«Короткие встречи»



           Несколько слов о фильме «Короткие встречи». Фильм незаслуженно замолчан и забыт.
           Мы все привыкли к динамике действия. Прекрасные событийные фильмы Гайдая, бурные события в фильмах Рязанова, кипучая жизнь в фильмах Шукшина…
           Все перечисленные мной режиссеры – мужчины. Взгляд на жизнь у них разный, но — мужской.
           Женщины-режиссеры видят мир иначе, по-своему. Фильмы их более ассоциативны, эмоциональны.
           Лариса Шепитько говорит со зрителем об отношениях между мужчиной и женщиной в прекрасной (далеко не всеми виденной и понятой) картине «Ты и я».
           Фильм Киры Муратовой «Короткие встречи» — скорее фильм-ассоциация, чем фильм-действие.
           Режиссер предлагает зрителю: «Остановись, не спеши, задумайся!»
           А рядом с тобой, и внутри тебя, и внутри близких тебе людей – жизнь. Реальная жизнь, показанная так, как ее видят женщины.

О. Терентьев


           «Как вы относитесь к работе с Кирой Муратовой? Будете ли у нее еще сниматься? Скоро должен выйти ее фильм «Долгие проводы».
           Значит, Киру Муратову я очень уважаю и люблю. Она прекрасный режиссер Одесской киностудии. Она сняла фильм «Короткие встречи». Кира Муратова очень талантливый человек. Я очень хорошо к ней отношусь, естественно, и с удовольствием бы еще снимался, потому что я считаю, что фильм «Короткие встречи» — одна из лучших моих работ.
           Это одна из любимых моих ролей. Я не знаю, видели вы ее или нет. Я в ней играл роль геолога.
           Вы знаете, в нас во всех сидит такая страсть к перемене мест, тяга к незнакомым местам и людям. С детства еще, с детских сказок, с детских книжек, в которых путешествуют люди по далеким странам. И вот в этом смысле кино дает очень большие возможности. Вы можете попасть куда угодно. Я за десять лет изъездил почти всю Россию, пропутешествовал.
           Но в то же время это довольно сложно, потому что дома говорят: «Вот ты все время ездишь! Что ты там делаешь? Сиди дома!»
           Ну это известно.
           И вот у этого геолога, который изображен в фильме «Короткие встречи», у него тоже такая судьба. Он ушел из министерства. Бросил тепленькое местечко, которое занимал в городе. Работает, ищет серебро. Находит его. Он по полгода не бывает дома, этот парень.
           У него дома неприятности.
           Жена говорит: «Ну что ты все уезжаешь, оставайся здесь, работай в Управлении, ведь ты же работал!..»
           А он говорит: «Зачем? Я не хочу. Поедем со мной!»
           Она говорит: «А что я там буду делать?»
           А он говорит: «А ты будешь хоть поваром!»
           Она говорит: «А я не хочу. У меня здесь работа хорошая!»
           Ну, в общем, они разговаривали, разговаривали, да поссорились.
           Он говорит: «Поедем со мной!»
           Она говорит: «Оставайся со мной!»
           А он встречает девушку где-то во время своих геологических скитаний. В общем, такой сложный психологический фильм.
           И он – человек со сложной судьбой. Судьба этого человека немножечко напоминает актерскую бродяжничью жизнь. Не потому, что у нас где-то девушки там, в наших скитаниях, а просто по настроению.
           Во время съемок я надолго осел в Одессе, поэтому очень многие считают, что я одессит. Это неправда. Я москвич, хотя во втором поколении киевлянин. У меня в Киеве жили бабка и дед, отец и мать. Я в Киеве достаточно часто бывал, хотя жил в Москве.
           В этом фильме я пел. Вообще я вам должен сказать, что после картины «Я родом из детства» мне так уж повезло, что я почти во всех картинах, где играю, сам пишу тексты и музыку и исполняю почти везде свои песни.
           Но в этом фильме я пел «Цыганочку». Это песня не моя, а я с некоторых пор не пою чужих песен совсем.
           Пел я и свои песни. Там была такая сказка «Страшно, аж жуть».


В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи – то разбойники.

Страшно, аж жуть!


В заколдованных болотах там кикиморы живут, —
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный – заграбастают…
А уж лешие – так по лесу и шастают.

Страшно, аж жуть!


А мужик, купец и воин попадал в дремучий лес, —
Кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез…
По причине попадали, без причины ли, —
Только всех их и видали – словно сгинули…

Страшно, аж жуть!


Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы – чуть друг друга не едят,—
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом.

Страшно, аж жуть!


Соловей-разбойник главный им устроил буйный пир,
А от них был Змей трехглавый и слуга его – Вампир,
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники.

Страшно, аж жуть!


Змей Горыныч взмыл на древо, ну – раскачивать его:
«Выводи, Разбойник, девок – пусть покажут кой-чаго!
Пусть нам лешие попляшут, попоют!
А не то я, матерь вашу, всех сгною!»

Страшно, аж жуть!


Все взревели, как медведи: «Натерпелись! Сколько лет!
Ведьмы мы али не ведьмы?!, Патриотки али нет?!.
Налил бельма, ишь ты клещ, отоварился!
А еще на наших женщин позарился!..»

Страшно, аж жуть!


Соловей-разбойник тоже был не только лыком шит,—
Гикнул, свистнул, крикнул: «Рожа, ты, заморский паразит!
Убирайся без бою, уматывай! И Вампира с собою прихватывай!»

Страшно, аж жуть!


… А теперь седые люди помнят прежние дела:
Билась нечисть грудью в груди и друг друга извела,—
Прекратилося навек безобразие –
Ходит в лес человек безбоязненно.

И не страшно ничуть!




ДЕЛА


Дела!
Меня замучили дела – каждый день, каждый день, каждый день, —
Дотла
Сгорели песни и стихи – дребедень! – дребедень! — дребедень!


Весь год
Жила-была, и вдруг взяла, собрала и ушла…
И вот
Такие грустные дела у меня.


Теперь
Хоть целый вечер подари, подари, подари, —
Поверь,
Я буду только говорить.


Из рук
Из рук вон плохо у меня шли дела, шли дела, —
И вдруг
Сгорели пламенем дотла, не дела, а зола…


Весь год
Она жила, и вдруг взяла, собрала и ушла…
И вот
Опять веселые дела у меня.


Теперь
Хоть целый вечер подари, подари, подари, —
Поверь,
Не буду даже говорить!


Теперь
Хоть целый вечер подари, подари, подари, —
Поверь,
Не буду даже говорить!





ПЕСНЯ О НОВОМ ВРЕМЕНИ


Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги, —
Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов…
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу унося седоков.

Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

И еще будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
О войне будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица,—
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!..


           Это был такой «бородатый период» у меня, потому что я все время играл в бороде. И было очень хорошо, потому что никто не узнавал на улице. Вот. Все считали, что я был с бородой на самом деле.
           Борода была наклеенная. Причем очень плохо наклеенная борода была. А отрастить было невозможно бороду свою, потому что, играя в театре, я не имел права никогда отпустить растительность.

Публикацию подготовили О.Терентьев


Перечень использованных фонограмм

  1. Выступление в Строительно-дорожном институте, Усть-Каменогорск, октябрь 1970 года.
  2. Выступпление в Центральном доме культуры, Усть-Каменогорск, 14.10.1970 года.
  3. Выступление в Иинституте электродинамики, Киев, 15.09.1971 года.
  4. Выступление в ИФАН, Киев, 24.09.1971 года.
  5. Выступление в НИИР, 30.11.1971 года.
  6. Выступление в Гаграх, 1972 год.
  7. Выступление в Макеевке, 1973 год.
  8. Выступление в ПТУ, Горловка, 1973 год.

Научно-популярный журнал «ВАГАНТ-МОСКВА» 2001



Hosted by uCoz