ОТ МОГУЧЕЙ ТАЙГИ...


           С песнями Сергея Матвеенко я познакомился в 1988 году, когда на прилавках появилась пластинка «О своём неотложном» никому не известного автора. Впрочем, стоит оговориться, что никому не известен он был в Москве и Питере, а в Сибири Сергея знали уже давно и песни его звучали на тамошних фестивалях не первый год. Пластинку я, естественно, купил (качественных записей бардов было тогда ещё очень мало, и бралось всё, что виделось), о чём впоследствии - после прослушивания - не пожалел. Более того, многие песни мне понравились всерьёз. Они цепляли - проработанной мелодикой, мощным исполнением... И, что я всегда считал самым важным в бардовской песне, хорошими текстами. Собственно говоря, это были песни на стихи. Может быть, не всегда гладкие с точки зрения классических канонов поэзии, где-то шероховатые, далеко не равноценные - но стихи. В этих стихах отчётливо читался автор - со своим взглядом на жизнь, со своей системой образов. Читался уже сложившийся мастер. С этого момента я стал - не скажу, что внимательно, но всё-таки - следить за творчеством Сергея Матвеенко. Надо заметить, что практически все последующие песни Сергея только подтверждали моё первое впечатление. А когда я познакомился и подружился с ним, мне многое стало понятнее в его творчестве.
           Потомственный сибиряк, Сергей родился в 1957 году. Жизнь помотала его по миру во всех смыслах - и географически, и человечески. Он работал монтажником-высотником и дирижёром, актёром театра и кочегаром, водителем-дальнобойщиком и музыкантом цирка. Ему довелось пожить в Сибири и в Италии, в Москве и Новокузнецке... И всё, что он видел и делал, отражается в стихах и песнях.
           Своим крёстным отцом и учителем в бардовской песне Сергей считает Евгения Клячкина. Что ж, Сергей оказался учеником, достойным своего учителя. Он не стал его тенью, «вторым Клячкиным», он пошёл по песенно-поэтической стране своей дорогой. У Матвеенко - другие темы, другие эмоции, другой взгляд на жизнь. Хотя иной раз и прорывается в песне клячкинская нотка: «О Муза! Ты опять со мной, Лампадочка Господня...» Или: «Звонари в колокола колотили весело. Золотые купола, под ногами - месиво...» Да ведь на то и учитель, чтобы отражаться в учениках!
           В своём творчестве Сергей затрагивает разные темы. Но пытаться разделить его песни и стихи на социальные и лирические, пейзажные и пародийные - занятие неблагодарное. Все они переплетаются, перетекают одна в другую. Сибиряк, Сергей много пишет о своём прекрасном крае. Пишет по-разному: «Кому Сибирь - тюрьма, а мне - свобода...», «Я надышусь соломой, попью медовый квас, У глиняной печи погрею руки...», «...Заведу с егерями простую беседу. Не спеша да не споря, по законам таёжным...» И здесь же, рядом: «...Расстреляли тайгу ни за что с вертолётов.», «То, чего не сгубили в тайге браконьеры, Довершают сегодня заводы, карьеры.» Боль за родную землю, за её людей сквозит во многих произведениях Матвеенко. «Над Россией развевается стяг Проституток, алкашей и сирот, Отупевших от труда работяг...», «Если я такой профессор - Почему я гол и нищ?» «Как мы верили всю нашу жизнь Во враньё со счастливым концом!» Зло, жестоко, но ведь - справедливо? «Хочешь быть не хуже всех - дрянью стань.» Рецепт известный и проверенный, но осуществить его сам Сергей не торопится. Видно, тот самый сибирский стержень не даёт прогибать спину перед новыми хозяевами жизни. «Пей, гуляй, святая Русь, если нету выходу! А я тоже наберусь, с колокольни выпаду...»
           И, как гимн несогнувшимся, звучит:

«Уехал цирк давным-давно.
Здесь только клоуны остались,
А все серьёзные смотались
Туда, где и без нас смешно.
Но это надо посмотреть,
Кто совершил из нас ошибку...
А вы могли бы умереть,
Коль это вызовет улыбку?»


           Бежит время, уходят старые барды, оставляя после себя песни и пустоту на сцене. И невольно ловишь себя на мысли: а есть ли кому заменить их? Вернее, не столько заменить, сколько продолжить то, чему они посвятили жизнь? На мой взгляд, Сергей Матвеенко - один из тех, кто с полным правом может считаться достойной сменой старшего бардовского поколения. На него ходят и будут ходить, его песни поют - и петь будут.
           Много чем занимается Сергей, но всё-таки бардовская песня, наверное, главное дело в его жизни. Он - лауреат премии Кузбасса, лауреат Грушинского фестиваля, работал в театре авторской песни «Этап». Много ездит с гастролями - и по России, и за рубежом. После первого винилового диска - «О своём неотложном» - записал ещё три лазерных: «Пир во время чумы»(1993 г.), «Девочка моя»(1996 г.) и «Старый трамвай»(1997 г.). Кстати, показатель популярности песен Сергея - тиражи всех его записей разошлись очень быстро, и сейчас их в продаже не найдёшь, хотя, как вы понимаете, реклама в бардовской песне - в отличие от эстрады - практически отсутствует. Сергей Матвеенко выпустил два сборника стихов: «Колокола Василия Блаженного»(1995 г., изд. «Вагант») и «Подорожная» (1998 г., изд. «Московский дворик»). В 1997 году Сергея приняли в Союз литераторов России. Вообще его хватает на всё: он пишет музыку и песни к спектаклям, работает в Товариществе режиссёров России, записывает других бардов как звукооператор, принимал участие в создании музея В.С. Высоцкого... Широкая душа Сергея отражается в его делах, стихах и песнях. Я очень рад, что судьба свела нас в песнях и в жизни, и надеюсь, что вам его песни и стихи доставят такую же радость, как и мне. Читайте, слушайте...
           Всё, что он делает - он делает для вас!

Валентин Соломатов
 

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz