ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МИРОВ АЛЕКСАНДРА ЕВСТИГНЕЕВА

           Образ, сотканный из множества образов. «Скажи мне, на чьи стихи ты пишешь музыку, и я скажу, кто ты». Примерно такой вопрос я задал автору музыки тридцати прекрасных песен Александру Евстигнееву, а еще попросил назвать самое главное для него в любимых поэтах. Вот ответ.
           Новелла Матвеева – романтика и мудрость, невероятная мечтательность. Николай Рубцов – русская душа. Игорь Северянин – очень эпатажный. Николай Гумилев – моряк, поэт и воин. Владимир Войнович – ироническая философия.
           Поставьте теперь вместо всех этих фамилий одну – Евстигнеев, добавьте, по настоянию самого Александра, авантюризм — и вы получите в некотором приближении его образ, точнее ту модель, к которой сам он стремится.
           Химик, выпускник Менделеевского института, восемь лет проработал конструктором. Сейчас – художественный руководитель Клуба самодеятельной песни МИРЭА и вот уже двадцать лет руководитель гитарной школы (в народе – «Школы Евстигнеева»), руководитель потрясающего музыкального ансамбля – квинтета «Девятнашка». Горный турист, обаятельный исполнитель авторских песен, аранжировщик, дипломированный режиссер…
           Каждый художник – это мир. Но зачем нам знать все эти подробности про музыканта, который пишет музыку на чужие стихи? Что лежит в основе процесса сочинения музыки песни? «Услышать мелодию стиха, – цитирует Евстигнеев Александра Суханова. – Когда я беру в руки гитару и открываю поэтический сборник, конечно, я всегда иду от стиха – от его смысла. Я иду от смысла, но не слепо за ним. В этом и проявляется личностный вклад автора музыки в новый, качественно отличающийся от стихов продукт, который называется песня».
           Вот и ответ на первый вопрос – «Зачем?». Дело не просто в мелодии стиха. Каждый художник – в самом общем смысле этого понятия – это необъятный и неповторимый мир. Его он выражает в своем творчестве. Чем богаче личность музыканта, чем больше точек соприкосновения с жизнью, тем скорее ощутит он суть произведения другой богатой личности – поэта, тем скорее возникнет у него потребность музыкально выразить себя через поэзию, вызвавшую резонанс в его душе.
           Получается, что хорошая песня – это пересечение двух миров, все остальное – ремесло.
           О пользе авантюризма. «В своем творчестве музыкант прежде всего реализует то, что дано ему от Бога, – считает Александр. – Но в равной степени он пытается воплотить себя в том, в чем пока еще не смог проявиться, сделать то, чего еще никому не удавалось, совершить невозможное. А ведь сделать что-то наперекор всему – это уже авантюризм».
           Пример тому – песня на стихи Н. Рубцова «Неизвестный». Стихи очень нравились, но были они какие-то ломкие, непесенные. «А ты наступи себе на горлышко», – посоветовал друг. Решился, попробовал – и получилась песня, странная и ломкая, но цельная и настоящая.
           Как примеры своих творческих удач приводит Александр песни «Река» (ст. В. Войновича) и «Дождя так и не было» (ст. Н.Матвеевой).
           Когда поем, становимся другими. Вот уже более 20 лет Александр учит Музыке других. В его гитарной школе за это время приобщились к Песне несколько сот человек в возрасте от 14 до 70 лет. «Я убежден, что собственно игра на гитаре и пение под нее – лишь маленькая часть процесса познания, в котором мне выпало счастье быть учителем для этих людей, – говорит Евстигнеев. – Я слушаю их, смотрю, чем они дышат… Через какое-то время, позанимавшись в моей школе, научившись слушать других и выражать себя, походив на концерты, поездив на песенные фестивали, ощутив силу свободного общения, люди становятся другими. Но счастлив и я – рядом с ними я получаю так много».
           Где спрятаны ключи от тайны… «Я нигде не учился раскладывать мелодию на голоса. Эту науку я постигал интуитивно. Почему здесь должны петь четверо, а здесь двое или один? Услышать и понять это непросто. В этом есть какая-то тайна. Есть люди с музыкальным образованием, которые все делают вроде бы правильно, а раскладка выходит механистической, неинтересной. А у кого-то, не окончившего даже курсов, все получается гармонично и волнующе, потому что все у него проходит через сердце…»
           Музыка человеческих отношений. «Песня – такой музыкальный жанр, в котором человек всегда впереди всего. Руководитель ансамбля должен так проработать каждую исполняемую вещь, чтобы все партии соответствовали не только вокальным данным певцов, но и их внешности и характеру. Каждая песня – маленькая пьеса со своим сюжетом и своими героями…»

           …О песне можно говорить бесконечно. Но все может произойти гораздо быстрее. Придите на концерт Александра Евстигнеева. Он выйдет на сцену, и в тот же миг вы попадете в плен его ослепительной белозубой улыбки.
           И в тот же миг вам все станет ясно без слов.

Сергей КРЫЛОВ

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz