ЕГО
ТЯНУЛА К СЕБЕ ВЕЧНОСТЬ...
Дмитрий
Михайлович Краснопевцев
родился в июне 1925 года в Москве, учился в московской школе, окончил
Московский государственный художественный институт, но официальным художником,
представителем соцреализма никогда бы не смог стать -
не захотел бы.
Поэтому
жизнь долгие годы была трудной, как у тех, великих, которые предпочитали жить
на чердаках и впроголодь, нежели стремиться на тот сомнительный Олимп, где
царят известность и благоденствие.
Он
всегда шёл по собственной дороге, и я почти не знаю людей, похожих на Дмитрия Краснопевцева - мастера, художника, философа, человека.
Чистый
как горный хрусталь, без вкраплений иной породы... добрый ко многим, к очень
многим... неравнодушный и бедам человеческим... чуждый осуждениям... влюблённый
одну женщину, в свою жену Лилю... И - красивый, изящный, трогательно
естественный.
Его
картины, долгие годы не принимаемые теми, кто
направлял тогда наше искусство, пробили себе дорогу в жизнь. И ныне понять Краснопевцева может всякий мыслящий человек, а задуматься
над ними - почти каждый.
Его
тянула к себе Вечность, Успокоение. Заставляла грустить человеческая
разобщённость. Радовали же красивые раковины, диковинные камни, выразительные деревья,
протягивающие ветви куда-то ввысь.
...На
картине - соломенная шляпа. Старая, примятая, она положена на суковатую палку,
какие помогают старикам при ходьбе. Рядом - книга, стародавняя. Старик еще
вернётся: две бабочки летают над шляпой, летние – живые.
...На
картине - сосуд из римского стекла. Оттуда свешивается стебель с тремя
листочками. Фон - белый прямоугольник...
...На
картине - роза в римском сосуде. Эту розу Краснопевцев
увидел у нас дома, в Столешниковом переулке. Тогда
она была живой и цветущей, но он дождался, когда роза засохла, и сказал: «Дайте
мне её порисовать». Ей сорок лет, и она по-своему прекрасна: художник продлил
ей жизнь на многие лета.
...На
картине - крест из сучков. Они проросли, на них появились зелёные листочки.
Свежие листочки на, казалось, бы давно умерших сучках:
чудо, в которое не перестаёт верить человечество...
Бог
не оставил милостями художника: постоянный труд и верность высоким принципам
были вознаграждены. И вторая половина жизни Дмитрия Михайловича отмечена
международной известностью. Его картины выставлялись в
Швейцарии, Австрии, ФРГ, Франции, Англии, Италии, Бельгии, Чехословакии,
Японии. В родной России - премия «Триумф».
Первым
устроителем персональной выставки Краснопевцева на
родине стал Святослав Рихтер. Вот что писал о художнике великий пианист:
«Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним
из талантливейших художников. Его мир - мир натюрморта, выражен в серьёзном
каноне и отличается особенной, яркой индивидуальностью. Я давно являюсь его
поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его вещей в 1962 и
1975 годах. Высоко ценю его дружбу».
...На
фотографии - Владимир Высоцкий, Марина Влади и Дмитрий
Краснопевцев в квартире Рихтера. 1975 год, вторая
персональная выставка. Владимир Высоцкий и Марина Влади
внимательно смотрят, спрашивают. Художник - отвечает, объясняет... Может ли Краснопевцев что-то своё рассказать о Высоцком? Ведь они
были знакомы!
-
Да, да, мы были знакомы, встречались, общались на ты.
Я мог бы вспомнить, рассказать, но неудобно - сейчас очень уж много народу
рвётся в друзья Высоцкого...
В
этом весь Краснопевцев - неслышный, прекрасный... А
фотографию мне передала Лидия Павловна, жена художника. И она, эта фотография, частично
нарушила молчание художника: его искусством интересовался Владимир Высоцкий в
1975 году, двадцать лет назад, когда общее признание Дмитрия Краснопевцева было ещё впереди...
28
февраля 1995 года Дмитрия Михайловича не стало.
Анна
Блинова