«БЕЛЫЙ ВАЛЬС», или «ТОЧКА ОТСЧЁТА»


           К своему стыду, не видел я этого фильма, поэтому ограничусь комментариями [1]:
           «Так случилось – мужчины ушли…» имела названия «Мы вас ждем», «Песня ожидания». Вошла в к/ф «Точка отсчета».
           «Затяжной прыжок» вошла в к/ф «Точка отсчета».
           «Белый вальс…» написана для к/ф «Точка отсчета» (сценарий имел назв. «Белый вальс»), не вошла…»

О.Терентьев


           « Когда вы будете в Минске?» —
           Вы знаете, я не могу вам сказать.
           Я знаю только одно: что почти всегда, когда начинается новая картина Турова Виктора или еще моих друзей, ребят здесь, на Беларусьфильме, я всегда сюда приезжаю,  и они всегда предлагают мне что-то написать.
           Вот сейчас выйдет фильм новый Виктора Турова, который называется не то «Взлет»…
           По-моему, еще одно у него название – «Белый вальс».
           Там будут звучать три моих вещи. Они прежние, но их почти никто не знает из-за того, что я их писал для пластинки.
           Причем две из них будут исполняться моей супругой, моей женой. Она будет петь эти песни в этой картине.
           Мы записали этот диск пять лет назад и все воюем, чтобы он вышел, – он никак не выйдет.
           Но как я говорю, ничто не исчезает по закону сохранения энергии» [2].
            «Значит, Витя Туров взял из этого диска несколько песен, причем две из них исполняет Марина Влади на русском языке.  Мои стихи, мои песни. И они будут звучать  в этой новой его картине, которая, по-моему, называется «Белый вальс».
           Я очень рекомендую ее поглядеть. Не из-за того, что там звучат мои песни, а, по-моему, просто очень удачно сделана о современных десантниках картина.
           Сценарий написал тоже мой близкий друг, с которым я даже в школе учился.
           Вообще я предпочитаю работать кланами со своими друзьями. Тогда это всегда легче, и тогда ты можешь надеяться на то, что песня выйдет в том виде, в котором она была написана» [3].


***


«Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока…
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зерна –
Эти слезы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.


Мы вас ждем – торопите коней!
В добрый час! В добрый час! В добрый час.
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам

спины…

А потом возвращайтесь скорей:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.


Мы в высоких живем теремах –
Хода нет никому в эти зданья:
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселились в домах.

Потеряла и свежесть, и прелесть
Белизна ненадетых рубах.
Даже прежние песни приелись
И навязли в зубах.


Мы вас ждем, торопитесь скорей!
В добрый час! В добрый час! В добрый час.
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам

спины…

А потом возвращайтесь назад:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.


Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых – любых!..
Лишь бы не пустота похоронных!
Не известия в них…


Мы вас ждем, торопите коней!
В добрый час! В добрый час! В добрый час.
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам

спины…

А потом возвращайтесь скорей:
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины» [4].


***


«Хорошо, что за ревом не слышалось звука,
Что с позором своим был один на один.
Я замешкался возле открытого люка –
и забыл пристегнуть карабин.

Мне инструктор помог. И коленом – пинок —
Перейти этой слабости грань!
За обычное наше: «Смелее, сынок!»
Принял я его сонную брань.


И оборвали крик мой,
И обожгли мне щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И звук обратно в печень мне
Вогнали вновь на вдохе
Веселые, беспечные
Воздушные потоки.


Я попал к ним в умелые, цепкие руки:
Мнут, швыряют меня – что хотят, то творят!
И с готовностью невероятные трюки
Выполняю шутя – все подряд!

Есть ли в этом паденье какой-то резон
Я узнаю потом. А пока —
То валился в лицо мне земной горизонт,
То шарахались вниз облака.


И оборвали крик мой,
И выбривали щеки
Холодной острой бритвой
Восходящие потоки.
И кровь вгоняли в печень мне,
Упрямы и жестоки,
Невидимые встречные
Воздушные потоки.


Но рванул я кольцо на одном вдохновенье,
Как рубаху от ворота или чеку.
Все же я по ошибке в свободном паденье
Пролетел восемнадцать секунд.

А теперь – некрасив я, горбат с двух сторон:
В каждом горбе – спасительный шелк.
Я на цель устремлен, и влюблен, и влюблен
В затяжной, неслучайный прыжок!


И обрывают крик мой,
И обривают щеки.
Холодной острой бритвой
Скользят по мне потоки.
И задувают в печень мне
На выдохе и вдохе
Бездушные, но вечные
Воздушные потоки.


Я лечу! – Треугольники, ромбы, квадраты
Проявляются в реки, озера, луга.
Только воздух густеет, твердеет, проклятый! –
Он мне враг – парашютный слуга!

А машина уже на посадку идет,
В землю сплюнув в отчаянье мной.
Буду я на земле раньше, чем самолет,
Потому что прыжок – затяжной.


И обрывают крик мой,
И обривают щеки.
Тупой холодной бритвой
Скребут по мне потоки.
На мне мешки заплечные,
Встречаю руки в боки -
Шальные, быстротечные
Воздушные потоки.


Беспримерный прыжок из глубин стратосферы!…
По сигналу: «Пошел!» — я шагнул в никуда.
За невидимой тенью безликой химеры,
За свободным паденьем – айда!

Я пробьюсь сквозь воздушную ватную тьму,
Хоть условья паденья не те!
Даже падать свободно нельзя, потому,
Что мы падаем не в пустоте!


И обрывают крик мой,
И обривают щеки…
У горла старой бритвой
Уже снуют потоки.
Но жгут костры, как свечи мне, —
Я приземлюсь – и в шоке
Прямые, безупречные
Воздушные потоки.


Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно:
«Не тяни за кольцо! Скоро легкость придет!..»
До земли двести метров – сейчас будет поздно!..
Ветер врет! Обязательно врет!

Стропы рвут меня вверх. Выстрел купола – стоп!
И как не было этих минут!
Нет свободных падений с высот, но зато
Есть свобода раскрыть парашют!


Мне охлаждают щеки
И открывают веки…
Исполнены потоки
Забот о человеке.
Глазею ввысь печально я —
Там звезды одиноки, —
И пью горизонтальные
Воздушные потоки [4].


***


Какой был бал! Накал движенья, звука, нервов!
Сердца стучали на три счета вместо двух.
К тому же дамы приглашали кавалеров
На белый вальс традиционный – и захватывало дух.

Ты сам, хотя танцуешь с горем пополам,
Давно решился пригласить ее одну…
Но вечно надо отлучаться по делам –
Спешить на помощь, собираться на войну.

И вот все ближе, все реальней становясь,
Она, к которой подойти намеревался,
Идет сама, чтоб пригласить тебя на вальс, -
И кровь в виски твои стучится в ритме вальса.


Если петь без души –

вылетает из уст белый звук.

Если строки ритмичны без рифмы,

тогда говорят: белый стих.

Если все цвета радуги снова сложить –

будет свет, белый свет.

Если все в мире вальсы сольются в один –

будет вальс, белый вальс.


Был белый вальс – конец сомненья маловеров
И завершенье юных снов, забав, утех.
Сегодня дамы приглашали кавалеров –
Не потому, не потому, что мало храбрости у тех.

Возведены на время бала в званье дам,
И кружит головы нам вальс, как в старину.
Партерам скоро отлучаться по делам –
Спешить на помощь, собираться на войну.

Белее снега, белый вальс, кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше не прервался!
Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, —
И ты был бел – бледнее стен, белее вальса.


Ты внешне спокоен средь шумного бала,
Но тень за тобою тебя выдавала –
Металась, ломалась, дрожала  она

в зыбком свете свечей.

И бережно держа, и бешено кружа,
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, –
Не стой же ты руки сложа

сам не свой,
сам не свой и – ничей!


Если петь без души –

вылетает из уст белый звук.

Если строки ритмичны без рифмы,

тогда говорят: белый стих.

Если все цвета радуги снова сложить –

будет свет, белый свет.

Если все в мире вальсы сольются в один –

будет вальс, белый вальс.


Где б ни был бал – в лицее, в Доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе – как тебе везло! –
В России дамы приглашали кавалеров
Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.

Потупя взоры, не смотря по сторонам,
Через отчаянье, молчанье, тишину,
Спешила женщина прийти на помощь к нам —
И пел бальный зал величиной во всю страну.

Во всю страну.


Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, —
Припомни этот белый зал – и улыбнешься.
Век будут ждать тебя – и с моря и с небес –
И пригласят на белый вальс, когда вернешься.


Если петь без души –

вылетает из уст белый звук.

Если строки ритмичны без рифмы,

тогда говорят: белый стих.

Если все цвета радуги вместе сложить –

будет свет, белый свет.

Если все в мире вальсы сольются в один –

будет вальс, белый вальс [5].


           «Значит, что я считаю.
           Конечно, ты под это никак не можешь, Витюша.
           Это нужно обязательно, чтобы композитор взял.
           Вот. Самое точное вот что я тебе говорю: самое точное – это… Или пускай он выберет, что ему понравится и сделает все три куплета так.
           Ты сам мне должен позвонить и сказать, какой тебя больше устраивает припев, потому что я тогда чуть-чуть поменяю мелодию.
           Ты понял меня, Витя?!
           Ну вот. Сейчас я тебе постараюсь записать остальные…» [5].


ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:


[1] Владимир Высоцкий. Сочинения в двух томах. М.: «Художественная литература», 1990 г.

[2] В.С.Высоцкий. Выступление в ГипроНИИводхозе, Минск, 30.08.1979 года (17 часов 30 минут)

[3] В.С.Высоцкий. Выступление в ГипроНИИводхозе, Минск, 30.08.1979 года (19 часов 00 минут)

[4] В.С.Высоцкий. Из записей у К.Мустафиди

[5] В.С.Высоцкий. Звуковое письмо Виктору Турову


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz