СЕВЕРНЫЕ МАРШРУТЫ
ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО


           Чем больше времени проходит со дня смерти Владимира Высоцкого, тем труднее отыскивать конкретные факты его биографии. Процесс, конечно, вполне закономерный: слабеет память тех, кто виделся с Высоцким в разных городах страны, стираются детали. «Был на концерте Высоцкого, но где и когда — хоть убейте, не помню», — такие слова, уверен, слышал — и не раз — любой исследователь биографии Высоцкого.
           Тем не менее, работа по уточнению фактов жизни Высоцкого необходима. Во-первых, потому что дальше будет ещё тяжелее, во-вторых, чтобы хоть как-то противостоять тому потоку пустейшей болтовни, забивающей страницы газет в дни рождения и смерти поэта. А много ли читали мы серьёзных исследовательских статей о визитах (многочисленных) Высоцкого в Прибалтику и Грузию, в Крым и на Кавказ? Вопрос, увы, риторический.
           Я не могу целиком принять точку зрения уважаемого О.Терентьева, давшего в своё время на страницах «Ваганта» гневную рецензию на книгу В.Киени и В.Миткевича «Высоцкий и Беларусь». О.Терентьев был раздосадован тем, что в своей книге авторы не привели новых фактов, а лишь обобщили уже имеющиеся.
           Разумеется, хотелось бы прочитать новую информацию, но и работа по обобщению весьма важна, ибо даёт возможность другим исследователям данной темы не копаться в архивах, а идти дальше. Кстати, подобные работы ведутся отнюдь не только в высоцковедении. Скажем, старейший медицинский журнал Соединённых Штатов «New England Medical Journal» регулярно печатает статьи, обобщающие современные знания о тех или иных заболеваниях, что очень помогает в практический работе и экономит время, нужное для сбора информации.
           О пребывании Высоцкого в Архангельске в 1968 году много писал покойный Ю.Кузнецов в 1990-1991 гг. Были статьи и других авторов. Почему же я решил вернуться к этой теме?
           Причин несколько. Во-первых, статьи о концертах Высоцкого в Архангельске печатались в газетах «Лесопильщик» и «Наш темп» — многотиражках, соответственно, Соломбальского бумажного комбината и Архангельского лесотехнического института; в газетах, о которых и в самом Архангельске знает не каждый. Во-вторых, за прошедшие десять лет стали известны некоторые детали, о которых не знал Ю.Кузнецов. В третьих, Архангельск — не единственный город на русском Севере, где был Высоцкий, а концертная деятельность — не единственное, что связывало его с этим краем.
           «В начале 1968 года Московский театр сатиры и драматург А.П.Штейн, который закончил для этого театра пьесу-комедию, попросили Высоцкого написать несколько песен для пьесы «Последний парад». Это пьеса о моряках, рыбаках Заполярья. И для «погружения в тему» ему была необходима поездка в поморские края». Так писал об обстоятельствах приезда Высоцкого в Архангельск журналист Ю.Шанин («Правда Севера», Архангельск, 1998 г., 14 марта, с.4).
           Сразу поправим одну неточность: А.Штейн предложил В.Высоцкому написать песни для спектакля не после окончания работы над пьесой, а на заключительном этапе работы над ней. В опубликованных дневниках вдовы драматурга Л.Путиевской читаем:
           «7 марта (1968 г. — М.Ц.) Штейн идёт к финишу. Название пока — «Поживём дальше, увидим больше». Хочет, чтобы музыку и песни сделал В.Высоцкий». (Библиотека «Ваганта», 1992 г., № 28, с.3).
           Под 12 апреля читаем: «Высоцкий написал прелестные песни. Разрешат ли всё это?» (Там же).
           Ю.Шанин не уточняет, почему он считает, что именно в связи с работой над песнями для «Последнего парада» приезжал в их город Высоцкий, но предположение не лишено оснований. Во всяком случае, в песне «Вот некролог, словно отговорка» определённо слышатся не книжные, а собственные впечатления поэта от поездки на Север.
           Песня «Утренняя гимнастика» написана на бланке архангельской гостиницы «Двина». Этот черновой автограф неоднократно публиковался, и любители творчества Высоцкого наверняка помнят, что там отсутствует строфа

Если вы уже устали —
Сели-встали, сели-встали, —
Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
                                               лактика!


           Отсутствие этой строфы в первоначальном автографе закономерно: в то время Высоцкий ещё не был знаком с Л.Иоффе, доктором наук (правда, не академиком, но профессором).
           Недавно мне удалось разыскать Леонида Аркадьевича, живущего ныне в Германии. «Володю заинтересовала тема моей докторской диссертации, она была посвящена влиянию ограничения подвижности на кровообращение. Он сказал: «В общем, если я правильно понял, то лучше лежать вдвоём в постели, чем одному в гробу». А потом мне сказали, что он вставил в уже существовавшую песню новый куплет и посвятил это дело мне», — рассказал он.
           В Архангельск Высоцкий прилетел по приглашению старого друга его отца Ф.Бондаренко, в то время генерал-лейтенанта, командующего Архангельским гарнизоном. В результате кропотливой работы уже упоминавшийся Ю.Кузнецов разыскал полковника С.Махлягина, бывшего в те времена лейтенантом, недавним выпускником военного училища.
           Как вспоминает С.Махлягин, он встречал Высоцкого в аэропорту «Кегостров» 13 марта 1968 г. около 11 часов утра. «Перед встречей нас предупредили, что Владимир Высоцкий — это молодой человек среднего роста, 30 лет. Должен быть с гитарой», — вспоминал через много лет С.Махлягин (Газ. «Лесопильщик», Архангельск, 1991 г., № 24, 30 янв. с.3). Как видим, всенародная слава Высоцкого была ещё впереди.
           Высоцкого в Архангельске уже ждали. Может, и правда, что основной его задачей было набраться новых впечатлений, но и концерты тоже были запланированы. «13 и 14 марта — творческие вечера артиста кино и московского Театра на Таганке Владимира Высоцкого. Начало: 13 марта в 20 часов, 14 марта в 16 час.30 мин.» (Газ. «Правда Севера», Архангельск, 1968 г., 13 марта, с.4).
           До этого момента всё более-менее ясно, а дальше начинается то, о чём я говорил в начале статьи: детали стираются из людской памяти, в результате одно и то же событие в разных источниках описывается по-разному.
           Цитировавшийся выше С.Махлягин вспоминал: «Высоцкий остановился в общежитии обкома комсомола... Когда ребята узнали, что приехал Высоцкий, они сразу же попросили его выступить с концертом в АЛТИ. Он согласился». В то же время автор ныне широко известной серии фотографий Высоцкого, сделанных на том концерте, А.Емельянов писал, что «о том, что Высоцкий приезжает в Архангельск и будет выступать в АЛТИ 13 марта, мне кто-то сказал перед вечером в институте накануне 8 марта. Больше не было никакой рекламы. Уже за два дня до концерта на дверях профкома висела маленькая бумажка, извещавшая, что билетов на концерт Высоцкого нет и не будет». (Газ. «Наш темп», Архангельск, 1990 г., 10 сент., с.2).
           Концерт в АЛТИ прошёл с огромным успехом, копии с фонограммы разошлись по городу моментально. А вот о том, как прошёл в тот день концерт в Доме офицеров, мы почти ничего не знаем. С.Махлягину запомнилось, что Высоцкий пел песню Б.Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги». Информация весьма сомнительная: ни на одной концертной фонограмме не зафиксировано исполнение Высоцким песен Окуджавы, за исключением двух строчек из песни «Былое нельзя воротить...», которыми он часто иллюстрировал свой рассказ о спектакле «Товарищ, верь!» К тому же менее чем за два часа до концерта в Доме офицеров Высоцкий сказал в АЛТИ: «Я пою только свои песни, и вот так по просьбе Кохановского. Песню должен петь сам автор. Я очень возражаю, когда песни поют другие, тогда теряется смысл этого дела». (Цит. по фонограмме). Так что, очевидно, автора воспоминаний подвела память.
           Другой случай, якобы происшедший на первом концерте в Доме офицеров, рассказывает присутствовавший там В.Панов: «Владимира Семёновича тепло принимали в Доме офицеров. Но после песни «Нейтральная полоса», где он в строке «...Мне и на фиг не нужна чужая заграница» вместо «фиг» применил слово покрепче, на сцену вышел работник обкома ВЛКСМ и запретил ему выступать. На этом концерт закончился». (Газ. «Часовой Севера», 1990 г., 25 июля, с.10).
           И снова мы имеем дело с информацией крайне сомнительной. Ни на одной известной домашней или публичной фонограмме никаких слов «покрепче» в этой песне нет. С чего бы это Высоцкому так «раздухариться» в Архангельске? К тому же, как наверняка заметили читатели, автор воспоминаний неправильно цитирует строку. Похоже, что случай вполне укладывается в раздел «врёт, как очевидец».
           Как удалось установить Ю.Кузнецову, в Доме офицеров было три концерта Высоцкого: один 13-го марта и два — 14-го. Помимо официальных выступлений, были и домашние (у С.Махлягина, возможно, у Ф.Бондаренко, а также у одной дамы, которая не разрешила Ю.Кузнецову называть её фамилию).
           Вместе с Ф.Бондаренко В.Высоцкий прошёл по Двине на военном катере, возможно, выступал в воинских частях перед моряками, а 16 марта летал в Воркуту или Нарьян-Мар (это осталось невыясненным).
           Через полгода после выступлений Высоцкого в Архангельске газета «Часовой Севера» в номере от 5 сентября перепечатала печально известную статью «О чём поёт Высоцкий». Вряд ли это было командой «сверху»: «Часовой Севера» — военная газета, подчинялась Главному Политическому управлению Министерства обороны. Ни одно другое подобное издание «творение» Мушты и Бондарюка не напечатало. Видимо, главный редактор «Часового Севера» А.Виноградов решил, так сказать, оказаться бОльшим католиком, чем папа римский. Впрочем, не исключаю, что в своём неприятии Высоцкого он был вполне искренен. Известно, что после одного из концертов в Доме офицеров Высоцкого пригласили в так называемую «генеральскую комнату», где он пел вещи, в концерте не звучавшие. Кое-кто из присутствовавших был весьма недоволен услышанным, но ничего сделать было нельзя, поскольку Высоцкий находился под покровительством генерал-лейтенанта Ф.Бондаренко, а воинский устав запрещает жаловаться через голову начальника. Пришлось стерпеть и дождаться удобного часа, чтобы выплеснуть свою обиду, не нарушая устава.
           Как известно, в 1966-1967 гг. Высоцкий написал несколько песен-сказок. До сих пор в специальной литературе об этом цикле было сказано очень немного. Понятно, однако, что песни-сказки вряд ли могли быть написаны без особого интереса Высоцкого к этому виду народного творчества.
           Впрочем, не все сказки сложены безымянными народными сказителями, известны и профессиональные литераторы-сказочники — Андерсен, братья Гримм, наш Бажов и другие. К таким профессионалам принадлежал и архангелогородец Б.Шергин.
           Как писала газета «Архангельск» в номере от 24 января 1997 г., «по воспоминаниям одной из родственниц второй жены поэта, в середине 60-х годов он прочитал «Сказки» Б.Шергина. Они произвели на него сильное впечатление. Он с восторгом показывал эту книгу всем, кто был рядом, восхищаясь колоритным северным языком» (с.2).
           Сегодня имя Шергина практически забыто.Обратимся поэтому к «Лексикону русской литературы 20 века», составленному известным немецким русистом В.Казаком.
           «Шергин Борис Викторович, прозаик, фольклорист... Он заинтересовался русским народным творчеством, в 1915 г. начал публиковать записи рассказов, песен и былин... В своих собственных произведениях он предпочитал форму сказа, сохраняя речевые особенности рассказчика с русского Севера». (Цит. по российскому изданию. Москва, 1996 г., с.468-469).
           Видимо, Высоцкий творчеством Шергина заинтересовался всерьёз и даже хотел написать песни по мотивам его сказов. С.Жильцов во 2-м томе собрания сочинений Высоцкого приводит четыре черновых наброска «К несостоявшемуся спектаклю по сказкам Б.Шергина» (Тула, изд. «Тулица», 1995 г., с.403). К сожалению, публикатор не сообщает, откуда взялась информация о том, что речь шла именно о спектакле, а не просто о цикле песен.
           Начиная заключительный концерт в Архангельске, Высоцкий сказал: «Я второй день здесь, в этом городе, и чего-то сегодня очень не хочется уезжать. Хотя ничего не видел и только по рассказам знаю, что здесь, в Архангельске, очень хорошо бывает в июле месяце. Так что, наверное, в июле месяце я ещё раз вернусь к вам сюда». (Цит. по фонограмме).
           Больше, однако, Высоцкий в Архангельске не бывал, а на русский Север попал ещё лишь однажды. Случилось это в апреле 1978 г., когда Высоцкий гастролировал в Череповце.
           Череповец — город Вологодской области. Почему же именно там, а не в самой Вологде выступал Высоцкий? Ответ простой: в Череповце существовала хоккейная команда «Металлург», для которой был выстроен современный дворец спорта «Алмаз». В областном же центре подобного зала не было.
           Городская череповецкая газета «Коммунист» анонсировала предстоящие гастроли Высоцкого в номере от 2 апреля (с.4). Согласно анонсу, Высоцкий дал в городе 17 концертов: по три — 12, 13 и 14 апреля и по четыре — 15 и 16 апреля. Однако, как писала череповецкая «Речь» в номере от 23 января 1998 г., «один из организаторов гастролей, ныне директор ДК ОАО «Северсталь» А.Агеев утверждает, что концертов было не 17, а значительно меньше» (с.6).
           В той же статье сообщается, что, по слухам, Высоцкий бывал в Череповце за три года до гастролей, в 1975 г., и пел в ДК металлургов. Не найдено, однако, ни документов, ни очевидцев, так что, скорее всего, это именно слухи.
           О самих гастролях известно немного. Высоцкий выступал лишь в одном отделении каждого концерта, в другом же работали ансамбли «Здравствуй, песня» и «Алые маки». (Заметим, что это было обычной практикой в концертной деятельности Высоцкого в последние годы жизни). В книге отзывов СКЗ «Алмаз» Высоцкий сделал запись: «Череповецкому Дворцу желаю процветания и таких зрителей всегда. Спасибо. Высоцкий». В газете «Коммунист» появилась небольшая хвалебная заметка о концертах Высоцкого (что бывало, заметим в скобках, не так часто). Сохранилось и несколько неполных фонограмм выступлений. Увы, не густо.
           Как и по всей стране, Высоцкий продолжает оставаться одним из самых любимых поэтов в северной Руси. В городе Чагоде Вологодской области именем Высоцкого названа одна из улиц. В Архангельске ещё в 1985 г. молодёжный театр-студия при ДК работников просвещения поставил спектакль по стихам Высоцкого. Через три года, в 1988 г., уже профессиональный коллектив — Северодвинский театр драмы — поставил пьесу «Он играл Гамлета», поэтическое представление о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.
           И, конечно же, нельзя не отметить благородную, просветительскую деятельность наших коллег-высоцковедов Игоря Роствовского из Вологодской области и архангелогородца Василия Попова, устроителей многочисленных выставок и вечеров памяти. Кстати, В.Попов заказал в 1998 г. особый экслибрис, посвящённый тридцатилетию архангельских гастролей Высоцкого. Я рад, что один из авторских экземпляров экслибриса находится в моей коллекции.

Марк Цыбульский,
Миннетонка,
штат Миннесота,
США

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz