«СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ» | ||||||
| ||||||
«Говорят, что Вы написали песню, которой в фильме не было». Спеть вам из «Арапа...»... Да, там тоже были две песни, которые не вошли в картину...» | ||||||
(МГУ, 24 декабря 1978 года) | ||||||
«Я сыграл не роль Петра I, а роль арапа... Не было такой статьи в газете. А если была, тогда претензии к «Комсомольской правде»: значит, они не правду сказали, и не комсомольскую ещё к тому же». | ||||||
(Москва, п/я у м.»Сокол», 3 мая 1979 года) | ||||||
«...Мой любимый поэт? — Пушкин, безусловно!..» | ||||||
(Глазов, Ледовый дворец спорта «Прогресс», 29 апреля 1979 года) | ||||||
Пушкин и Высоцкий. Высоцкий и Пушкин... Два величайших поэта. XIX век — век Пушкина, XX — век Высоцкого. Я никоим образом не хочу обидеть других поэтов, которые творили в XIX-XX веках. Но значимость поэта определяется, на мой взгляд, силою воздействия его произведений на разные слои современного ему общества. А если так, то нет равных Пушкину в XIX, а Высоцкому — в XX веке. Безусловно, творчество Пушкина оказало большое влияние на творчество Высоцкого. Пушкинский вещий Олег и жители Лукоморья были переселены Высоцким в «эпоху социализма», поэт-плагиатор в песне «Посещение Музы» смог написать всего «две строки», да и то своровав их у Пушкина. Актёр Высоцкий репетировал роль Пушкина в спектакле Театра на Таганке «Товарищ, верь!», дважды играл роль Дон Гуана в «Маленьких трагедиях» Пушкина — в телефильме Михаила Швейцера и радиоспектакле Анатолия Эфроса. Довелось Высоцкому сыграть и роль предка Пушкина — Ганнибала в фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Очень русский предок получился, хотя и эфиоп. Судьба России заботила его больше, чем теперешних «исконно русских» политиков. Впрочем, другого предка у Пушкина и быть не могло — иначе не стал бы он Пушкиным. И отношение властей к Пушкину и Высоцкому было схожим. Цензура «правила» Пушкина, цензура не пропускала Высоцкого. Ушли песни из «Арапа...» — слава Богу, есть магнитофоны в XX веке! А сколько потеряно безвозвратно произведений Пушкина! И слухи, слухи, слухи... Постоянное чувство присутствия соглядатая в самые сокровенные, самые интимные моменты жизни, жизнь, как под стеклом в аквариуме, — когда о каждом твоём шаге, слабости, ошибке знают все. Это как занавес в спектале «Гамлет» Театра на Таганке: множество прорезей для тех, кто хочет подсмотреть или подслушать. А если за занавесом не происходит ничего интересного, то можно и самому придумать какую-нибудь гадость. Так поступали с Пушкиным, так поступали и с Высоцким. Не потому ли так мало живут поэты в России?! | ||||||
Олег Терентьев | ||||||
В кино я приступил к съёмкам, к работе над фильмом «Арап Петра Великого». В основном, конечно, Пушкин, но написали сценарий Фрид и Дунский. А режиссёр — Митта. Вы его знаете, он снимал фильм «Гори, гори, моя звезда», раньше — «Друг мой, Колька», недавно снял фильм «Москва — любовь моя». Но это не самое лучшее, что он снял. А вообще он очень интересный режиссёр. Дунский и Фрид написали сценарий фильма «Служили два товарища». Они хотели, чтобы я играл в «Красной площади», в других фильмах по их сценариям. Они даже пишут роли для меня, но потом играют другие. В этом фильме я буду (возможно, с Валерием Золотухиным) петь мои баллады, стилизации к тому времени. Ну я сейчас их пока не могу петь, потому что у нас по договору, раньше чем вышел фильм, я не имею права их исполнять. Фрид и Дунский — прекрасные ребята, с ними очень хорошо работать. В этом фильме я играю роль арапа. Всё время меня мажут в чёрный цвет. Хотя эфиопы, они вообще не чёрные: эфиопы, они такие желтоватенькие. Они тёмные, но не чёрные. Много было скандалов. Как меня ни красить, всё равно я не похож на негра. И как там ни закрашивай, нужно вот такие губы делать. А если такие губы делать и совсем закрасить, тогда лучше негра взять, правда?! Сейчас связи международные у нас развились, поэтому можно взять негра пригласить, и он будет играть. Но весь смысл этого фильма в том, что этот человек, несмотря на то, что он чёрного цвета, он глубоко русский человек. Он просто немножечко непохож на других, и из-за этого у него всякие неприятности и коллизии. Хотя эфиопы не негроидная группа, мазали меня страшно: каждый день накладывали килограмм грима. Потом это смывается вместе с кожей. И всё время происходит конфликт между оператором и режиссёром. Режиссёр всё время хочет, чтобы я всё-таки был чёрный, оператор говорит, что это ему мешает. Вот мы снимали маленькую сценку. Приехали. Как всегда говорят, в кино никогда не опоздаешь. Я рвался, отпрашивался от спектаклей, поехал больной. Приехали мы, десять часов сидели на натуре, потом чего-то не привезли, чего-то у нас не отладилось. В результате мы сняли три метра полной ночи. По-моему, можно было даже кошку снимать вместо меня. И на этом мы разъехались. Вот такое вот кино... Сначала картина называлась «Арап Петра Великого», а теперь называется «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Я недоумевал: почему так назвали?! Но это какой-то «умный» человек там, в Комитете, придумал: что так будет про царя, а так — про арапа. Так что фильм был сделан под одним названием, а вышел под другим. Однако это тот же самый фильм и тот же самый материал. Очень был смешной случай в Ленинграде. Перед Московским вокзалом — светящееся табло, и там написано: «Арап Петра Великого», исполнитель роли Петра — Петренко». Потом Ибрагим Ганнибал — и нарисован такой чёрный человек, похожий на меня (лампочками он нарисован), и написано: «Ибрагим Ганнибал — Владимир Высоцкий». Потом вся эта надпись сдвигается, а дальше почему-то гитара проезжает по этим лампочкам. Совсем непонятно. Хотя я там не пою. ...Писал я туда песни. Их там нету, потому что не вмонтировались в картину. Такие случаи бывают у меня довольно часто. Мы предполагали, что я буду там петь, в этом кино. Но я подумал — ну чего ж я везде пою?! Надо разграничивать: пусть я пою отдельно, играю в театре отдельно, играю в кино отдельно. Вот песня из «Арапа...», которая там не состоялась. Называется она «Разбойничья песня». Там был такой эпизод, когда каторжники — между ними арап (на стапелях, на верфи это происходит), они сидят у костров, греются, дают ему даже водочки выпить. Потом долго обсуждают, говорят, что у них ему холодно, потому что в Африке жара всё время. Кто-то спрашивает: «А что, у них и озимых нету?» И так далее. И они поют в это время такую песню. | ||||||
РАЗБОЙНИЧЬЯ ПЕСНЯ | ||||||
Ах, родная сторона, Сколь в тебе ни рыскаю — Лобным местом ты красна Да верёвкой склизкою! А повешенным сам дьявол-сатана Голы пятки лижет. Ах, досада, мать честна! — Ни пожить, ни выжить! | ||||||
Ты не вой, не плачь, а смейся — Слёз-то нынче не простят. Сколь верёвочка ни вейся — Всё равно укоротят! | ||||||
Как во смутной волости Лютой, злой губернии Выпадали мулодцу Всё шипы да тернии. Он обиды зачерпнул, зачерпнул Полные пригоршни, Ну а горе, что хлебнул, — Не бывает горше. | ||||||
Пей отраву, хочь залейся! Благо денег не берут. Сколь верёвочка ни вейся — Всё равно совьёшься в кнут! | ||||||
Гонит неудачников Пу миру с котомкою, Жизнь текёт меж пальчиков Паутинкой тонкою. А которых повлекло, повлекло По лихой дороге — Гнойным ветром сволокло Прямиком в остроги. | ||||||
Тут на милость не надейся — Стиснуть зубы да терпеть! Сколь верёвочка ни вейся — Всё равно совьёшься в плеть! | ||||||
Ночью думы муторней. Плотники не мешкают — Не успеть к заутрене: Больно рано вешают. Ты об этом не жалей, не жалей, — Что тебе отсрочка?! На верёвочке твоей Нет ни узелочка. | ||||||
Лучше ляг да обогрейся — Я, мол, казни не просплю... Сколь верёвочка ни вейся, А совьёшься ты в петлю! | ||||||
* * * | ||||||
Эта песня написана для фильма. Я надеюсь, что я её спою в этом фильме. Пока ещё не знаю. Называется песня «Купола». | ||||||
КУПОЛА | ||||||
Как засмотрится мне нынче, как задышится?! Воздух крут перед грозою, крут да вязок. Что споётся мне сегодня, что услышится? Птицы вещие поют — да все из сказок. | ||||||
Птица Сирин мне радостно скалится — Веселит, зазывает из гнёзд, А напротив тоскует, печалится, Травит душу чудной Алконост. | ||||||
Словно семь заветных струн Зазвенели в свой черёд: Это птица Гамаюн Надежду подаёт! | ||||||
В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол — То ль возрадовался, то ли осерчал... Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал. | ||||||
Я стою, как перед вечною загадкою, Пред великою да сказочной страною — Перед солоно- да горько-кисло-сладкою, Голубою, родниковою, ржаною. | ||||||
Глиной чавкая жирной да ржавою, Тонут лошади по стремена, Но влекут меня сонной державою — Не Россия ли эта страна? | ||||||
Словно семь богатых лун На пути моём встаёт: То птица Гамаюн Надежду подаёт! | ||||||
Душу, сбитую утратами да тратами, Всю истёртую перекатами, Если до крови лоскут истончал, Залатаю золотыми я заплатами, Чтобы чаще Господь замечал! | ||||||
* * * | ||||||
<...> Филька, которого играет Золотухин Валерка. Он разбойник. Мы с ним едем — и наконец приехали в Россию. Ничего нет: грязь, шлагбаум... «Что это такое?» — «Это Санкт-Петербург». А там вообще ничего нет. И хотел, чтоб там была песня — вот эта вот самая «Купола». А потом хотели, чтоб там какие-то каторжники сидели и чтобы они просили: почитай, мол, «Писание». А он ходит с Платоном, говорит: «Писание?» — и взял почитал им какую-то фразу из Платона. «Во, Божье слово! — это каторжник говорит. — Не слыхал никогда!» Ну и они сидят, каторжники, и поют вот эту песню, «Разбойничью». Ничего нету! Даже этого эпизода нету, ничего. И он замолчал, потому что на него насели. А он не любит, когда на него наседают — он любит, чтоб всё было хорошо, он любит, чтоб ОНИ были довольны и все другие. А так не бывает. | ||||||
Перечень использованных фонограмм: | ||||||
| ||||||
Публикацию подготовили Александр ПЕТРАКОВ и Олег ТЕРЕНТЬЕВ |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 1999