«ИВАН ДА МАРЬЯ»


           Чиновники от культуры не хотели, чтобы зрители видели Высоцкого на экране, а тем более – слышали его голос. Поэтому многие работы Владимира Семеновича шли в корзину. Один из ярких примеров тому – фильм киностудии имени Горького «Иван да Марья».
           Песни, написанные Владимиром Семеновичем для этого фильма, по форме – подражание фольклору. А по содержанию – разговор с нами о нашей жизни. Извините за штамп, в них просматривается острая социальная направленность:


Здесь река течет – вся молочная,
Берега над ей – сплошь кисельные!
А мы вобъем во дно сваи прочные,
И запрудим ее – дело дельное!


Запрудили мы реку –
Это плохо ли?! –
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла –
Потому – у нас река
Вся прокисла.


           Это и о семидесятых годах прошлого века, и о том, что происходит сейчас.
           В этой публикации я использовал только те варианты текстов Высоцкого, которые им публично исполнялись.

Олег Терентьев


           «Я сегодня по неудачным опытам работы в кино поеду.
           Значит, примерно из пяти работ, которые я делаю, видят свет и доходят до зрителей и слушателей примерно две.
           Из оставшихся трех, а их много раз по три, я вам сегодня буду показывать.
           Вот была такая картина – «Иван да Марья» называлась она. В этот фильм я написал примерно семнадцать музыкальных номеров, текстов песен. Это должен был быть такой сказка-мюзикл в кино.
           Но, к сожалению, от этого осталось опять с гулькин нос, почти ничего не осталось, все выстригли.
           И опять, я повторяю, что я-то имею возможность это взять да вам показать. А есть ребята, которые только начинают, у которых это, может быть, первая и последняя возможность.
           И у них, к сожалению, дело складывается трагически, потому что, может быть, второго даже случая у них и не будет.
           Меня часто упрекают: почему, дескать, я не пишу сказок?
           Поэтому я вам покажу сейчас сказку, которая написана мной для этой вот картины – «Иван да Марья».
           Почти все мои песни, которые написаны для детей, они не только для детей. Они и для взрослых. То есть, я считаю, что взрослым тоже их полезно послушать.
           …Соловей разбойник поет такую серенаду любимой своей царевне Аграфене»: [1]


«СЕРЕНАДА СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА».


«Выходи, я тебе посвищу серенаду!
Кто тебе серенаду еще посвистит?!
Сутки кряду, могу – до упаду, —
Если муза меня посетит.


Я пока есчо только шутю и шалю,
Я пока на себя не похож.
Я обиду терплю, но когда я вспылю –
Я дворец подпилю, подпалю, развалю, —
Если ты на балкон не придешь!


Ты отвечай мне прямо, откровенно –
Разбойничую душу не трави!..
О, выйди, выйди, выйди, Аграфена,
Послушать серенаду о любви!


Эй-эй-эй, трали-вали!
Кабы красна девица жила бы во подвале,
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки, —
Мы бы до утра проворковали!


В лесных кладовых моих – уйма товара:
Два уютных дупла, три пенечка гнилых…
Чем же я тебе, Груня, не пара?!
Чем я, Феня, тебе не жених?!


Так тебя я люблю, что ночами не сплю,
Сохну с горя у всех на виду!..
Вон и голос сорвал – и хриплю, и сиплю.
Ох, я дров нарублю, я себя погублю, —
Но тебя украду, уведу!


Я женихов твоих – через колено!
Я папе твоему попорчу кровь!
О выйди, выйди, выйди, Аграфена!
О не губи разбойничью любовь!


Е-е-ей, трали-вали!
Кабы красна девица жила да во подвале,
Я б тогда на корточки
Приседал у форточки, —
Мы бы до утра проворковали!» [2]


           «Там есть куплеты нечистой силы».[1]
           «Нечисть сидит на опушке. Они выпивают там и плачут, потому что их уже больше никто не боится… И они сидят и поют такую вот песню»: [3]


«Я – Баба Яга,
Вот и вся недолга.
Я езжу в немазаной ступе.
Я к русскому духу не очень строга:
Люблю его – сваренным в супе.


Ох, надоело по лесу гонять,
Зелье я переварила…
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!


Добрый день. Добрый день.
Я дак оборотень.
Неловко вчерась обернулся:
Хотел превратиться в дырявый плетень,
Да вот посередке – запнулся.


И кто я теперь – самому не понять, —
Эк меня, братцы, скривило!
Нет, чтой-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила!


А я старый, больной,
Озорной водяной!
Но мне надоела квартира!
Живу под корягой. Простуженный, злой, -
А в омуте – мокро и сыро!


Вижу намедни: утопленник! – Хвать! –
А он меня пяткой по рылу!
Нет, перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!


Такие дела:
Лешачиха со зла,
Лишив меня ле-шевелюры,
Вчера из дупла на мороз прогнала –
У ей с водяным шуры-муры.


Со свету стали совсем изживать! –
Ну просто-таки гонят в могилу!
Нет, перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!»! [3]


           «… Мои персонажи выпивают и поют всякие неприличности. Значит, естественно, у многих людей желание – все это перевести на меня. И я это ощущаю по всевозможным разговорам, которые ходят вокруг…» [1]
           «Сказка написана очень современно. Написал ее … писатель и драматург Хмелик. Ну так довольно сложно снять, когда там написано, что какие-то приметы современности должны быть – тогда это будет, конечно, явное нарушение формы. Если с предметами старинными, сказочными, будут находиться какие-то современные вдруг.
           Понимаете?!
           Тогда … какой-то несерьез в этом есть.
           И поэтому на песни легла нагрузка – все это подвигать, так сказать, осовременивать. Взаимоотношения узнаваемые, какие-то термины, какие-то слова…
           Нечистая сила, которая должна выглядеть была как хулиганы, в этом фильме – они такие и есть, – они там выходят и говорят»: [4]


«Как да во лесу дремучем
По сырым дуплам да сучьям,
И по норам по барсучьим
Мы скучаем и канючим.


Так зачем сидим мы сиднем,
Скуку да тоску наводим?
А ну-кося, ребяты, выйдем,
Весело поколобродим.


Мы – ребята битые,
Тертые, ученые.
Во болотах мытые
Да в омутах моченые.


Как да во лесу дремучем
Что-нибудь да отчебучим:
Добра молодца прищучим.
Защекочем и замучим!


Воду во реке замутим,
На кустах костей навесим!
Пакостных шутих нашутим,
Весело покуролесим.


Водяные, лешие,
Души забубенные!
Ваше дело – пешие,
А наше дело – конные!


Первый Соловей в округе –
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.


К оборотням не привыкну –
До того хитры ребятки!
Да и сам я – свистну, гикну, —
Аш душа уходит в пятки!


Не боюсь тоски – муры,
Если есть русалочки.
Выходи, кикиморы! –
Поиграем в салочки.


Ты не жди, купец, подмоги,
Мы из чащи повылазим,
Да и на большой дороге
Вволюшку побезобразим.


Ну-ка, рукава засучим,
Путника во сне прижучим,
Свалим и в песке зыбучем
Пропесочим и прищучим!


Зря на нас клевещете,
Умники речистые:
Все путем у нечисти,
И даже совесть чистая!» [5]


           «Так что я продолжаю работать в этом жанре – в жанре сказок, фольклора, которым я очень увлекался раньше и увлекаюсь до сих пор» [4].


«Эй, народ честной, незадачливый!
Ай вы, купчики, да служивый люд —
Живо к городу поворачивай,
Там не зря в набат с колоколен бьют!


Все ряды уже с утра
Да позахвачены!
Уйма всякого добра
Да всякой всячины!
Там точильные круги
Точат лясы!
Там лихие сапоги –
Самоплясы.


Тадарга-мададарга,
Да во столице – ярмарка,
Сказочно-реальная,
Да цвето-музыкальная!


Богачи и голь перекатная –
Покупатели все однако, вы!
И, хоть ярмарка не бесплатная, —
Раз в году вы все одинаковы!


За едою в закрома
Спозараночка
Скатерть сбегает сама –
Самобраночка.
Кто не хочет есть и пить –
Тем – изнанка:
Тех начнет сама бранить
Самобранка.


Тадарга-мададарга,
Да о какая ярмарка!
Праздничная, вольная
Да белохлебосольная!


Вон и шапочки – невидимочки, —
Кто наденет их – станет барином!..
Леденцы во рту – словно льдиночки,
И Жар-птица есть – в виде жареном!


Прилетали год назад
Гуси-лебеди!
А теперь они лежат
На столе! — Гляди!
Эй, слезайте с облучка,

Добры люди!
Да из белого бычка

Ешьте студень!


И тадарга-мададарга,
Всем богата ярмарка:
Вот орехи рядышком
Да с изумрудным ядрышком.


Скоморохи здесь – все хорошие!
Скачут, прыгают через палочку.
Прибауточки скоморошие –
Смех и грех от них – все вповалочку!


По традиции, как встарь,
Вплавь и волоком –
Привезли Царь-Самовар,
Как Царь-Колокол.
Скороварный самовар…
Он на торфе
Вам на выбор сварит вар
Или кофе.


И тадарга-мадагарга,
Удалая ярмарка –
С плясунами резвыми,
Да большей частью трезвыми.


Вон Балда пришел, поработать чтоб;
Без работы он киснет-квасится.
Тут как тут и Поп – толоконный лоб,
Но Балда ему – кукиш с маслицем!


Разновесные весы –
Проторгуешься!
В скороходики-часы
Да не обуешься!
Скороходы-сапоги
Не залапьте!
А для стужи да пурги –
Лучше лапти.


И тадарга-мадагарга,
Что за чудо ярмарка –
Звонкая, несонная
Да нетрадиционная!


Вон Емелюшка Щуку мнет в руке –
Щуке быть ухой, вкусным варевом.
Черномор Кота продает в мешке –
Слишком много кот разговаривал.


Говорил он без тычка
Да без задорины –
Все мы сказками слегка
Объегорены.
Не скупись, не стой, народ,
За ценою:
Продается с цепью Кот
Золотою!


И тадарга-мадагарга,
Упоенье — ярмарка, –
Общее, повальное
Да эмоциональное!


Будет смехом-то рвать животики,
Кто отважится да разохотится.
Да на коврике-самолетике
Не откажется, а прокотится!


Разрешите сделать вам
Примечания:
Никаких воздушных ям
И качания!
Ковролетчики вчера
Ночь не спали –
Пыль из этого ковра
Выбивали!


И тадарга-мадагарга,
Удалася ярмарка –
Тадарга-мадагарга,
Да хорошо бы – надолго!


Здесь река течет – вся молочная,
Берега над ей – сплошь кисельные!
А мы вобъем во дно сваи прочные,
И запрудим ее – дело дельное!


Запрудили мы реку –
Это плохо ли?! –
На кисельном берегу
Пляж отгрохали.
Но купаться нам пока
Нету смысла –


Потому – у нас река
Вся прокисла.


И тадарга-мадагарга,
Не в обиде ярмарка:
Хуч залейся нашею
Да кислой простоквашею!


Мы беду-напасть подожжем огнем,
Распрямим хребты втрое сложенным.
Меду хмельного до краев нальем
Всем скучающим да и скукоженным!


Много тыщ имеет кто –
Тратьте тыщи те:
Даже то – не знаю что –
Здесь отыщете!
Коль на ярмарку пришли –
Так гуляйте!
И неразменные рубли
Разменяйте!


И тадарга-мадагарга,
Для веселых ярмарка!
Подходи, подваливай
Да сахари, присаливай!» [5]


«СКОМОРОХИ НА СВАДЬБЕ»


Раззуди-ка ты плечи, звонарь!
Звонкий колокол раскочегаривай!
Ты очнись, встряхнись, гармонист!
Переливами щедро одаривай!


Мы беду навек спровадили,
В грудь ей вбили кол осиновый.
Перебор сегодня – свадебный,
Звон над городом – малиновый!


Эй, гармошка, дразни, дразни,
Не спеши, подманивай!
И главный колокол звони, звони,
Маленький – подзванивай!
Маленький – подзванивай!» [2]


           «Я по одному куплету буду петь...» [2].


***


«Ну чем же мы, солдаты, виноваты,
Что наши пушки не зачехлены?!
Пока еще ершат супостаты,
Не обойтись без драки и войны!


Я бы пушки и мортиры
Никогда не заряжал!
Не ходил бы даже в тиры –
Детям елки наряжал!


«Напра… Нале…
В ружье! Напле…
Бегом в расположение!»
А я – пою!


Ать-два, ать-два,
А горе не беда, –
Хоть тяжело в учении,
Легко в бою.


Раззудись плечо, если наших бьют,
Сбитых, сваленных оттаскивай!
Я пред боем — тих, я в атаке — лют,
Ну а после боя – ласковый!» [2]


***


На конном на плацу, на вахтпараде,
В казарме на часах – все дни подряд
Безвестный, не представленный к награде,
Справляет службу ратную солдат.


И какие бы не дули
Ураганные ветра, –
Он – в дозоре, в карауле,
От утра и до утра.


«Напра… Нале…
В ружье! Напле…
Бегом в расположение!»
А я – пою!


Ать-два, ать-два,
Живем мы однова, –
А тяжело в учении,
Легко в бою.


Если ломит враг – бабы слезы льют.
Ядра к пушечкам подтаскивай!
Я пред боем тих, я в атаке – лют, —
Ну а после боя – ласковый!


***


Во груди душа словно ерзает,
Сердце в ней горит, будто свечка.
И в судьбе, как в ружье: то затвор заест,
То в плечо отдаст, то — осечка.


Ах ты, долюшка
Несчастливая!
Воля царская –
Несправедливая!


Я привидение,
Я призрак, но –
Я от сидения
Давно больно.
Темница тесная –
Везде сквозит!..
Хоть бестелесна я –
А все ж знобит!


Может, кто-нибудь обидится,
Но я, право, не шучу:
Испугать, в углу привидеться –
Совершенно не хочу.


Жаль. что вдруг тебя казнят, —
Ты с душой хорошею.
Можешь запросто, солдат,
Звать меня Тимошею.
Звать меня Тимошею.
Звать меня Тимошею».


           «Я пою только мелодию, потому что ритм не выверен. Мне легче так петь.» [2].


***


«Отчего не бросилась, Марьюшка, в реку ты,
Что же не замолкла-то навсегда ты,
Как забрали милого в рекруты, в рекруты,
Как ушел твой суженый во солдаты?!


Я слезами горькими горницу вымою
И на годы долгие дверь закрою,
Наклонюсь над озером ивою, ивою –
Высмотрю, как в зеркале, — что с тобою» [2]


***


«Не сдержать меня уговорами.
Верю свято я не в него ли?
Пусть над ним кружат черны вороны,
Но он дорог мне и в неволе.


Пели веку испокон,
Да прослышала сама я,
Как в году невесть каком
Стали вдруг одним цветком
Два цветка – Иван да Марья» [2]


***


«Подходи, народ, смелее –
Слушай, переспрашивай!
Мы споем про Евстигнея –
Государя нашего.


Вы себе представьте сцену,
Как папаша Евстигней
Дочь – царевну Аграфену –
Хочет сплавить поскорей.


Но не получается –
Царевна не сплавляется!


Как-то ехал царь из леса, —
Весело, спокойненько.
Вдруг услышал свист, балбес,
Соловья-разбойника.


С той поры царя корежит,
Словно кость застряла в ем!
Пальцы в рот себе заложит –
Хочет свистнуть Соловьем!


Надо с этим бой начать –
А то начнет разбойничать!» [2]



Публикацию подготовил
О.Терентьев


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:


[1] В.С.Высоцкий. Выступление в МГУ, 28.10.1978

[2] В.С.Высоцкий. Запись на киностудии имени Горького, 1974

[3] В.С.Высоцкий. Выступление в МГУ, 03.11.1978

[4] В.С.Высоцкий. Выступление в ДК «Родина», г.Химки, 1975

[5] В.С.Высоцкий. Из записей у М.Шемякина в Париже


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz