ХУДОЖНИК И ВЛАСТЬ |
Давным-давно известно, что художник всегда, во все времена, если он не ангажирован самой властью, — антагонистичен любой власти, какой бы прогрессивной она ни была или ни казалась таковой. Но аналитиков творчества того или иного художника подстерегает опасность отождествления власти и существующего строя. И если говорить о творчестве Владимира Высоцкого в существовавших обстоятельствах, то два полюса, бывших очевидными для подавляющего числа советских людей, очевидны были и для Высоцкого: строй для него — со знаком «плюс», власть для него — со знаком «минус». Вот почему Высоцкий никогда не был антисоветчиком, вот почему он не стал диссидентом. И он не только не был противником советского строя, но, как и многие, гордился им, его достижениями. Но острота природного, естественного конфликта власть предержащих и художника находится в прямой зависимости от творческого потенциала автора. И когда художник, как Высоцкий, гениален, его произведения выходят за рамки «просто» талантливых — они становятся общечеловеческими. Безусловно, о значении, роли и месте художника на Олимпе культуры более или менее объективно будут судить только по прошествии времени. Но уже сегодня можно с большой степенью уверенности назвать Владимира Семёновича Высоцкого одним из самых, если не самым значительным поэтом 60-70-х годов ушедшего столетия. Остаётся только сожалеть, что Высоцкий поздно пришёл в поэзию и рано ушёл из жизни. Что успел, то и успел. А успел он немало... |
Сергей Зайцев,главный редактор |
Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000