Александр Гордийчук,
Украина, г. Кременец
Тернопольской обл.

ВЫ ПИШИТЕ,
ВЫ ПИШИТЕ,
ВАМ ЗАЧТЁТСЯ…


           В огромном, неиссякаемом и бурном потоке всего ранее написанного и пишущегося в последнее время о Владимире Высоцком, именуемом для краткости «Высоцкианой», можно обнаружить, как в речке в половодье, разное и всякое — от действительно ценных и нужных вещей, до всевозможного хлама и мусора и навоза (последний, однако, в определённых условиях и для определённых целей как в жизни, так и в литературе — необходим тоже…)
           Естественно, что в глухой и безнадёжной провинции, вдали от шума городского и сияющих вечерних огней «очагов культуры», уследить за всеми новинками и «ухватить» их — невозможно. На это, кстати, не токмо аз, мизерный и грешный, и подобные мне сетуют, но и сам целый ГКЦМ В.С.Высоцкого, с его куда более широкими возможностями — и у него до многих книг, газет и журналов тоже руки не доходят.
           Ябедничать, стучать и наушничать — оно, конечно, нехорошо. Однако, бывают случаи, когда сопеть и молчать в тряпочку тоже нельзя. Посему даю наводку для очередного возможного судебного иска (ежели таковой сможет восстановить справедливость и попранные права) наследникам Высоцкого, а заодно и Б.Окуджавы, Ю.Визбора, М.Анчарова, А.Галича и доброго десятка других авторов.
           В 2003 г. донецкое издательство с хитро-шпионским названием ООО ПКФ «БАО», находящееся по адресу: 83114, Украина, Донецк, ул. Университетская, 96, выпустило, тиражом 15000 экз. сборник «Любимые песни». Составил его некто Завязкин Олег Владимирович. Донбасс, как известно, «порожняк», а заодно и «пургу» — не гонит. Для «иностранцев» за Хутором Михайловским донецкая хватка и нахрапистость в высших эшелонах власти и разных прочих сферах, возможно, — внове, для нас же, аборигенов и туземцев, живущих на Украине (теперь принято говорить и писать — в Украине), сему факту давно уже никто не удивляется.
           Представитель «донецких», скорее всего, станет в 2004 г. следующим президентом «суверенной и независимой» Украины, практически вся экономика которой давно и надёжно подмята под себя «старшим братом» (патриотически продвинутые издания и индивиды упорно именуют его «младшей сестрой»).
           Но будь ты хоть негром преклонных годов, надо всё же иметь хотя бы малейшее понятие о порядочности, совести и прочих вышедших из моды вещах…
           Предваряет сей труд, в котором «представлены песни (числом — 400. — А.Г.), вошедшие с нами в ХХI век», донельзя строгое внушение-предупреждение: «Все права на книгу находятся под охраной издателей. Ни одна часть данного издания, включая название (весьма свежее и оригинальное, чего там. — А.Г.) и художественное оформление, не может перерабатываться, переиздаваться (?), ксерокопироваться (??), репродуцироваться или множиться (???) каким-либо иным способом» (с. 2). Добавить бы ещё «читаться и исполняться» — и был бы полный ажур.
           Если же мы всё же рискнём и, дрожа и озираясь от страха быть уличёнными в интеллектуальном пиратстве, раскроем этот шедевр издательско-полиграфической мысли, то с удивлением обнаружим в нём 20 (двадцать) произведений В.С.Высоцкого — впору отдельную книжку издать!.. Не меньше там стихов и песен Б.Ш.Окуджавы и других представителей авторской песни.
           Обворованными остались также мастодонты и зубры советской официальной песни «Исаковский, Матусовский, Долматовский» и проч., создатели детских «хитов» прошлых лет типа «Чунга-Чанга», «Пропала собака», «Пусть всегда будет солнце» и др.
           Ни на одной странице книги хотя бы малейшего намёка на авторов слов и музыки (а песен в ней, повторяю, — 400) — нет
           Годом раньше это же издательство, руководствуясь теми же принципами, тиражом 30 тыс. экз. выпустило сборник «Городской шансон». В последние годы восстановлено авторство многих песен, считавшихся «народными» (Г.Горбовский, Ю.Алешковский и др.). В данной книге это упорно не желают замечать и учитывать — все произведения — анонимны.
           Высоцкому здесь повезло больше, из его произведений тут находим только «Правда ведь, обидно…» (с. 128). Вы, господа, «забываете» поставить фамилию автора «Я помню чудное мгновенье…» и с таким багажом и такими замашками хотите «иттить» в Европу?.. Стыдно-с, господа.
           Не удивительно, что вас там и близко видеть не желают.
           Печально известное своим непрофессионализмом и некомпетентностью московское издательство «ЭКСМО», упорно плодящее с виду разные, а на самом деле дублирующие друг друга сборники В.Высоцкого, выпустило, в серии «Антология сатиры и юмора России ХХ века», том «Владимир Высоцкий» (2003 г., тир. 10000 экз.). Составил книгу Ю.Н.Кушак. В редколлегию серии входят известные и уважаемые люди — А.Арканов, Н.Богословский, В.Войнович, В.Новиков, Б.Сарнов и др. Всё бы оно ничего, да вот никак не понятно, а какое, собственно, отношение к сатире, а тем более к юмору, имеют такие насквозь трагические и мировозренчески-философские вещи как «Песня о госпитале» (с. 53-54), «Песня о нейтральной полосе» (с. 64-65), «Гололёд» (с. 106), «Корабли постоят…» (с. 107), «Банька по-белому» (с. 163-164), «Бег иноходца» (с. 217-218) и множество других?..
           На сегодняшний день мне известно 18 выпусков «Белорусские страницы» (Минск, 2002 — 2003). Конечно, далеко не всё в этих, составленных главным образом В.Шакало и изданных «с помощью множительного аппарата» тиражом 150 — 200 экз., книгах, равноценно, удачно и безошибочно. Однако все они, включая и работы В.Тучина, вовсе не заслуживают той язвительно-уничижительной критики, каковой подвергнуты на страницах альманаха «Мир Высоцкого» (вып. V, с. 609-610; вып. VI, с. 382-384).
           В этих работах рассеяна масса очень любопытных, важных и существенных фактов, замечаний, уточнений, пояснений, предположений, относящихся к тем или иным моментам биографии и творческого наследия Владимира Высоцкого. Они могут очень много дать внимательному, заинтересованному и (это — главное!) маломальски подготовленному читателю, способному «продраться» («Мир Высоцкого», вып. VI, с. 384) сквозь текст, чего, видимо, рецензент альманаха сделать не захотел или попросту не смог.
           Слова «великий», «гениальный», «эпохальный», «исторический» и проч. у многих людей сталинско-брежневско-хрущёвских поколений давно и навеки, с детсадовских времён, въелись в печёнки и вызывают лишь стойкую изжогу и «частую икоту». Автор этих слов везде и всюду стремится следовать пожеланию одного из героев Анчарова: «Девушка, не надо слов из «Комсомольской правды». Герою же Ремарка, помнится, в добавление к вышеупомянутым, не нравилось ещё и выражение «свершилось».
           Нынче же, однако, тенденция такова, что человек, которого 20 лет назад власти на дух не переносили, сегодня преспокойно и по праву фигурирует в десятках изданий типа: Рыжов К.В. 100 великих россиян. — М.: Вече, 2000. — с. 557-561; 2000 великих людей. — Харьков: Торсинг, 2001. — с. 87; Скляренко В.М., Таболкина Т.Б. 100 знаменитых актёров. — Харьков: Фолио, 2002. — с. 349-355; Великие музыканты ХХ века / Авт.-сост. Д.Е.Сидорович. — М.: Мартин, 2003. — с. 57-70 и др.
           Так что сбылось ещё одно пророчество Высоцкого:

«Мало, что ты гениальный! —
Мы не глупее небось!»

           Одними из лучших изданий Высоцкианы последних лет по праву следует считать две книги. Это «Высоцкий в Троицке. Вокруг «неизвестного» выступления» (Троицк: Студия «Вагант» — Фонд «Байтик», 2002, тир. 3000 экз. Авт.-сост. К.П.Рязанов). Данную книгу, видимо, следует принять за эталон в ряду себе подобных — как по содержательности изложения, привлечению максимально возможного количества воспоминаний и свидетельств очевидцев, источников, так и по внешнему оформлению и высокому качеству фотоснимков, многие из которых кругу любителей неизвестны.
           Не меньший интерес вызывают и воспоминания Д.Карапетяна «Владимир Высоцкий, Между словом и славой» (М.: Захаров, 2002, тир. 15000 экз.). Не одному же только В.Золотухину ежегодно по несколько раз издавать-переиздавать свои дневники… Автор — из когорты настоящих, старинных друзей Владимира Высоцкого, а не из тех, кто пытается выдать себя за таковых.
           Добротно, профессионально и удобочитаемо написаны статьи А.В.Кулагина, составившие его сборник «Высоцкий и другие» (М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002, тир 1000 экз.). Интересна попытка воссоздать психологический портрет Владимира Семёновича, исходя из его творчества (Батов В.И. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества.  – М.: Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии; Международная педагогическая академия, 2002, тир. 1000 экз.). Найдёт своего читателя и составленный Е.И.Кузнецовой сборник Владимир Высоцкий в «зеркале» критики: роли в театре и кино». — М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2003)
           В заключение хочу призвать всех, кто в состоянии это сделать, собраться с мыслями и силами и написать о «своём Высоцком», ибо время не терпит. Грустный пример Всеволода Абдулова, так и не успевшего высказаться, — у всех перед глазами…


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2003



Hosted by uCoz