НЕУЖЕЛИ ТАКОЙ
ОН НАМ НУЖЕН?

           6 октября 1999 г. в продажу поступила серия из восьми российских почтовых марок, выпущенная Издатцентром «Марка». На миниатюрах изображены: Леонид Утесов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Виктор Цой и Игорь Тальков. Помимо отдельных марок выпущен также малый лист, буклеты с каждой маркой и малым листом и брошюры, посвященные биографии каждого из певцов (автор брошюры о Высоцком – П. Я. Солдатенков). В первые три дня продажи на Московском почтамте производилось гашение филателистического материала штампом «первого дня» «Популярные певцы российской эстрады».

Марка с гашением штемпелем «Первого дня»


           Итак, исправлена несправедливость двенадцатилетней давности, когда перестраховщики встали на пути уже подготовленной к выпуску марки с портретом Высоцкого к 50-летию поэта. Казалось бы, можно радоваться. Но стoит ли? Сомневаться в этом заставляют, по крайней мере, два вопроса.
           Гашение недвусмысленно обозначает тему выпуска: «Популярные певцы российской эстрады». И сразу возникает недоумение: даже если Высоцкий действительно неоднократно выступал на эстраде – вплоть до стадионов – едва ли кто-либо из по-настоящему любящих его творчество воспринимает его прежде всего как эстрадного певца. А уж что касается Булата Окуджавы... Неплохо бы понять: как два эти имени оказались в списке эстрадных певцов?

Малый лист


           Как уже упоминалось выше, были подготовлены брошюры о каждом из изображенных на марках. Брошюра о Высоцком представляет собой выжимки из выпущенной несколькими месяцами ранее в серии «Человек-легенда» биографии Высоцкого. В предисловии к брошюре (стандартном для всех брошюр серии) поясняется, что восемь певцов были выбраны чуть ли не всенародным голосованием из списка в восемнадцать кандидатов, предварительно подготовленного отделом музыки издательства «Большая Российская Энциклопедия». Среди тех, кто не удостоился чести попасть в восьмерку, – Александр Галич, Юрий Визбор, Вадим Козин и Александр Вертинский. Бесполезно, разумеется, сейчас дискутировать на тему, кто был более достоин из восемнадцати претендентов, но существуют серьезные сомнения по поводу представительности и открытости опроса. Нет, мне действительно приходилось в свое время читать о замысле опроса, а значительно позднее – о его результатах; но вот как воздействовать на эти результаты – ни мне, ни кому-либо из известных мне любителей творчества Высоцкого узнать так и не удалось. Не лишним кажется отметить, что в предисловии к брошюрам его автор, пресс-секретарь Издатцентра «Марка» сетует на «сжатые сроки» анкетирования. А куда, интересно

Брошюра

было бы знать, спешили, если ни к какой конкретной дате выпуск серии не привязан? Смущает еще и такой аспект проблемы: первоначально, сколь мне помнится, предполагалось выпустить несколько серий: певцов, поэтов, художников. Если выпуск серии певцов российской эстрады действительно является частью данного плана, хотелось бы понять: кто определил поэтов Высоцкого, Окуджаву, Галича, Визбора в список «отдела музыки»? И не придет ли этому «регулировщику» в голову определить, скажем, Владимира Маяковского в список «Популярные чтецы российской эстрады»? А если серию поэтов все же будут выпускать, то что будут делать издатели, если им не удастся сохранить опрос в такой же тайне, как и прошедший, и достаточное количество любителей творчества Высоцкого и Окуджавы примут в нем участие? Или главное – кто будет считать?

           Второй вопрос немедленно возникает, как только брошен взгляд на плоды трудов праведных художника Бориса Илюхина. Из восьми миниатюр есть более удачные (на мой взгляд, это портреты Окуджавы и Талькова), есть менее. Может, я и пристрастен, но больше всего «повезло» именно Высоцкому. Конечно, за последние годы мы привыкли к выпуску книг, которых не касалась рука редактора и корректора, но это ведь частные дела частных издательств. Марки же – лицо государства. И если это лицо получается столь перекошенным, то хотелось бы понять, принимает ли работу художника в Издатцентре «Марка» какая-нибудь комиссия и кто вообще поручает неумейкам подобную работу?
           Неужели мы действительно обречены долгие годы повторять афоризм, обессмертивший бесталанного во всем остальном политика: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда»?

Вадим Дузь-Крятченко

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz