ПРО ЗНАТОКОВ И ДРУГИХ
(у телеэкрана)

           <...> Жеглов мастер подбирать ключики к чужим душам.
           В.Высоцкий в роли Глеба Жеглова - безусловно удача фильма, образ сложный и неожиданный. Когда он кроток, это подвох, если ласков, то зловеще, в торжественной фразе обязательно отыграется ирония. А потом, на ровном месте, во всю силу мужского характера вдруг вспыхнет сокрушительная ярость. Немудрено, что с таким диапазоном эмоций и человеческих проявлений у него к каждому подследственному и подозреваемому свой подход. Он даже переигрывает, упиваясь возможностью беседовать на чужом языке. При этом, к вящему изумлению напарника своего Шарапова, он как будто по-своему любит этих «заблудших овечек», уголовную эту мелюзгу, в отличие от матерых хищников с тяжелыми пистолетами - тех Жеглов берет на мушку холодно и точно.
           Но вот беда - он ошибся, всесильный Жеглов. Единственный, с кем он говорил собственными словами, не церемонясь, единственный, в чьей вине был уверен на все сто процентов, оказался жертвой подлога. Два первых допроса врача Груздева (С.Юрский) - интересные образцы драматического актерского дуэта, причем чисто телевизионного, с эффектом сиюминутности. Но не только в этом проявилась самобытность трактовки человеческих характеров в картине...
           В романе подчеркивалось настойчиво и не раз, что Жеглов поступает неправильно. Но много ли мы назовем таких героев - и в жизни, и в искусстве, - что поступали всегда правильно, из тех, кто запомнился и даже стал фигурой для подражания...
           Актер и режиссер не поверили в «отрицательного» Жеглова. Неправоту его по части юридической этики они расценили как неизбежные издержки могучего характера. Сегодня, должно быть, он выглядел бы немного странно среди милицейских лейтенантов с университетскими значками, с конспектами по социальной психологии. За ними, надо надеяться, будущее, за такими, как Шарапов. Но чему-то, думается, и они смогут поучиться у Жеглова...
           В.Высоцкий не столько оправдывает своего героя, сколько показывает истоки этой душевной косины: она от нетерпения сердца, от желания сразу же, мигом, обогреть сирых, приласкать обманутых и поквитаться с обидчиками. Это, положим, не извиняет его, но объясняет убедительно.

В.Демин,
кандидат искусствоведения.
«Правда», 17 декабря 1979г.


ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ - КРУПНЫМ ПЛАНОМ

           «Дорогая редакция! Пишут две подруги, Оля Чеснокова и Наташа Чертополохова. После того, как мы посмотрели фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором играл Владимир Высоцкий, нам захотелось больше узнать о его творчестве.
           Заранее благодарны вам».

           «Сейчас, сейчас» - кивает нам, нетерпеливым зрителям, с экрана молодой человек в черном свитере и потертых джинсах. «Сейчас вам будет показана забавная история некоего симпатичного мистера Мак-Кинли, из которой каждый сделает выводы по своему разумению...»
           Человек в джинсах - Владимир Высоцкий. Его «уличный певец» наделен в фильме размышлениями вслух - публицистические призывы и философские песенки-баллады непосредственно обращены к зрителю.
           Вот так и в театре на Таганке выходит он, еще не воплотившись в Гамлета, на авансцену с гитарой лицом к лицу к зрителю, чтобы выкрикнуть, выплеснуть на пределе своеобразный «запев» спектакля.
           ...Когда-то, лет десять назад, Владимир Высоцкий приезжал в Архангельск и выступал в студенческих аудиториях. Выходим скромно и просто, словно вовсе и не актер: небольшого роста, невыигрышная «неактерская» внешность, серьезное неулыбчивое лицо без желания нравиться, скорее - наоборот. Энергично ударял по струнам гитары и... начинал. И были в этом голосе надежность, мужественность, сила. Подкупала не необычная форма исполнения, а внутренняя актерская страсть и художественный азарт, подкупала мысль, ради которой и рождалась его любая песня.
           Высоцкого уже знали все. Уже «крутили» повсюду его пластинки, гонялись за записями его песен из кинофильма «Вертикаль», которые, кстати сказать, окрасили его особой романтикой альпинизма и где сам Высоцкий был ее олицетворением на экране.
           «Карьера Димы Горина», «713» просит посадку», «Штрафной удар», «На завтрашней улице», «Я родом из детства», «Живые и мертвые», «Короткие встречи», «Служили два товарища», «Хозяин тайги» - «послужной» список фильмов с его участием не так уж и мал. Но все они связаны в большей степени с его песенным, чем актерским творчеством. Тем временем на театральной сцене он появлялся то в роли Галилея, то Хлопуши в «Пугачеве», либо матроса-анархиста в «Десяти днях, которые потрясли мир».
           И в то же время рождались песни о войне - «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Песня о земле»... Они не случайны в его творчестве. Не зная войны, он знал о ней от отца - бывшего связиста, который вошел одним из первых в Берлин, от своего дяди офицера. С этой темой он пришел и в новый фильм «Четвертый» по сценарию К.Симонова, где его герой - бывший солдат, изменивший своему прошлому, вновь обретает веру и себя и становится «четвертым» в строю погибших друзей. Здесь уже было заметно качество актера психологического, актера «театра переживания».
           Актер разносторонний, Высоцкий легко переходит границы из «театра переживания» в театр «представления». Так было и в музыкально-драматическом «Сказе про то, как царь Петр арапа женил», где он сыграл главную роль Ибрагима Ганнибала, и в психологической ленте «Единственная», в которой роль руководителя провинциального музыкального кружка решена им в стиле фарса, пародии. И уж совсем неожиданно и смело было исполнение Высоцким роли фон-Корена в экранизации чеховской повести «Дуэль» - в фильме «Плохой хороший человек».
           В его характере немало привлекательного - сила воли, научная целеустремленность, энергия, трудолюбие. Но под маской «положительности» в его герое скрывается человек, отрицающий гуманистическую мораль, увлеченный маниакальной идеей - уничтожения слабых во имя «улучшения человеческой породы». Но его убеждения и сила терпят в финале поражение.
           В сущности Высоцкий продолжил ту же тему слабости сильных в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (режиссер С.Говорухин, сценарий братьев А. и Г.Вайнеров).
           Кто он, этот Жеглов, начальник отдела МУРа? Сильная, уверенная личность. У него цепкий ум, профессионализм, помогающий ему в любой критической ситуации. Жеглов Высоцкого энергичен, четок в движениях, крепок и подтянут. Актер снова играет силу и убеждение. Только нередко эта сила оборачивается слабостью, а убеждение и уверенность в своей правоте оказываются сомнительными.
           Арестован невинный человек, но вины за собой Жеглов не чувствует, он тщательно скрывает от нас ее; чтобы «уличить» вора, он сам подсовывает ему в карман кошелек с деньгами; дает «урок» Шарапову - прячет его документы к себе в сейф, и мы в недоумении... И готовы уже возненавидеть этого энергичного, делового человека, как тот снова опрокидывает наше представление о нем, когда, жертвуя своей жизнью, бросается на спасение того же Шарапова. И как же обаятельно мужествен Жеглов Высоцкого!
           Только в финале у трупа убитого им Левченко вглядываемся в лицо Жеглова и спрашиваем вместе с Шараповым: кому и зачем нужна эта сила, направленная на добро, но превращающаяся во зло? И уж не знаем, как быть, как оценить этот характер - противоречивый и сложный, сыгранный Высоцким с таким блеском, мастерством и с таким пониманием его правды. И тяжело от сознания, что в последних кадрах Жеглов и Шарапов уже не вместе.
           И думаешь о Высоцком. О том, насколько, оказывается, широки его творческие возможности. И сожалеешь, что экран не реализует их в полную меру, что так редко достаются образы актеру с подобной сложностью, где, наверное, и лежит нерв его будущих свершений. Но веришь в Высоцкого. В его творческие силы. Бывает так, что актер богаче всех ролей, им сыгранных, хотя мы узнаем его только по этим ролям. Только в них живет он в нашем сознании. Таков Высоцкий, художник активный, ищущий реализации своих внутренних ресурсов везде - в театре, кинематографе, на телевидении, в песенном творчестве!

Т.Семенова
«Северный комсомолец» (Архангельск),
8 февраля 1980 г.


ГЛЕБ ЖЕГЛОВ - ЧТО ДАЛЬШЕ?

           Очень хотелось бы прочитать на страницах «Юности» о последних работах киноактера Владимира Высоцкого.

И.ГУЩИНА, учащаяся

           В прошедшем недавно по первой программе телевидения многосерийном художественном фильме Одесской киностудии «Место встречи изменить нельзя» В.Высоцкий сыграл главную роль - капитана милиции, начальника отдела по борьбе с бандитизмом Глеба Жеглова. Роль получилась необычной, выделяющейся силой внутреннего драматизма и глубиной главной мысли, выраженной фильмом, - мысли о высоком долге сохранения человечности в себе, когда не на жизнь, а на смерть борешься с бесчеловечностью других.
           Главным в фильме стал не только спор гуманизма, милосердия, веры в людей молодого сотрудника милиции Шарапова (В.Конкин) с ожесточенной непримиримостью Жеглова к преступникам и подозреваемым, но и трагедия самого Жеглова, утратившего тот градус человечности, без которого невозможно защищать законность. А ведь защита закона и есть главное дело его жизни.
           Таким образом, драматургический центр картины сместился внутрь образа Жеглова, вся нагрузка выражения главной мысли фильма легла на В.Высоцкого в силу того, что он значительно расширил и обогатил роль своеобразием своей личности. Это, пожалуй, первый случай в киноактерской биографии В.Высоцкого, когда его человеческая личность прорвалась на экран в такой полноте.
           Сейчас на «Мосфильме» М.А.Швейцер по своему сценарию снимает трехсерийный телевизионный фильм «Маленькие трагедии» по мотивам произведений А.С.Пушкина. Фильм будет представлять собой своеобразную интерпретацию огромной части творческого наследия А.С.Пушкина. В сюжетное пространство фильма, кроме собственно «Маленьких трагедий», вошли своими мотивами и «Повести Белкина», и «Египетские ночи», и «Гости съезжались на дачу...». Судя по сценарию, режиссер сумел выделить и проследить в творчестве великого поэта такие тематические пласты, которые тот разрабатывал на протяжении всего своего творческого пути - своеобразные «проклятые вопросы», неотступно мучившие художническое «я» поэта. В этой трехсерийной телевизионной картине роль Дон Гуана будет сыграна В.Высоцким. Приглашение М.Швейцером на роль Дон Гуана В.Высоцкого - это еще один шаг на пути давнего творческого содружества, соавторства этих двух мастеров. В последнем фильме М.Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» В.Высоцкий сыграл роль уличного певца, для этой роли им были написаны по заказу режиссера девять баллад (в фильм вошли только две).
           В.Высоцкий, в какой бы роли он ни появился перед нами в очередной раз, всегда в сущности говорит с нами об одном и играет всегда одно: свою концепцию человеческой личности, свое мироощущение, свое понимание силы и красоты человеческого духа. Угадывается это и в его Дон Гуане.
           Пока все это на съемочной площадке, но через несколько месяцев фильму предстоит встреча с телезрителями. Они смогут увидеть В.Высоцкого на экране в третьей серии, и эта встреча с ним покажется любителям его творчества короткой. Они с нетерпением будут ждать его новых киноролей, достойных его человеческого дарования и соразмерных ему.

А.Качура
«Черноморская здравница» (Сочи),
26 марта 1980 г.


Ведущий рубрики
Вадим Дузь-Крятченко

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1996



Hosted by uCoz