьте меня в Киев. У меня там бабушка, мне срочно надо в Киев». Режиссер возразил: «Володя, давай я тебя лучше в Москву отправлю». Но Высоцкий стоял на своем: «Нет, мне надо в Киев». «Посадили мы его в самолет, а спустя время узнали, что Высоцкий провел с бабушкой день, а на следующий — она умерла, буквально у него на руках». Вот такая мистика… Ираиду Алексеевну похоронили на Байковом кладбище.
           Корреспонденты всеукраинской ежедневной газеты «Факты и комментарии» разыскали в Киеве архитектора Анатолия Федоровича Игнащенко, академика Академии архитектуры, обладателя Гран-при Академии изящных искусств в Париже, и взяли у него интервью (ФиК, №14(1319), 24.01.03 г.).
           Вот что рассказал Анатолий Игнащенко: «После смерти Высоцкого был организован конкурс на проект памятника поэту и актеру на его могиле. Работ было представлено много, но не могли остановиться ни на одной, и тогда Давид Боровский — главный художник Таганки, с которым мы были давно знакомы, сказал Любимову: «Зачем тебе какие-то конкурсы. Я знаю человека, который сделает лучший памятник…»
           Памятник я сделал в виде металлического прямоугольника, слегка повернутого по оси, который напоминал оборванный нерв или гитарную струну… должен признаться, что памятник пришелся многим по душе и в первую очередь супруге Владимира Семеновича Марине Влади. Но вот родные Высоцкого памятник не одобрили и настояли на том варианте, который и был установлен на могиле поэта. Хотя он по сей день вызывает много споров…
           — Как мне потом рассказывали, мой проект Марине Влади понравился, — говорит Анатолий Федорович. – Она очень расстроилась, узнав, что родители выбрали другой проект. В тот вечер, уходя со спектакля, Влади передала мне небольшой сверток со словами: «Это в знак благодарности за ваш памятник». Но тогда я был под впечатлением всего происшедшего, поэтому не придал значения подарку и положил его в портфель. Потом был спектакль… Помню, Булат Окуджава произнес в тот вечер: «Чем дальше день, когда ушел от нас Володя, тем он ближе к нам…»
           Вечером того же дня, полный переживаний, я сел в поезд «Москва – Киев». И только там вспомнил о подарке, врученном мне Влади. То, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Развернув упаковку, я ахнул: передо мной лежала гипсовая посмертная маска Владимира Высоцкого. Сейчас этот раритет хранится в моей мастерской, а памятник великому поэту и актеру по-прежнему остается маленьким металлическим макетом».
           С тех пор Анатолий Федорович мечтает изготовить памятник в натуральную величину и установить его у входа в свою мастерскую.
           С Киевом Высоцкого связывает многое. Все, конечно, знают известную песню: «Товарищи ученые, доценты с кандидатами…». Оказывается, реальными прототипами этой песни стали сотрудники Института микробиологии и вирусологии Академии наук. Об этом рассказала Наталья Преображенская, в начале 70-х старший научный сотрудник института. А сегодня – глава Фонда спасения детей Украины от Чернобыльской катастрофы при Украинском Совете мира.
           «Впервые я услышала Высоцкого, когда он выступал в Доме ученых (ул. Владимирская, 55) в 1971 году и уговорила его выступить у нас. Встречу назначили у гостиницы «Украина» (ныне – «Премьер Палас»). Пока ехали в машине, предупредила Владимира Семеновича, мол, не удивляйтесь, если увидите научных сотрудников не в белых халатах, а в валенках и фуфайках – многие на ваше выступление приедут прямо «с картошки». Но Высоцкий только заулыбался. А в институте народу собралось столько, что вскоре людей перестали пускать в зал – даже стоять негде было.
           Выйдя на сцену, Высоцкий попросил о двух вещах. Во-первых, не записывать на магнитофон. Во-вторых, не аплодировать после каждой песни. «Чтоб я больше успел спеть», — пояснил Высоцкий. Полуторачасовое выступление прошло замечательно, и в конце Владимир Семенович сказал: «Мне тут Наташа рассказала, что вы были на картошке. Обещаю вам, что к следующему выступлению, если, конечно, вы меня пригласите, обязательно напишу песню об этом». Он сдержал слово. Через год, в 1972-ом году, снова выступая у нас в институте, Высоцкий начал программу с теперь уже широко известной песни, слова которой стали крылатыми: «Небось картошку все мы уважаем, когда с сольцой ее намять…». Зал был приятно удивлен тем, что Высоцкий не забыл о своем обещании и спел впервые эту песню именно у нас».
           Вообще, в начале 70-х Высоцкий уже был знаменитым бардом, его наперебой приглашали выступать. В 1971 году Театр на Таганке приехал в Киев. Гастроли проходили в Театре оперетты (ул. Красноармейская, 53). Только в сентябре Высоцкий дал в Киеве более двадцати концертов! Полный перечень всех мест, где он тогда пел, еще предстоит установить, но некоторые адреса можно назвать уже сейчас: Институт электросварки им. Патона (ул. Горького, 69), Институт ботаники (ул. Терещенковская, 2), Институт физики (проспект Науки, 144), школа №49 (Ярославов Вал, 29в), ДК завода «Арсенал» (ул. Московская, 3)…
           Именно в Киеве концерт Высоцкого впервые, как утверждают киевляне, сняли на кинопленку. Выйдя на сцену Института им. Патона и увидев в первом ряду человека с кинокамерой (это был Карл Кузьмич Янчук), Высоцкий заметил: «Я борюсь с магнитофонщиками, а вот на кино меня снимают впервые!». Но против съемки возражать не стал.
           Последний раз он побывал в Киеве в 1978-м. Актер ехал в Одессу сниматься в роли Глеба Жеглова…
           Было ещё несколько изданий, так или иначе посвятивших материалы В.С.Высоцкому. Но или сомнительность публикаций, или их тенденциозность, или же их «вторая свежесть» не позволили мне включить и их в настоящий обзор.

Киевские газеты прочитал
А.Денисов

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz