У меня нет желания ни морализировать, ни учить других, как им жить. Но кое-какими, на мой взгляд, очевидностями хотелось бы поделиться. В данном случае теми, что касаются центра-музея В.С.Высоцкого.
По моему глубокому убеждению, главной, основополагающей задачей этой уважаемой организации является популяризация творческого наследия Владимира Семёновича Высоцкого. Под популяризацией в данном конкретном случае я имею в виду:
1. Построение выставочной работы таким образом, чтобы, кроме постоянно действующей экспозиции, обязательно существовал бы мобильный, передвижной вариант выставки с постоянным географическим расширением.
2. Доступность приобретения (обмена, покупки) фонограмм (желательно выборочно, согласно индивидуальным потребностям), ксерокопий автографов (с пометкой: «Публикация и тиражирование запрещены»), видеоматериалов, печатных изданий (всех возможных издательств — и не только московских, и не только российских).
3. Консолидация (с обязательной регистрацией) всех заинтересованных сил: коллекционеров, издателей, всех видов «манов», «любов», «ведов» с предоставлением возможности постоянных встреч (раз в месяц, например, в однажды обозначенный день). При этом музей имел бы возможность отслеживать необходимое и для себя.
4. Организация почтовой службы (1-2 чел.) для внутрироссийских и международных контактов.
5. Максимальное использование выходящих периодических изданий для пропаганды творчества В.С.Высоцкого и для освещения работы центра-музея.
6. Издание популярного периодического издания, или осуществление проекта издания с другими издательствами. При этом ни о какой самоокупаемости, а тем более доходности и речи быть не может. Это должна быть абсолютно осознанная статья расходов. И сюда же: выпуск информационного бюллетеня (самым малым, «ксероксным» тиражом) о самом важном и интересном из уже имеющегося в фондах и, конечно, о новых поступлениях. Или открытие «фондовой» рубрики в своём музейном периодическом издании.
7. Создание творческой группы (самостоятельной ли, профессиональной ли — зависит от вкусовых пристрастий, материальных и организационных возможностей) для театрально-концертной деятельности. Основной репертуар предполагаемой группы — творческое наследие Владимира Семёновича. Понятно, что разъездная выставка и работа такого коллектива — взаимосвязаны. И всё это на фоне уже ведущейся театрально-концертной деятельности центра-музея.
Как вы понимаете, мои рассуждения — надводная часть проблем айсберга, именуемого Государственным культурным центром-музеем В.С.Высоцкого. Известная оторванность от музея не даёт мне возможности охватить весь спектр проблем (я такой задачи перед собой и не ставил), мешает детализации, но это тот минимум, который, по моему убеждению, центру-музею необходим. Спорить, думаю, с этим трудно, а расширять и дополнять — необходимо. Есть, правда, опасение, что все мои рассуждения так и останутся гласом вопиющего. Скорее всего так и будет, что не мешает, однако, ни мечтать, ни надеяться...
Я говорил о том, что мне ближе, и сознательно не касался других, не менее важных тем: ни научно-исследовательской работы, ни фондовой деятельности, ни структурного построения служб, ни кадровой расстановки сил — тем, возможно, и не совсем предназначенных для всеобщего обсуждения. Хотя я считаю, что запрещённых для обсуждения тем быть не должно. Центр-музей — живой организм, и всякого рода обсуждения, реорганизации, перестановки, улучшающие, расширяющие и активизирующие работу — неизбежны. Это надо понять, принять и способствовать этому.
Сознательно не касался я и такой больной темы, как ремонт. Тема, переброшенная в новое столетие и продолжающая оставаться насущной. Полуоблезлая коробка в конце Нижнего Таганского тупика — наша незаживающая рана. Здесь никакие советы, никакие подсказки не помогут. Здесь нужны деньги и только деньги.
А порассуждать «на тему» меня подвигнуло то печальное обстоятельство, что былой интерес к Владимиру Высоцкому во многом иссяк. Многое существует по инерции. И если в обозримом будущем деятельность центра-музея не будет пересмотрена, активизирована, то усилится опасность предания и Владимира Семёновича, и всего его творчества горькому забвению. Она, эта опасность, более чем реальна, о чём свидетельствуют многочисленные опросы. Не дать свершиться несправедливости — пока в наших силах. Рука уже на ключе и скоро последует: SOS!
|