Ранее в нашей рубрике мы уже обращались к материалам, посвященным съемкам художественных фильмов, в которых принимал участие Высоцкий. На этот раз мы обращаемся «к истокам» – к фильму, который сам он называл своим первым настоящим опытом в кино – «Карьера Димы Горина» (рабочее название «Горин меняет работу»). И хотя фамилия Высоцкого нигде в приводимых ниже публикациях не фигурирует (впрочем, как и всех остальных актеров, за исключением исполнителей двух главных ролей – А. Демьяненко и Т. Конюховой), нам представляется, что их воспроизведение в нашей рубрике будет интересно всем, кто интересуется биографией Высоцкого и географией его поездок.
 

В СЪЕМОЧНЫХ ГРУППАХ
<...>
«Горин меняет работу»

          Закончен режиссерский сценарий. Фильм запущен в подготовительный период.
          Подробнее о будущем фильме обещали рассказать в следующем номере режиссеры-постановщики Ф. Давлатян и Л. Мирский.

«Буревестник» №10-11 (29 июня) 1960 года

Митя Горин меняет работу

          Это произошло в конце прошлого года.
          В большом городе жил скромный молодой человек Митя Горин. Он работал в одной небольшой сберкассе этого города. Аккуратностью, точностью и пунктуальностью он являлся образцом для всех своих сослуживцев.
          Заведующий сберкассой собирался уходить на пенсию, и на его место должны были назначить заместителя, а именно эту должность исполнял Митя Горин, который, несмотря на свою молодость, был вполне достойной кандидатурой на высокий пост заведующего.
          Митя Горин был настолько обрадован и взволнован сообщением о его предстоящем повышении, что в этот день он совершил свою первую за все время работы в сберкассе ошибку.
          Эта его первая ошибка в сберкассе оказалась и последней. В сберкассу он больше не вернулся.
          Конечно, во всем была виновата девушка. Он сам ее создал.
          Как Пигмалион изваял свою Галатею из мрамора, так и Митя Горин из журнальных обложек с изображением знаменитых киноактрис, взяв у одной глаза, у другой – нос, у остальных – губы, уши, прическу, склеил портрет красивой, веселой девушки с нежной улыбкой и ласковым взглядом.
          Оказавшись за Уралом, куда Митя Горин вынужден был выехать, чтобы исправить свою грубую служебную ошибку, он встретил эту девушку, портрет которой он создал из самых красивых женщин всего мира. Она была бригадиром на строительстве высоковольтной линии электропередачи Урал–Сибирь.
          Эта встреча внесла смятение в безмятежную душу Мити Горина. В результате ряда событий он остался на стройке.
          И вот наш герой оказался перенесенным из коммунальной квартиры прямо в тайгу.
          То, что он ничего не умел делать, было еще полбеды. Но Митя привез с собой в Сибирь груз предрассудков и привычек, сложившихся в его замкнутой и несколько отчужденной от людей прежней жизни и выглядевших в новых условиях по меньшей мере странными.
          И начался медленный и трудный, где-то трогательный, где-то комичный процесс его перевоплощения.
          Такова сюжетная канва киносценария «Горин меняет работу». Несмотря на то, что развитие сюжета движется основным персонажем картины – Митей Гориным, настоящим героем фильма является бригада строителей-монтажников ЛЭП, в среду которых он попал.
          Этот сценарий был дипломной работой молодого вгиковца Бориса Медового. Наше участие в работе над сценарием началось еще тогда, когда произведение существовало лишь в замысле.
          Чем привлек нас замысел нашего товарища? Прежде всего тем, что сценарий посвящен современности и молодежи. В центре сценария лежит повествование о жизни и труде молодежной бригады коммунистического труда.
          В этот коллектив и попадает наш герой Митя Горин, человек, морально и духовно противостоящий людям бригады. Весь его образ жизни резко отличается от обычаев, быта и традиций бригады, люди которой живут иными, новыми понятиями морали и человеческих отношений.
          На этой почве объективно возникает конфликт между Митей Гориным и бригадой, между его индивидуализмом и коллективизмом бригады.
          Является ли этот конфликт комедийным? Думается, что так.
          Развитие конфликта происходит в обстоятельствах полного несоответствия условий среды характеру героя. А характер также является комическим. Кроме того, точка зрения автора, аспект, под которым рассматривается развитие конфликта, несут в себе юмор, радость и жизнеутверждение.
          Большие трудности испытывает сейчас коллектив группы в связи с подбором актеров. По-видимому, всем группам приходится сталкиваться с аналогичными трудностями в своей работе, поэтому неосновательно сетовать на это обстоятельство. Однако хочется отметить, что не часто случается, чтобы герой картины проходил сквозь весь фильм так, как это происходит в данном сценарии. В фильме нет буквально ни одного эпизода без участия в нем Мити Горина. Это предъявляет к исполнителю этой роли ряд очень серьезных требований.
          Не менее трудно подобрать и героиню картины – Галину Березку.
          Много забот вызывает у нас и весь состав бригады: десять человек – десять характеров.
          В настоящее время группа готовится к проведению кинопроб. Впереди очень сложная дальняя экспедиция.

Ф. ДАВЛАТЯН,
Л. МИРСКИЙ,
режиссеры-постановщики
фильма.

«Буревестник» №12 (11 июля) 1960 года

В съемочных группах
<...>
«Горин меняет работу»

          Продолжаются кинопробы актеров. В начале августа группа выедет в экспедицию.

«Буревестник» №13 (26 июля) 1960 года

В СЪЕМОЧНЫХ ГРУППАХ
<...>
«ГОРИН МЕНЯЕТ РАБОТУ»

          По календарно-постановочному плану 19 августа группа должна была начать съемки. Однако до последнего времени все еще продолжались поиски актеров. В роли Мити Горина будет сниматься актер А. Демьяненко. Актриса на роль Гали Березко еще не утверждена.
          Под руководством С. А. Герасимова автор сценария Б. Медовой и режиссеры Ф. Давлатян и Л. Мирский завершили доработку режиссерского сценария фильма.
          В павильоне ВГИКа для группы «Горин меняет работу» выстроена декорация «Палатка». На днях группа начинает съемки.

«Буревестник» №16 (25 августа) 1960 года

В съемочных группах

<...>

          Выехал в экспедицию в Закарпатье съемочный коллектив кинокартины «Горин меняет работу». Группа уехала, имея уже отставание 130 метров.

<...>

«Буревестник» №17 (10 сентября) 1960 года

<...>

          17 сентября начаты съемки закарпатской натуры фильма «Горин меняет работу». Отсняты первые сто метров. Итак: 198 м. при плане 491 м. Отставание растет.

<...>

«Буревестник» №18 (26 сентября) 1960 года

ХРОНИКА
жизни студии

<...>

          В Закарпатье продолжаются съемки фильма «Горин меняет работу».
          Группе до сих пор не удалось преодолеть отставание. На 10 октября отснято 592 м. при плане 830 м.

<...>

«Буревестник» №19 (11 октября) 1960 года

ИДУТ
СЪЕМКИ

«Горин меняет работу»

          Почти три месяца продолжаются съемки фильма «Горин меняет работу». В конце октября группа завершила съемки на строительстве карпатской линии электропередач. Больше месяца группа трудилась вместе с монтажниками-высотниками на объектах, расположенных на горных кручах, в густых лесах, на берегах бурливых карпатских рек. Семьдесят человек, прибывших сюда с экспедицией, осваивали непривычную технологию подъема опор, подвески проводов, их монтажа. Актеры, пересиливая страх перед высотой, вместе с настоящими монтажниками поднимались на опоры. Режиссер Ф. Давлатян и ассистент оператора Б. Нагорный вели съемки с телескопической вышки.
          Огромные трудности пришлось преодолевать при доставке техники на объекты, как правило, расположенные на гребнях гор, в труднопроходимых местах. Приходилось мобилизовывать большие транспортные отряды.
          В течение длительного времени работу коллектива сковывало отсутствие исполнителей главных ролей – актеров А. Демьяненко и Т. Конюховой. Затем началась полоса непогоды. Нужно было приспосабливаться к этим условиям и ряд эпизодов снимать в дождливую, пасмурную погоду.
          В конце октября мы вернулись в Москву. Студия не смогла предоставить группе павильон, поэтому декорацию «Домик бригады» построили в помещении летнего кинотеатра в парке «Сокольники». В этой декорации нужно было отснять более 200 м – три эпизода, в которых заняты все наши актеры.
          В легком здании кинотеатра, построенного из прессованного картона, температура почти та же, что и на улице – много ниже 0°.
          Два калорифера, привезенные со студии, дела не меняют. Замерзали даже в пальто. И все-таки медленно, трудно, но съемки шли: 15, 20 м. за смену.
          Сейчас, прекратив съемки декорации «Домик бригады», группа начала снимать подмосковную натуру. Отставание от плана пока растет: снято 982 м., план – 1782.

Б. МЕДОВОЙ.

В съемочных группах

<...>

          В Кунцеве приступил к съемкам натуры коллектив фильма «Горин меняет работу». Всего группой снято 982 м. при плане 1782. Отставание – 800 м.

«Буревестник» №21 (28 ноября) 1960 года

В фабричном
 комитете

За широкое творческое
обсуждение киносценариев!

          25 ноября фабком совместно с членами бюро творческой секции заслушал сообщение заместителя директора киностудии С.Бабина о плане выпуска фильмов в 1961 году.

<...>

          «Горин меняет работу». На студии уже сложилась традиция давать возможность некоторой части выпускников ВГИКа осуществлять у нас свои дипломы. «Горин меняет работу» – это дипломная работа Ф. Давлатяна и Л. Мирского по дипломному сценарию Б. Медового.
          Герой сценария Митя Горин, работник сберкассы, человек без мечты, живущий обывательскими интересами, случайно попадает в Сибирь на молодежную стройку ЛЭП. В этом коллективе для него открылся мир большой жизни, полный глубокого смысла, он почувствовал себя полноценным хозяином жизни, здесь он обрел друзей.
          Съемки этого фильма находятся под непосредственным наблюдением Сергея Герасимова.

<...>

И. СТРЕКОВ.
«Буревестник» №22 (3 декабря) 1960 года

Итоги III квартала

          6 декабря работники студии собрались в просмотровом зале экспортного цеха, чтобы заслушать доклад тов. Рыбина об итогах работы студии за III квартал текущего года.

<...>

          В основном из-за отсутствия павильонных площадей отстали от графика картины «Горин меняет работу» и «Евдокия». Сейчас съемочная группа «Горин меняет работу» выехала в Ригу для съемок павильонов и зимней натуры.

В съемочных группах
<...>

          «ГОРИН МЕНЯЕТ РАБОТУ». Группа выехала в Ригу для павильонных съемок. Снято 994 м., план – 1945 м.

«Буревестник» №23 (13 декабря) 1960 года

В съемочных группах

<...>

          «Горин меняет работу»
          Продолжаются съемки в Риге. При плане 2048 м. снято 1230.

«Буревестник» №24 (30 декабря) 1960 года

В съемочных группах

<...>

          «ГОРИН МЕНЯЕТ РАБОТУ». В окрестностях Москвы идут съемки зимней натуры. При плане 2453 м. снято 1764, отставание – 689 м.

«Буревестник» №2 (27 января) 1961 года

В съемочных группах

<...>

* * *

          Четыре группы находятся в съемочном периоде. Редакция обратилась к режиссеру т. Победоносцеву, директорам тт. Беренштейну, Марону и Купершмидту с просьбой ответить на ряд вопросов о работе съемочных коллективов.

<...>

          «Горин меняет работу»  Срок сдачи фильма 15 марта. 1 февраля должен был быть последний съемочный день. Однако группе осталось снимать 620 метров.
          Мы задали т. Марону несколько вопросов.
          Группа приступила к съемкам картины, уже значительно отстав от календарно-постановочного плана. Чем было вызвано это отставание?
          Т. Марон ответил, что сценарий «Горин меняет работу» был написан для артиста А. Демьяненко, который и был утвержден на главную роль. Съемки должны были начаться 15 августа, однако А. Демьяненко, снимавшийся на «Мосфильме», освободился только в середине сентября. Таким образом практически мы смогли начать съемки только в сентябре.
          Какие в процессе работы были приняты меры для ликвидации этого отставания?
          Группа ежедневно снимала больше нормы. Когда на студии все павильоны были заняты, коллектив снимал в выставочном павильоне парка «Сокольники», а затем группа выехала в Ригу, где закончила павильонные съемки.
          Надеется ли группа сдать картину в срок?
          Да. Нам уже удалось сократить отставание с 1000 м. до 620 м. Сейчас мы стремимся снимать, перевыполняя сменные задания, и параллельно вести монтаж картины.

<...>

«Буревестник» №3 (11 февраля) 1961 года

В СЪЕМОЧНЫХ ГРУППАХ
«ГОРИН МЕНЯЕТ РАБОТУ»

          Директор картины В. Марон рассказал:
          – Работа над фильмом проходит в крайне напряженных условиях. Срок сдачи фильма, как известно, 17 марта. Кроме монтажно-тонировочных работ, группе необходимо еще отснять 383 п. м. из которых свыше 100 м – на зимней натуре при солнечной погоде.
          С 18 февраля нам должны были предоставить II павильон для съемок декорации «Домик бригады» и пересъемок ряда эпизодов из других объектов из-за брака пленки. Работая в павильоне, мы могли бы параллельно снимать оставшиеся натурные объекты. Но нам дали павильон только 24 февраля. Это еще более осложнило работу группы. Если группе будет разрешено заказывать условные съемки на натуре, то коллектив, возможно, сумеет сдать картину в срок.

<...>

«Буревестник» №4 (25 февраля) 1961 года

В СЪЕМОЧНЫХ ГРУППАХ
С диспетчерского совещания киностудии

<...>

          На очередном совещании 6/III 1961 г. были подведены итоги работы съемочных групп за истекшую неделю.
          В своем сообщении начальник производственного отдела киностудии т. Докучаев рассказал о работе съемочных групп:

<...>

          «Горин меняет работу» – срок сдачи фильма назначен на 17 марта, однако группа еще продолжает съемки на натуре, проводя параллельно тонировки и запись музыки. Есть основания предполагать, что перезапись начнется 8 марта.

<...>

«Буревестник» №5 (10 марта) 1961 года

Навстречу партийному съезду

<...>

          Включаясь в социалистическое соревнование в честь XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза, цех обработки пленки берет на себя следующие повышенные социалистические обязательства:

<...>

          3. Сдать исходные материалы на Москопирфабрику по кинофильмам «Карьера Димы Горина», «Две жизни» ранее установленных сроков.

<...>

Г. СПИРИДОНОВА,
начальник цеха.
В. ПОЛУБОЯРИНОВ,
О. ФРИДМАН, профорги.

«Буревестник» №8 (28 апреля) 1961 года

Творческая трибуна

Что принесла студии
организация творческих объединений?

<...>

          В беседе с представителями нашей редакции руководитель творческого объединения Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал:

<...>

          Большое внимание в объединении уделяется современной комедии. В этом плане у нас уже накопился некоторый опыт, приобретенный созданием фильмов «Девичья весна» и «Карьера Димы Горина». Сейчас у нас есть три интересных комедийных сценария: «Штрафной удар» – В. Бахнова и Я. Костюковского, «Вероотступник» – В. Соловьева и «Размышления вслух» – Н. Фигуровского.

<...>

«Буревестник» №9 (13 мая) 1961 года

«Карьера Димы Горина»

          9 мая картина была обсуждена на заседании художественного совета студии.
          Сегодня мы печатаем выдержки из выступлений членов художественного совета.

Р. Н. ЮРЕНЕВ

          Лица всех присутствующих в зале ярко говорили о том, что картина всем понравилась. Мы находимся под влиянием светлого, радостного чувства, которое оставляет в сердце зрителя эта картина – очень светлая, чистая, человечная. И радостно сочувствовать этим молодым людям, привыкать к ним, рассматривать их, потому что, чем ближе знакомишься с ними, тем лучше они становятся. Художники сумели подметить новые черты нашей молодежи, воспитанной социалистическим трудом, нашей идеологией. Образ нашей молодежи, воссозданный в этом фильме с большой наблюдательностью, верной рукой, чутким сердцем, покоряет.
          Что же делает картину свежей и интересной? Доброта по отношению к людям, хороший идеализм в их отношениях, несколько приперченный ироничной усмешкой.
          Хорошо работают в фильме актеры.
          Хороша атмосфера строительства и мир этой бригады. И все это сделано тонко, ненавязчиво.
          Музыка свежая, самостоятельная и хорошая. Хороши и песни, их будут петь.

И. В. ЛУКИНСКИЙ

          Картина удалась. В основу ее лег неплохой сценарий. Текст, который мы слышим с экрана, нравится потому, что он не навязчив и подчеркивает великолепные режиссерские находки, которые мы видим в каждой детали, в каждой сцене.
          Исполнитель главной роли, молодой актер Демьяненко, несет очень интересно задуманный и интересно воплощенный на экране образ нашего молодого современника.

А. Л. БАРТО

          Мне кажется, что я буду права, если скажу, что зритель, смотря эту картину, будет много смеяться. Я беру на себя смелость выступить от имени зрителей. Это радостно и весело. Веселье это рождено верной и точной наблюдательностью автора. Я хочу вспомнить Маяковского, который говорил, что главное для поэта почувствовать такую тему, которая интересовала бы весь Советский Союз. Тема этой картины интересует сейчас весь Советский Союз. Это тема нашей молодежи, становления ее характера.

С. И. РОСТОЦКИЙ

          Картина мне очень понравилась. Эта картина дает людям очень много. Она сделана свежо, интересно, с огромной любовью. Люди в ней показаны без всякой псевдозначительности. Картина на очень большую и важную тему. Тема эта – патриотизм советской молодежи, осваивающей Сибирь. Я думаю, что эта картина имеет право на очень высокую оценку.

В. А. РАПОПОРТ

          После просмотра этой картины у меня осталось радостное чувство. Я увидел в ней чудных людей, прелестные режиссерские находки. Я убежден, что зритель примет картину хорошо. Безусловно, это большая удача молодых авторов фильма. Работа оператора Арутюнова порадовала меня.

В. И. ЕЖОВ

          Мы сегодня посмотрели настоящее произведение искусства. Очень хорошая картина. Эта картина – интересный шаг в реализации темы о нашей молодежи. За радость, которую она приносит зрителям, мне хочется дать ей высшую категорию.

С. П. БАБИН

          Я хочу сделать заявление, что я целиком разделяю высокую оценку этого фильма. Мы говорим, что это подлинное художественное произведение. Я за высокую оценку этой картины и считаю ее большой удачей, тем более что это жанр комедии.

«Буревестник» №10 (29 мая) 1961 года

Ведущий рубрики
Вадим Дузь-Крятченко


Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz