«ДВОЮРОДНЫЙ ВОЛОДЬКИН БРАТ»
|
В конце 1999 года любители творчества В.С.Высоцкого, его биографы, исследователи-высоцковеды
(есть теперь и такие) и вообще читающая публика получили особый подарок — книгу А.Б.Утевского «На Большом Каретном».
В отличие от книг многих авторов, отечественных и зарубежных, именитых и не
очень, чаще всего встречавшихся с Владимиром Семёновичем лишь мельком, «шапочно»
или из зрительного зала, а то и не встречавшихся вовсе, но тем не менее
исписавших горы бумаги об этих несостоявшихся встречах да и много ещё о чём,
чего не было да и быть не могло, — книгу Анатолия Утевского отличает
искренность, подлинность фактов, образная точность.
Да и как может быть иначе: Ведь Анатолий Утевский жил в том же доме 15 по
Большому Каретному переулку в то же время, что и Владимир Высоцкий, только тремя
этажами выше, учился в той же 186-й мужской средней школе, только двумя классами
старше. Именно Толя, Талян (я имею право его так называть, потому что дружу с
ним с тех самых пор, с пятидесятых годов, по сегодняшний день) Утевский ввёл
Володю Высоцкого в компанию своих друзей, признанным лидером которой был Лёва
Кочарян, человек во всех отношениях замечательный, уникальный. Кстати сказать,
именно с лёгкой руки Анатолия Утевского состоялось знакомство Левона Кочаряна с
Инной Крижевской, жившей этажом ниже Таляна и вскоре ставшей Инной Кочарян.
В общем, читателю предстоит увлекательное путешествие в пятидесятые-семидесятые
годы и даже ещё дальше, в «историческое далеко» — в двадцатые-тридцатые:
Анатолий Утевский, рассказывая о Володе Высоцком, размышляя о перипетиях его
жизни и судьбы, знакомит нас с другими уникальными обитателями Большого
Каретного, увлекательно повествует и о своих родителях: маме — известной актрисе
немого кино, отце — одном из основоположников советской юридической науки,
ученике великого русского юриста А.Ф.Кони. Володя многократно общался с
Утевским-старшим, многое познав, осознав, определив для себя.
Володя и Талян были настолько близки, несмотря на разницу в возрасте, что в
школе их считали братьями: «Талян — двоюродный Володькин брат».
Многое можно было бы написать о книге А.Б.Утевского — ведь это рассказ не только
свидетеля, но и непосредственного участника жизни Владимира Семёновича
Высоцкого. Оттого и рассказ его оригинальный, честный, по-настоящему
художественный. И этим выгодно отличается от многих других. |
Владимир Акимов
|
|
А.Утевский. На Большом Каретном М.: «Полиграфресурсы», 1999. 160 с. |
|
Предлагаем нашим читателям отрывки из этой книги:
...Навсегда запомнился тот день, когда я получил удостоверение в Московском
уголовном розыске (куда меня направили на работу после окончания МГУ). Там было
сказано, что я — сотрудник МУРа, и меня переполняла гордость.
...Через полгода мне выдали оружие (впервые в жизни!): собственный пистолет
Макарова — чёрный, блестящий, тяжёлый, с двумя обоймами и кобурой. И, конечно
же, я показал оружие Володе. Он, как и я, долго вертел его в руках, разглядывал,
ощупывал, взвешивал на ладони. А потом была написана песня «Большой Каретный», и
Володя сказал, что посвятил её мне. Об этом знали все наши друзья.
С этим посвящением впоследствии вышло досадное недоразумение. Когда появился
двухтомник Владимира Высоцкого (Москва, издательство «Художественная
литература», 1991, с.639), я обнаружил, в нём одну неточность. А именно:
стихотворение «Большой Каретный» почему-то предваряется строкой: Левону
Кочаряну. Отец Володи, Семён Владимирович Высоцкий, занимавшийся изданием
двухтомника, потом с сожалением говорил мне, что вкралась ошибка (которая
впоследствии стала кочевать и по другим изданиям). Пора, наконец, прояснить
ситуацию.
Дело в том, что про Большой Каретный Высоцким было написано две песни. Первая
называлась (по рассказам и записям Володи) «Где твои семнадцать лет?» и была
посвящена мне. Инна Кочарян вспоминает: «Талян тогда уже в МУРе работал, и у
него был свой законный пистолет... Был пистолет и у Семёна Владимировича, его
ствол был залит баббитом, и Володя с ним играл. Пистолет и у Гладкова был, и у
Скорина, все они тогда работали в милиции, но эта песня была посвящена Утевскому.
И только ему. Он тогда уже здесь не жил. «Нет-нет, да по Каретному пройдёшь...»
Володя просто подарил ему эту песню. Песен тогда ещё было очень мало, поэтому
каждая запоминалась» (Кочарян И. В сб.: Живая жизнь. Московский рабочий, 1988.
С.90-91.). |
БОЛЬШОЙ КАРЕТНЫЙ |
|
Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
Помнишь ли, товарищ, этот дом?
Нет, не забываешь ты о нём!
Я скажу, что тот полжизни потерял,
Кто в Большом Каретном не бывал.
Ещё бы, ведь
Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
Переименован он теперь,
Стало всё по новой там, верь не верь!
И всё же, где б ты ни был, где ты ни бредёшь,
Нет-нет, да по Каретному пройдёшь,
Ещё бы, ведь
Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном. |
|
Вторая песня,
названная Володей «Второй Большой Каретный», действительно была посвящена Левону
Кочаряну. А отнюдь не Жоре Епифанцеву (об этом большом человеке расскажу ниже) и
его квартире — это ещё одно распространённое заблуждение. Слова этой песни ярко
свидетельствуют о том, что речь идёт о доме Кочарянов на Большом Каретном. |
ВТОРОЙ БОЛЬШОЙ КАРЕТНЫЙ |
|
В этом доме большом раньше пьянка была
Много дней, много дней,
Ведь в Каретном ряду первый дом от угла —
Для друзей, для друзей.
За пьянками, гулянками,
За банками, полбанками,
За спорами, за ссорами, раздорами
Ты стой на том, что этот дом,
Пусть ночью, днём, всегда — твой дом,
И здесь не смотрят на тебя с укорами.
И пускай иногда недовольна жена,
Но Бог с ней, но Бог с ней!
Есть у нас что-то больше, чем рюмка вина, —
У друзей, у друзей.
За пьянками, гулянками,
За банками, полбанками,
За спорами, за ссорами, раздорами
Ты стой на том, что этот дом,
Пусть ночью, днём, всегда — твой дом,
И здесь не смотрят на тебя с укорами. |
|
|
Первые импровизации В.Высоцкого на семейном торжестве в квартире Утевских на Большом Каретном (1965). |
|
...А свой чёрный пистолет я так ни разу и не применил, несмотря на то, что участвовал во многих операциях по поиску и задержанию преступников, неоднократно сидел в засадах. Но время было такое, что за каждый выстрел надо было отвечать головой. Пистолет был скорее символом моей профессии, неким намёком на опасность, на экстремальную ситуацию, в которой я мог очутиться. А что касается «семнадцати бед»... Беды были наши общие и, по сути, сводились к каким-то переживаниям юношеской любви, спорам с домашними, к каким-то милым сердцу пустякам, казавшимся тогда проблемами глобального значения. Но настоящие, с большой буквы — поджидали впереди. А пока — Володя был занят учёбой...
|
|
Владимир Высоцкий в Калининграде (18-22 июня 1980). |
|
...Мне хочется отметить романтическую сторону симпатии Высоцкого к работникам милиции, особенно к уголовному розыску. Он был убеждён, что в этой службе — только отчаянные, бесстрашные, смелые люди, настоящие профессионалы. И я могу совершенно официально, на правах друга, заявить, что Володя до конца своей жизни пронёс любовь именно к оперативной работе. Неудивительно, поскольку Володя дружил с моими и Лёвы Кочаряна товарищами, работавшими на Петровке, 38 — Аркадием Вайнером, Борисом Скориным, Юрием Гладковым. Он увлекался детективами — как книжными, так и живыми. Володя был без ума от моих рассказов о легендарных сыскарях угрозыска. Особенно он любил слушать истории о моём друге, талантливом сыщике, работавшем в то время в МУРе — Викторе Тихоненко. Он был (и есть) одним из самых знаменитых сыщиков в стране, раскрывшим целый ряд сложнейших, запутанных и замаскированных преступлений. О нём даже было написано несколько художественных книг. В прессе его называли не иначе как «Мегрэ с Петровки, 38». Когда Володя встречался у меня с Виктором, он буквально «пытал» его, «вытаскивая» из него подробности раскрытых им дел. Устоять перед Володей было невозможно, будь ты хоть трижды хМУР и неразговорчив (как Виктор Тихоненко)!..
Помнится, Володя говорил: «Ну почему о знаменитом МУРе никто не пишет стихи?» Я ответил, что это не то учреждение, чтобы прославлять его поэтической строкой. МУР — дело ответственное, рискованное, тут не до сентиментальности.
Как-то вечером Володя сказал мне: «Садись на диван, в уголок, обопрись на подушечку и слушай...»
|
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕЙТЕНАНТА МИЛИЦИИ
В РЕСТОРАНЕ «БЕРЛИН» |
|
Побудьте день вы в милицейской шкуре —
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе! —
За тех, кто в МУРе, никто не пьёт.
А за соседним столом — компания,
А за соседним столом — веселие.
А она на меня — ноль внимания:
Ей сосед её шпарит Есенина.
Побудьте день вы в милицейской шкуре —
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе! —
За тех, кто в МУРе, никто не пьёт.
Понимаю я, что в Тамаре — ум,
Что у ей — диплом и стремления...
И я вылил водку в аквариум:
Пейте, рыбы, за мой день рождения!
Побудьте день вы в милицейской шкуре —
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе! —
За тех, кто в МУРе, никто не пьёт. |
|
*** |
Начиналась новая эпоха — «без Высоцкого». И началась она до обидного рано, ведь Володя ушёл на взлёте. Он не долюбил, не доиграл, не допел...
И всё же, если бы жив был Володя, о чём бы он спел? Наверняка — об афганской войне и кавказских конфликтах, об агрессии НАТО в Югославии... Он откликнулся бы и на события в Чернобыле, воспев подвиг ликвидаторов — чем не тема для песни «Спасите наши души-2»?.. Конечно, невозможно было бы пройти и мимо отдельных незаурядных личностей, политических и иных. Чего бы стоила, например, зарисовка «Про Монику и Билла»! А наша безгорестная Дума — разве не кладезь тем для поэта?!
О чём бы ни пел сегодня Владимир Высоцкий, ясно одно: его поэтический дар пришёлся бы сейчас очень кстати. И был бы в его песнях такой же надрыв и щемящая душевная тоска...
Уверен и в другом. Будь Володя сейчас с нами, он не ударился бы в сладостную муть воспоминаний и укоров в ошибках тех, кто столь рьяно досаждал ему. Он жил бы настоящим, говорил о том, что волнует, тревожит, вызывает гражданскую боль.
Впрочем, стоп. Рассуждать об этом — всё равно что фантазировать на тему: «если бы Дантес промахнулся». И каким бы тогда был у этой книги постскриптум?..
P.S. Однажды поздним вечером Володя приехал ко мне и предложил навестить Большой Каретный. «Что, в юность потянуло?», — пошутил я, усаживаясь в его машину. Он не ответил, но рванул её так, что почувствовалась вся сила его «железного мустанга». Но мы решили бросить машину и пройтись по тихой улице пешком — мимо «Эрмитажа» и знакомых до мелочей подворотен, гулко отзывавшихся на наши шаги. Засунув руки в карманы плаща, Володя смотрел на редкие ночные огоньки дома, потом тронул дверь парадного... Из него выскользнула кошка и без страха потёрлась о штанину поэта. «Вот и всё. Поехали», — сказал Володя. Потом мы сидели на кухне его знаменитой квартиры на Малой Грузинской, он готовил чай, тщательно смешивая из различных баночек состав заварки. Баночек этих, с самыми экзотическими названиями, было превеликое множество — он привозил их из разных стран и трогать не разрешал. Чай у Володи получался восхитительным, с каким-то удивительным ароматом, а цвет напоминал старинное рубиновое стекло...
Я с грустью думаю о безвозвратности и скоротечности времени, оборвавшего струну его жизни. Дописывая книгу, не могу избавиться от наваждения. Представилось, что сейчас позвонит мне Володя и скажет: «Толянчик, приезжай, у меня есть прекрасный чай!..» Я тут же приеду, ведь до него мне — пять минут.
|
Москва, 1999 год. |