«Хозяин тайги»



           Одним из наиболее интересных фильмов с участием Владимира Семеновича Высоцкого, на мой взгляд, является фильм «Хозяин тайги».
           И яркий характерный образ бригадира сплавщиков – Ивана Рябого, и гитара, и новые песни с экрана…
           Наконец, что немаловажно, работа с постоянным партнером по сцене театра — Валерием Золотухиным. Юрий Петрович Любимов часто говорил о том, что «надо работать кланом». Фильм «Хозяин тайги» - яркий пример клановой работы двух ведущих актеров театра на Таганке. Иван Рябой — Высоцкий — проявляется ярче потому, что ему противопоставлен милиционер Сережкин – Золотухин. То есть, к числу достоинств фильма можно отнести слитность, взаимопонимание исполнителей главных ролей.
           Ну и, конечно, любимый всеми зрителями детективный жанр…
           Следует особо отметить, что именно во время съемок этого фильма Высоцкий написал одну из лучших своих песен – «Охота на волков».

О. Терентьев


           Я тряхнул стариной и снялся в отрицательной роли. В роли Ивана Рябого в фильме «Хозяин тайги».
           Все артисты говорят, что они хотят играть положительные роли. Людей, которые хорошо работают. Они любят, их любят. Они улыбаются. Всем приятно на них смотреть.
           Но кто-то должен играть и отрицательные роли.
           Мы снимали этот фильм в Сибири, на реке Мане, в трехстах километрах от города Красноярск, в Выезжем Логу, два с половиной месяца. Потом в Дивногорске на Красноярской ГЭС.
           Кино дает большие возможности в смысле того, что нигде вы не увидите столько, сколько увидишь, когда едешь на те места, где происходят съемки.
           Я жил со сплавщиками. Они меня учили бегать по качающимся бревнам. Вы знаете, там же сплавляют лес не плотами, а молем, то есть отдельными бревнами. По ним довольно трудно ходить. Особенно не пробежишь.
           Я в фильме бегаю. Но это я насобачился. А вообще это довольно сложно.
           Пока добежишь – образовался залом. Его надо разбивать баграми. Можно несколько раз упасть в воду. Это довольно неприятно. Река холодная, бурная.
           Они меня учили растаскивать заломы…
           У них был бригадир – человек с рябым лицом. Моего героя раньше (по сценарию — О.Т.) звали Николаев, а я попросил нашего режиссера назвать его Иван Рябой в честь того парня. Чтобы ему было приятно.
           И я очень много взял от него. Так что если роль получилась, то 50 процентов на его совести.
           Я кое-что взял из характера, его манеру разговаривать с людьми – так, не глядя, с чувством собственного достоинства. Он знает, что его слушают.
           Только тот-то бригадир был положительный парень, хороший мужик был, а мой персонаж – подмоченный, нечистый на руку. Он даже магазин ограбил, докатился до преступления.
           Хотя он не совсем уж плохой. Он, например, искренне любит девушку.
           Я пытался показать и хорошее, и плохое в его характере.
           В этой картине я пел одну хорошую лирическую песню, которая называется «Дом хрустальный».

Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: «Лови блесну!» —
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!

Дом хрустальный на горе – для нее,
Сам, как пёс бы – так и рос в цепи…
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Если беден я, как пес – один,
И в дому моем – шаром кати, —
Ведь поможешь ты мне, Господи! –
Не позволишь жизнь скомкати.

Дом хрустальный на горе – для нее,
Сам, как пёс бы – так и рос в цепи…
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!

Не сравнил бы я любую с тобой –
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой –
Как мадонной рафаэлевой!

Дом хрустальный на горе – для нее,
Сам, как пёс бы – так и рос в цепи…
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!


           Снимались мы в паре с моим другом, с которым я работаю в одном театре, в московском Театре на Таганке, с Валерием Золотухиным. Он играл роль милиционера Сережкина.
           Золотухин – прекрасный парень. Я с ним в двух картинах снимался.
           Скоро будет сниматься вторая серия – «Пропажа свидетеля». Вернее, снимается вторая серия этой картины, но я там не участвую.
           А меня там нет, потому что меня посадили в первой серии. Может быть, выпустят. Тогда будет третья. Ну, я надеюсь, что будет и мы снова встретимся с вами на экране.
           Иван Рябой – человек довольно сильный, но живет по законам тайги. Вот такой «хозяин тайги». Он считает, что он хозяин. И он поет такую песню. Вся его философия в этой песне.
           Мне всегда режиссеры предлагали что-нибудь спеть. Иногда просто не было роли. Тогда режиссер говорил: «Володя, напиши что-нибудь для себя и спой».
           И я писал и пел. То есть, пели мои персонажи.
           Всегда оказывалась под рукой гитара. Берешь ее, начинаешь петь для себя…
           Но я старался, чтобы в песне был подтекст, чтобы эта песня каким-то образом, там, третьим – четвертым боком воздействовала на ситуацию.
           Валерий Золотухин – мы сидим в палатке – пытается проводить допрос полуофициальный. Он выведывает, где я был прошлой ночью. А я ему пою такую песню. Мы ее поем вместе. Я пою, а он подпевает:

На реке ль, на озере –
Работал на бульдозере,
Весь в комбинезоне и в пыли, —
Вкалывал я до зари,
Считал, что черви – козыри,
Из грунта выколачивал рубли.

Не судьба меня манила
И не золотая жила, —

А широкая моя кость
И природная моя злость.

Мне ты не подставь щеки:
Не ангелы мы – сплавщики, —
Недоступны заповеди нам…
Будь ты хоть сам бог Аллах,
Зато я знаю толк в стволах
И весело хожу по штабелям.

Не судьба меня манила
И не золотая жила, —

А широкая моя кость
И природная моя злость.


           Эта «природная злость» и погубила Ивана Рябого.
           А в песне как бы говорилось, что будет непросто справиться с этим типом, вывести его на чистую воду. Он ироничен и по отношению к себе, и по отношению к этому самому милиционеру.

***


           Песню «Охота на волков» — когда писал – она меня замучила. Мне ночью снился припев. Я не знал, что буду писать, но помнил, что «идет охота на волков, идет охота».
           И наконец во время съемок фильма «Хозяин тайги» — это было в Сибири в Выезжем Логу – я сидел под такой гигантской лампочкой, по-моему, свечей на пятьсот она была.
           У какого-то фотографа мы достали в пустом доме.
           Золотухин спал, выпимши, потому что это был праздник.
           А я сел за белый лист…
           В это время встал Золотухин, который мне сказал: «Не сиди под светом, тебя застрелят!..»
           — С чего ты взял, Валерий?
           — В Лермонтова стрелял пьяный прапорщик!
           — Откуда ты знаешь?
           — Мне Паустовский сказал….
           Я всё понял, на следующий день его спрашиваю: «А почему тебе сказал Паустовский?»
           Он говорит: « Ну я имел в виду, что «как нам говорит Паустовский»… А потом я тебе честно признаюсь, откуда я вчера самогонку достал.
           Мне ребятишки принесли из дворов медовухи, а я им за это разрешил залезть в кювет и на тебя на живого смотреть»…
           Под дулами глаз я и написал эту песню, которая называется «Охота на волков».

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня опять, как вчера –
Обложили меня, обложили –
Гонят весело на номера.

Из-за елей хлопочут двустволки –
Там охотники прячутся в тень, —
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков…
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря – но не дрогнет рука…
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.

Волк не может нарушить традиций…
Видно в детстве – слепые щенки –
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – нельзя за флажки !..

И вот — охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков…
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Наши ноги и челюсти быстры, -—
Почему же, вожак, – дай ответ,
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!.

Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время мое:
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся – и поднял ружье…

Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков…
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Я из повиновения вышел –
За флажки – жажда жизни сильней!..
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей...

Рвусь из сил и из всех сухожилий…
Но сегодня не так, как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота –
На серых хищников, матерых и щенков…
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу – и пятна красные флажков.

Публикацию подготовил Олег Терентьев
при участии Натальи и Татьяны Терентьевых.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

  1. В.С.Высоцкий. Выступление в Центральном Дворце культуры, Усть-Каменогорск, осень 1970 года.
  2. В.С.Высоцкий. Выступление в строительно-дорожном институте, Усть-Каменогорск, октябрь 1970 года.
  3. В.С.Высоцкий. Выступление в Гаграх, 1972 год.
  4. В.С.Высоцкий. Выступление в Горловке, 1973 год.
  5. В.С.Высоцкий. Выступление в Донецке, 1973 год.
  6. В.С.Высоцкий. Выступление в Макеевке, 1973 год.
  7. В.С.Высоцкий. Выступление в МАМИ, 17.03.1978 года.
  8. В.С.Высоцкий. Выступление в клубе «Вече», город Зеленоград, 23.04.1978 года.
  9. В.С.Высоцкий. Выступление в ИКТП, 29.02.1980 года.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2000



Hosted by uCoz